АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42–6489/2010
“31” декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 31 декабря 2010 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании незаконным решения от 18.08.2010 об отказе в государственной регистрации,
заинтересованные лица:
- ФИО2,
- ФИО3,
- ФИО4,
- ФИО5,
- ФИО6,
- ФИО7,
- ФИО8,
- ФИО9,
- ФИО10,
- ФИО11,
- ФИО12,
- ФИО13,
- ФИО14,
- ФИО15,
- кредитный потребительский кооператив «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА»,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не явился,
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску – ФИО16, по доверенности № 01-14-24-12/58 от 12.01.2010 (срок действия доверенности до 31.12.2010),
заинтересованных лиц:
ФИО2 – не явился,
ФИО3 – не явился,
ФИО4 – не явился,
ФИО5 – не явился,
ФИО6 – не явился,
ФИО7 – не явился,
ФИО8 – не явилась,
ФИО9 – не явилась,
ФИО10 – не явилась,
ФИО11 – не явился,
ФИО12 – не явился,
ФИО13 – не явилась,
ФИО14 – не явилась,
ФИО15 – не явилась,
кредитного потребительского кооператива «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА» - не явился, ходатайство,
установил:
ФИО1 (далее – ФИО1, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган) от 18.08.2010 об отказе в государственной регистрации кредитного потребительского кооператива «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА» (далее – Кооператив).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Кооператива ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, кредитный потребительский кооператив «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА».
В обоснование заявленных требований ФИО1 в заявлении указал, что в налоговый орган для государственной регистрации были представлены все необходимые документы, а заявление подписано им как одним из учредителей Кооператива.
ФИО1 считает, что оспариваемое решение ограничивает его права учредителя, поскольку законодательством не установлен запрет на подачу заявления лицом, не входящим в состав правления потребительского кооператива.
В представленном суду отзыве Инспекция с требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
По мнению налогового органа, в рассматриваемом случае основанием оспариваемого отказа послужило предоставление заявления о государственной регистрации Кооператива, подписанного неуполномоченным лицом, не входящим в состав членов правления.
Кроме того, Инспекция указала, что решением № 6152 от 20.09.2010 произведена государственная регистрация Кооператива на основании заявления, подписанного уполномоченным лицом. В этой связи Инспекция полагает, что предмет и основания спора в настоящее время отсутствуют, законные права и интересы заявителя не нарушены.
В представленном суду отзывеФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, кредитный потребительский кооператив «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА» требования ФИО1 поддержали, просили рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании представитель налогового органа против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
ФИО1 в судебное заседание не явился. Определение о времени и месте рассмотрения дела, направленное по известному суду его месту жительства, возвратилось в арбитражный суд с отметкой органа связи по истечении срока хранения.
В силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ФИО1 признается извещенным надлежащим образом арбитражным судом.
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, кредитный потребительский кооператив «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились.
С учетом мнения представителя Инспекции, обстоятельств дела и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, кредитного потребительского кооператива «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА».
Определением суда от 27.12.2010 производство по делу в части требования об отмене решения Инспекции от 18.08.2010 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По материалам дела установлено, что 11.08.2010 в Инспекцию посредством почтовой связи поступило заявление по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица (кредитного потребительского кооператива «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА») при создании. В качестве заявителя, подписавшего данное заявление, выступил ФИО1, подлинность подписи которого нотариально засвидетельствована.
К заявлению были приложены протокол № 1 от 06.08.2010 общего учредительного собрания членов Кооператива, устав Кооператива, документ об уплате государственной пошлины.
Решением от 18.08.2010 Инспекция на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) отказала в государственной регистрации юридического лица, в связи с непредставлением определенных статьей 12 названного Закона необходимых для государственной регистрации документов.
Указанное решение направлено в адрес ФИО1 с письмом № 09-24/5628 от 18.08.2010, в котором Инспекция указала, что в нарушение статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявление подписано неуполномоченным лицом, поскольку учредителями Кооператива являются ФИО2, ФИО6 и ФИО11
Не согласившись с решением налогового органа от 18.08.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя Инспекции, исследовав материалы дела, суд считает подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным решения Инспекции от 18.08.2010.
Порядок создания кредитного потребительского кооператива определен статьей 7 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон «О кредитной кооперации»), согласно которой кредитный кооператив создается на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу. Принципы создания кредитного кооператива устанавливаются уставом кредитного кооператива.
Учредители кредитного кооператива принимают решение о создании кредитного кооператива, которое оформляют протоколом, осуществляют подготовку проекта устава кредитного кооператива и организацию общего собрания учредителей кредитного кооператива, на котором принимается устав кредитного кооператива (часть 4 статьи 7 Закона «О кредитной кооперации»).
Согласно части 5 статьи 7 Закона «О кредитной кооперации» государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Законом № 129-ФЗ.
Закон № 129-ФЗ определяет государственную регистрацию юридических лиц, как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, регистрации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом (часть 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании представляется по форме Р 11001.
Пунктом 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе, учредитель или учредители юридического лица при его создании (подпункт «б).
Согласно подпункту «а» статьи 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляютсяподписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); документ об уплате государственной пошлины.
Как усматривается из материалов дела, в Инспекцию для государственной регистрации Кооператива представлены все необходимые документы, в том числе заявление о создании юридического лица по форме Р11001, подписанное ФИО1
Согласно протоколу № 1 от 06.08.2010 ФИО1 06.08.2010 на общем учредительном собрании членов Кооператива участвовал в принятии решения о создании Кооператива, в силу части 4 статьи 7 Закона «О кооперации» является одним из учредителей Кооператива и в соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ наделен полномочиями заявителя при государственной регистрации юридического лица.
Подлинность подписи ФИО1 на заявлении формы Р 11001 нотариально удостоверена.
Следовательно, вывод налогового органа о подписании заявления формы Р11001 неуполномоченным лицом противоречит положениям пункта 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.
Как установлено подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем необходимых документов, перечисленных в настоящем Законе.
Поскольку все необходимые для государственной регистрации документы, отвечающие требованиям статьи 12 Закона № 129-ФЗ, представлены ФИО1, у Инспекции отсутствовали основания, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица по заявлению Кооператива от 11.08.2010.
Наличие иных оснований, которые в силу пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ могут служить основанием для отказа в государственной регистрации, не установлено.
Таким образом, оспариваемое решение, как не соответствующее требованиям Закона № 129-ФЗ, влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, являющегося одним из учредителей Кооператива, что является основанием для удовлетворения требования о признании данного решения незаконным.
Последующая государственная регистрация Кооператива, произведенная в соответствии с решением налогового органа от 20.09.2010 № 6152, на что ссылается Инспекция, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя, поскольку оспариваемое решение Инспекцией не было отменено; указанная государственная регистрация осуществлена на основании другого заявления, подписанного не заявителем, а членом правления Кооператива ФИО2
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 18.08.2010 об отказе в государственной регистрации кредитного потребительского кооператива «ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА», обязав Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.
Судья Л.Е. Дмитриевская