АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183038, г. Мурманск, ул. Книповича, 20,
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-7148/2021
29 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 22.11.2021.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Терского района (ул. Дзержинского, д. 42, пгт. Умба, Терский р-н, Мурманская обл., 184703; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (пр. Кольский, д. 1, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо - Государственное областное казенное учреждение Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля» в лице филиала «Терское лесничество» (юридический адрес: ш. Верхне-Ростинское, д. 53, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес филиала: ул. Северная, д. 23, п.г.т. Умба, Терский р-н, Мурманская обл., 184703), об отмене предостережения, при участии представителей: от ответчика – по доверенности ФИО1, от иных лиц – не участвовали,
установил:
Администрация Терского района (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – ответчик, Министерство) о признании недействительным предостережения от 27.07.2021 №30-04/7100-СА о недопустимости нарушения обязательных требований.
В обоснование требований заявитель, сославшись на имеющиеся в ЕГРН сведения, указал, что земельный участок с кадастровым номером 51:04:0110020:26, отнесен к категории земель лесного фонда с видом разрешенного использования: для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности; о том, что такой земельный участок расположен на землях Госземзапаса, Министерством документов не представлено. Администрация не вправе распоряжаться землями Госземзапаса, принадлежащими Российской Федерации. Кроме того указал, что о проведении осмотра заявитель не был извещен, участие в рейде не принимал. Фиксация границ спорного участка и мест свалки осуществлялась прибором не имеющим сертификации и других официальных документов на разрешение его использования, равно как и фотофиксация применялась неизвестно каким прибором. Считает, что нарушение экологических требований (свал) было выявлено инспекторами Терского лесничества на своей подконтрольной территории.
Ответчик представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность обжалуемого предостережения; в подтверждение правовой позиции приобщил дополнительные документы (обращение № № 3664 от 15.07.2021; письмо о направлении информации для рассмотрения по подведомственности от 20.07.2021 № 03/6739; справка от 20.07.2021, служебная записка).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное областное казенное учреждение Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля» в лице филиала «Терское лесничество» (далее – Терское лесничество).
Заявитель и третье лицо, будучи извещенными надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств не заявили.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя ответчика, на основании положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство проведено в отсутствие заявителя и третьего лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Как следует из материалов дела, 15.07.2021 Администрация Терского района направила в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора сведения (исх. № 3664) о поступлении информации от жителей п. Умба о том, что в районе одного километра от деревни Кузрека, Терского района, дачники устроили свалку с мусором в лесу, и просила разобраться в возникшей ситуации.
Письмом от 20.07.2021 № 03/6739 Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора перенаправило вышеуказанную информацию в Министерство для рассмотрения по подведомственности, дополнительно указав, что согласно сведениям публично кадастровой карты РФ нарушение природоохранного законодательства происходит на земельном участке с кадастровым номером 51:04:0110019:6, кадастровый номер ЕЗП 51:00:0000000:9.
22.06.2021 по поручению Министерства (исх.№ 30-10/6746-СН от 21.06.2021) должностными лицами Терского лесничества произведен комиссионный осмотр земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка мусора, находящаяся в километре от деревни Кузрека. В ходе осмотра, проведенного в дневное время суток, при естественном освещении, установлено, что осматриваемый земельный участок расположен на землях Госземзапаса; на общей площади 205м² имеется бытовой и строительный мусор. Результаты осмотра зафиксированы в акте, с приложенными к нему фотоматериалами и выкопировкой с планшета. На выкопировке с планшета зафиксированы координаты точек расположения несанкционированной свалки.
Установив наличие на земельном участке с кадастровым номером 51:04:0110020:26 на территории Терского района Мурманской области трех свалок, которые расположены вне пределов лесного фонда, Министерство 27.07.2021 выдало Администрации предостережение № 30-04/7100-СА о недопущении нарушения обязательных требований, которым предложило принять необходимые меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления по очистке земельного участка с кадастровым номером 51:04:0110020:26 в одном километре от д. Кузрека территории Терского района от отходов производства и потребления. Уведомление об исполнении предостережения необходимо представить в срок до 30.09.2021.
Письмом от 04.08.2021 исх. № 3948 Администрация представила письменные возражения на предостережение, в которых указала, что земли Госземзапаса не могут использоваться Администрацией без специальных разрешительных документов, поскольку находятся в собственности Российской Федерации, кроме того, спорный земельный участок относится к категории земель – земли лесного фонда, с видом разрешенного использования для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Не получив какого-либо ответа на возражения, считая выданное предостережение незаконным, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 13.2 Закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления (п. 1).
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами, осуществляется в одностороннем порядке.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из части 6 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ следует, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, согласно которым при отсутствии возражений юридическое лицо в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения (пункт 11 Правил).
Согласно пунктам 10 и 11 Правил орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует результаты рассмотрения возражений или уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем первым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 7-ФЗ и пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Спорный земельный участок входит в границы территории муниципального образования Терского района.
Положениями статьи 4 Устава муниципального образования Терский муниципальный район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Терского района от 07.10.2010 № 231, установлено, что территорию муниципального района составляют городские земли, земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.
Фактическое наличие несанкционированных свалок и их место нахождения заявителем не оспаривается. Считая незаконным предостережение Администрация указывает на отнесение земельного участка к землям лесного фонда, который является подконтрольной территорий Терского лесничества, ссылаясь на сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:00:0000000:9.
Вышеуказанный земельный участок представляет собой единое землепользование, которое включает в себя, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 51:04:0110020:26 (на территории которого выявлено нарушение). При этом, согласно представленной заявителем выписки из ЕГРН, границы спорного земельного участка не определены, являются декларативными (координаты характерных точек местоположения границ земельного участка не установлены).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 ЛК РФ), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления) и нелесные земли (земли, необходимые для освоения лесов, и земли, неудобные для использования).
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.
В соответствии с положениями Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной документации» в перечень лесоустроительной документации входят лесоустроительные планшеты (выкопировка с которого является приложением к акту осмотра от 22.07.2021.).
На основании части 2 статьи 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Органом, уполномоченным на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Мурманской области, является Министерство.
По сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, точки с координатами места выявления несанкционированных свалок не относятся к землям лесного фонда, что следует из представленной в материалы дела служебной записки начальника отдела лесного хозяйства Министерства.
Сам факт того, что на участке прорастает лес, не является безусловным основанием его отнесения к землям лесного фонда.
С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предостережение выдано Министерством в соответствии с положениями действующего законодательства.
Приведенные заявителем доводы не опровергают законность выдачи Министерством предостережения.
Оспариваемое предостережение выдано Администрации в целях профилактики нарушений обязательных требований по проведению своевременных мероприятий по охране земель и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, очистке земельного участка от таких отходов, является законным, обоснованным, и не нарушает права и законные интересы заявителя; оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд.
Судья Карачева А.Е.