АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело №А42 – 7508/2007
«26 февраля 2008 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Бубен В.Г.,
пи ведении протокола судебного заседания судьёй,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о принудительном прекращении предпринимательской деятельности
при участии представителей сторон:
заявитель – ФИО2 - доверенность от 30.05.2007г. № 80-14-30-20/81537;
ответчик – извещён, не явился;
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее – заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - предприниматель, ответчик) о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В обоснование заявленного требования инспекция указала, что при регистрации предпринимателем представлены в инспекцию недостоверные сведения, в связи с чем, по мнению инспекции, грубо нарушено законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному адресу, в судебное заседание не явился, отзыва на иск не представил. Копия судебного акта вернулась обратно с пометкой почтового отделения «за истечением срока хранения».
С учетом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представителем заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержано по основаниям, изложенным в заявлении.
Как следует из материалов дела, 06.04.2004 ФИО1 обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. К указанному заявлению были приложены следующие документы: паспорт А 0743033, выданный 28.05.1998г. в г. Ош Республики Киргизстан (МВД 50-41), копия миграционной карты № 56030858/787 от 11.02.2004, вкладыш к национальному паспорту А 0743033 с отметкой № 156 ПВС ОВД Октябрьского округа г. Мурманска о регистрации по месту временного пребывания от 18.02.2004г. по 11.05.2004г., квитанция от 05.04.2004 об уплате государственной пошлины (л.д.11-22).
09.04.2004 ответчик был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Мурманску Мурманской области под основным государственным регистрационным номером 304519010000098 (л.д. 7-9).
Посчитав, что предпринимателем при подаче заявления на регистрацию представлены в инспекцию неполные (недостоверные) сведения, что является грубым нарушением законодательства, регулирующего отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, Инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) иностранный гражданин при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя обязан представить в регистрирующий орган по месту своего жительства следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
- копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
- документ об уплате государственной пошлины.
Представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Закона.
Как следует из материалов дела, предпринимателем при подаче заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в качестве документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации, была представлена копия миграционной карты с отметкой о въезде на территорию Российской Федерации 11.02.2004, сроком пребывания на 90 дней и отметкой регистрации в паспортно-визовой службе от 18.02.2004, копия вкладыша к национальному паспорту с отметкой о регистрации по месту временного пребывания № 156 ПВС ОВД Октябрьского округа г. Мурманска о регистрации по месту временного пребывания от 18.02.2004г. по 11.05.2004г.
Согласно пункту 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Постановлением Правительства Российской от 01.11.2002 N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Образец отметки о разрешении временного проживания, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в виде штампа и образец бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства, утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.04.2003 N 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что документы, представленные предпринимателем 09.04.2004 в налоговый орган, не являются надлежащими документами, подтверждающими его право на временное проживание в Российской Федерации.
Однако 09.04.2004 Инспекция приняла решение о регистрации (л.д.7). При этом решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ) Инспекцией не принималось.
В силу пункта 3 вышеупомянутой нормы регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Между тем, предусмотренная данной статьей санкция не может быть назначена по одному лишь формальному основанию, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям, а также вызванными ими последствиям.
То обстоятельство, что в последующем (спустя три с половиной года после регистрации) регистрирующий орган пришел к выводу о том, что указанные документы, не являются надлежащими документами, подтверждающими право ФИО1 временно проживать в Российской Федерации, не может служить основанием для квалификации действий предпринимателя в качестве грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, указанное нарушение не отвечает признакам неоднократности, доказательств умышленного введения в заблуждение регистрирующего органа относительно своего права на проживание в Российской Федерации либо представления сфальсифицированных документов, инспекцией не представлено.
Кроме того, из представленной инспекцией в материалы настоящего дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 20.09.2007г. следует, что в разделы «Сведения о гражданстве» и «Сведения о документе, удостоверяющем личность», Инспекцией были внесены изменения. Инспекция указала, что ФИО1 является гражданином Российской Федерации и что документом, удостоверяющим личность Хамидова Махмуджана, является паспорт гражданина Российской Федерации <...>, выданный 02.06.2007г. ОУФМС России по МО в Ленинском округе города Мурманска (л.д. 7). Инспекцией представлена справка паспортно-визовой службы, свидетельствующая о том, что ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания в <...>, на срок с 28.08.2007г. до 28.02.2008г.
Следовательно, в настоящее время регистрация предпринимателя ФИО1, являющегося гражданином Российской Федерации, соответствует требованиям статьи 22.1 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя о прекращении деятельности Хамидова Махмуджана в качестве индивидуального предпринимателя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
в удовлетворении требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску о принудительном прекращении предпринимательской деятельности Хамидова Махмуджана отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок с даты изготовления судом мотивированного решения.
Судья Бубен В. Г.