АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-7939/2016
«22» марта 2016 года
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Евтушенко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж»
к государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2
о признании недействительным решения № 69/в от 23.07.2015 в части
при участии в заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен
ответчика - не явился, извещен, ходатайство
Резолютивное решение вынесено 15.03.2016
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 22.03.2016
установил:
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж» (далее - Учреждение, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 (далее - МРО ФСС, Отделение ФСС, ответчик) о признании недействительным решения филиала № 2 от 23.07.2015 № 69/в в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 7 467 руб. 56 коп. и штрафа в сумме 1 493 руб. 51 коп.
В обоснование требований заявитель указал, что решением Мурманской областной Думы установлены единовременные пособия, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).
В отзыве ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что денежная компенсация в связи с выходом на пенсию в размере 3-х должностных окладов, начисленная и выплаченная педагогическим работникам на основании Закона Мурманской области от 04.10.2006 №794-01-ЗМО «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных образовательных учреждений Мурманской области», выплачивается свыше норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а, следовательно, является объектом обложения страховыми взносами.
В отношении единовременных выплат молодым специалистам ответчик указал, что в случае, если единовременные выплаты производятся государственными учреждениями, с которыми работники - молодые специалисты состоят в трудовых отношениях, суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и, соответственно, государственные учреждения являются плательщиками страховых взносов в отношении указанных выплат независимо от источника финансирования.
Представители сторон в судебное заседание не явились, ответчик направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявитель в ранее направленных в суд ходатайствах также просил рассмотреть дело без участия представителя заявителя.
Как следует из материалов дела, МРО ФСС в период с 06.05.2015 по 22.06.2015 проведена плановая выездная проверка заявителя в целях контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки был составлен акт от 23.06.2015 №69/в.
На основании акта проверки, с учетом возражений страхователя, 23.07.2015 и.о. руководителя Отделения ФСС было принято решение №69/в о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Указанным решением страхователь, был привлечен, в том числе, к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 496 руб. 41 коп. за занижение базы для начисления страховых взносов при выплате педагогам-молодым специалистам единовременного пособия в размере 6-ти должностных окладов и выплате педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической работы 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа) единовременного пособия в размере 3-х должностных окладов. Кроме того, Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 7 482 руб. 06 коп.
Не согласившись с решением МРО ФСС от 23.07.2015 № 69/в в указанной части, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного закона.
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пункт 1 части 1 указанной статьи).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда.
Решением Мурманской областной Думы от 21.09.2006 принят Закон Мурманской области от 04.10.2006 №794-01-ЗМО (в редакции от 20.12.2013) «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных организаций Мурманской области» (далее - Закон № 794-01-ЗМО).
Согласно статье 2 Закона № 794-01-ЗМО педагогическим работникам установлены следующие меры социальной поддержки:
- выплаты педагогу - молодому специалисту единовременного пособия в размере 6 должностных окладов;
- выплаты педагогическому работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической работы 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа) единовременного пособия в размере 3-х должностных окладов.
Финансирование данных расходов производится за счет средств областного бюджета (статья 3 Закона №794-01-ЗМО).
Таким образом, Законом Мурманской области от 04.10.2006 №794-01-ЗМО, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогам - молодым специалистам, а также педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической работы 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа), установлено единовременное пособие.
При таких обстоятельствах, спорные выплаты носят характер социальной поддержки и выплачиваются не в рамках трудовых отношений, соответственно, не включаются в базу для начисления страховых взносов. Данные выплаты подпадают под категорию необлагаемых выплат, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ.
Таким образом, доначисление Учреждению страховых взносов и взыскание с него штрафов в связи с невключением в объект обложения страховыми взносами и базу для их исчисления единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов и педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической работы 25 лет и более) является неправомерным.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
р е ш и л :
Требования государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж» удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующим положениям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», решение Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 23.07.2015 № 69/в в части предложения уплаты страховых взносов в сумме в сумме 7 467 руб. 56 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 1 493 руб. 51 коп., обязав Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), юридический адрес: <...>, в пользу государственного автономного образовательного учреждения Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический колледж», юридический адрес: <...>, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.
Судья О.А. Евтушенко