АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-8234/2006
«16» января 2007 года
Арбитражный суд Мурманской области в составе:
судьи Драчёвой Н.И.,
при ведении протокола судьей Драчёвой Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Яковленко Сании Абдулсаматовны
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области
о взыскании излишне уплаченного штрафа в сумме 30 000 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 14.09.2006, нотариально удостоверенной в реестре №6740, паспорт серии 47 06 №033828;
от ответчика – не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области (далее - Инспекция, ответчик) о взыскании излишне уплаченного штрафа в сумме 30 000 руб.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что решение Инспекции об отказе в возврате излишне уплаченного штрафа в связи с тем, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не предусмотрено проведение возвратов по виду платежа «штраф», необоснованно, поскольку нормы указанной статьи распространяются также и на зачет и возврат штрафов, следовательно уплаченный ошибочно от имени предпринимателя за ООО «Стрелец» административный штраф в размере 30 000 руб. подлежит возврату.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования, просил излишне уплаченный штраф возвратить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном в ходе судебного разбирательства отзыве указал, что статьей 78 НК РФ предусмотрен зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Зачет (возврат) излишне уплаченной суммы по виду платежа «штраф» нормой указанной статьи не предусмотрен. Кроме того, излишне уплаченная сумма штрафа является административным штрафом, а не налоговым платежом, в связи с чем вышеуказанная статья не может регулировать отношения, связанные с возвратом этой суммы, а нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возврат излишне уплаченного штрафа не предусмотрен (л.д.18,оборот).
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заявителя и в соответствии с частью 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Материалами дела установлено следующее.
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 304510405500027 (л.д.8). В качестве налогоплательщика состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области.
26.07.2006 года постановлением Инспекции общество с ограниченной ответственностью «Стрелец», директором которого, согласно приказу от 25.04.2006 года №1 является ФИО2, привлечено к административной ответственности в виде взыскания налоговой санкции в соответствии со статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.9, 11).
Указанное постановление сопроводительным письмом от 28.07.2006 года №14-13/15526, Инспекция направила в адрес общества с ограниченной ответственностью «Стрелец» (л.д.10).
22.08.2006 года квитанцией №42 ФИО2 уплачен по коду бюджетной классификации (далее – КБК) 18211608000013000140 административный штраф в сумме 30 000 руб. (л.д.7).
Письмом от 17.10.2006 года №02 предприниматель направил в инспекцию заявление о возврате ошибочно перечисленной на счет УФК Минфина России (МРИ ФНС России № 5 по Мурманской области) (л.д. 12).
Письмом от 24.10.2006 года №506-22973, направленным в адрес предпринимателя Инспекция отказала в проведении возврата штрафа за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции КБК 18211608000013000140 в размере 30 000 руб., в связи с тем , что статьей 78 НК РФ не предусмотрено проведение возвратов по виду платежа «штраф» (л.д.14).
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Согласно указанному Положению Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня - составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно пункту 5.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года № 506 к полномочиям Федеральной налоговой службы относятся возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 7.7 примерного Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом ФНС России от 30.11.2004 № САЭ-3-15/142@, инспекция осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов.
Согласно статьям 215, 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним относится к компетенции администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов урегулирован Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации», в соответствии с которым установлены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н возврат плательщиком излишне уплаченных сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Приказом Минфина Российской Федерации от 21.12.2005 года № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Приложением № 11 к вышеуказанному приказу установлен перечень администраторов, согласно которому Федеральная налоговая служба является администратором соответствующих платежей по денежным взысканиям (штрафам) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции (КБК 18211608000010000140). Непосредственно возврат осуществляется органами федерального казначейства на основании решения администратора.
Решение о возмещении сумм, подлежащих возврату, принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика. Обязанность органов федерального казначейства исполнить решение налогового органа о возврате указанных сумм в том случае, если такое решение будет принято, предусмотрена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 года № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации».
Суд установил, что административный штраф в сумме 30 000 руб. был уплачен предпринимателем и поступил в федеральный бюджет. Представителем заявителя пояснено, что указанный штраф был уплачен предпринимателем ошибочно, предприниматель одновременно является директором общества с ограниченной ответственностью «Стрелец» и уплатил штраф на основании постановления 26.07.2006 года за указанное юридическое лицо. Инспекцией не оспаривается, что предприниматель к административной ответственности за нарушение правил в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции не привлекался, следовательно, суд считает, что оснований для уплаты им административного штрафа в сумме 30 000 руб. не имеется. Также не оспаривается Инспекцией ни факт уплаты штрафа, ни факт ошибочной его уплаты.
Ссылку Инспекции на то, что положениями статьи 78 НК РФ регулируется только возврат излишне уплаченного налога, а не штрафа, суд считает несостоятельной. Положения названной статьи могут быть применены в данном случае по аналогии закона. Кроме того, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная им государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 167-170, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из средств федерального бюджета излишне уплаченный штраф в сумме 30 000 руб.
Возвратить ФИО2 из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 200 (одну тысячу двести) руб., уплаченную квитанцией № 66 от 23.11.2006 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.
Судья Н.И. Драчёва