АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20 http://murmansk.arbitr.ru/
г. Мурманск Дело № А42-8318/2015
28 января 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2016 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (ул. Флотская, д. 9, г. Снежногорск, Мурманская область, 184682; ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632)
к Контрольно-счетной палате муниципального образования ЗАТО Александровск (ул.Советская, д.8, г.Полярный, Мурманская область, 184650; ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании недействительным представления № 3-ПР от 07.09.2015 в части
при участии представителей:
от заявителя – директора ФИО1 – приказ от 28.01.2013 №03-л; ФИО2 – по доверенности от 11.01.2016;
от ответчика – ФИО3 – по доверенности от 02.11.2015; ФИО4 – по доверенности от 02.11.2015; председателя - ФИО5 –служебное удостоверение;
установил:
Муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2,3,4 представления № 3-ПР от 07.09.2015, вынесенного Контрольно-счетной палатой муниципального образования ЗАТО Александровск (далее – ответчик, КСП).
В обоснование заявленных требований с учетом дополнений заявитель указал, что указанное представление вынесено в нарушение Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск №8 от 07.02.2014, поскольку должно содержать указание на конкретные нарушения и конкретные основания вынесения представления. Учреждение считает, что приказом УМС администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2014 на МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» возложена функция администратора доходов. Указанная функция третьим лицам не передавалась. Предметом договора, форма которого утверждена постановлением от 04.06.2014 №1377 не является передача функций администратора доходов, таким образом, в связи с установлением соответствующего порядка по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем, возложение обязанности представлением по осуществлению в полном объеме бюджетных полномочий администратора неналоговых доходов местного бюджета не основано на нормах права. Возложение на Учреждение обязанности по обеспечению поступления в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений по нормативу 100% в срок до 07.10.2015 не основано на нормах действующего законодательства, поскольку согласно статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за пользование жилым помещением (плата за наем) вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Таким образом плата за наем является периодическим платежном нанимателей жилых помещений. Средства. Поступающие от граждан в виде платы за наем являются неналоговыми доходами местного бюджета и перечисляются в полном объеме в местный бюджет. Требование по расторжению договоров по начислению и взиманию платы за наем с управляющими компаниями противоречит постановлению Администрации от 04.06.2014 №1377. Сторона по договору об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем не является агентом.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель ответчика требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве на заявление и дополнении к нему указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, сослался на материалы проверки, кроме того, не нарушает прав и законных интересов учреждения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, распоряжением КСП от 28.05.2015 №23-р на основании обращения главы ЗАТО Александровск, пункта 4 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2015 год, назначена проверка по теме «Целевого и эффективное использование средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года. Правомерность и соответствие федеральному законодательству муниципальных правовых актов, регламентирующих установление платы за наем жилых помещений и порядок их применения в администрации ЗАТО Александровск, Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, МКУ Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск в период с 03.06.2015 по 17.06.2015. Распоряжением от 17.06.2015 №25-р срок проверки продлен до 18.06.2015.
Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2015 №4/3, который подписан с разногласиями.
31.08.2015 составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого вынесено представление об устранении нарушений, установленных проверкой целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года от 07.09.2015 №3-ПР.
Как следует из указанного представления, проверкой проведенной в Учреждении установлено:
1. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) неисполняются бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взысканию задолженности,принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей, что не согласуется с принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленными статьей 32 БК РФ, и с порядком формирования неналоговых доходов бюджета, установленные в статьях 40, 41, 42 и 62 БК РФ. Проверкой установлено, что МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» в части администрирования неналоговых доходов ограничена только сбором информации от управляющих компаний по начисленным и перечисленным денежным средствам в виде платы за наем жилых помещений.
2. Задолженность ООО «УК «Вьюжный» и ООО «Каскад» по перечислению собранной с заселения платы за найм жилых помещений в местный бюджет составляет 926,32 тыс.руб.
3. Вследствие отсутствия контроля, а также в нарушение постановления администрации ЗАТО Александровск от 04.06.2014 № 1377, утверждающего Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями, Договора об оказании услуг по перечислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 01.03.2015, ООО «Домоуправление» в I квартале 2015 года не осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за найм жилых помещений. Начисление и перечисление платы за найм жилых помещений за указанный период произведено во II квартале 2015 года.
4. В нарушение пункта 2.5 Порядка, разделов 4 Договора, утвержденных постановлением администрации ЗАТО Александровск от управляющих компаний: ООО «Домоуправление», ООО «УК Вьюжный», ООО «Каскад» акты сверок в адрес МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» поступают несвоевременно, частично отсутствуют, неоднократно уточняются. Проверке акты сверок МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» не представлены.
5. В нарушение пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, пункта 3 статьи 155 ЖК РФ, администратором доходов местного бюджета МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» переданы полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений, управляющим компаниям.
6. В нарушение пункта 3.1.14 приложения №2 к постановлению администрации от 04.06.2014 №1377, запрещающего заключать исполнителям договоры с третьими лицами, управляющие компании ООО «Домоуправление» и ООО «УК Вьюжный» заключили агентские договоры с третьими лицами, что привело к дополнительным расходам местного бюджета. В соответствии с пунктом 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения, то есть муниципальному образованию. Поскольку плата за наем является доходом собственника жилого помещения, управляющая организация не имеет отношения к начислению и приему платы за пользование жилым помещением (платы наем). Это обязанность исключительно наймодателя. Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 15 статьи 155 ЖК РФ) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений муниципального жилищных фондов и взимания платы за жилое помещение платежным агентомили осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом. Участники расчетов за жилые замещения и коммунальные услуги действуют на основании норм Закона о платежных агентах и законодательства о банковской деятельности. Платежный агент не совершает юридических действий, а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком (наймодателем).
7. В нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1.7 постановления администрации ЗАТО Александровск №1377 от 04.06.2014, Договоры об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению за наем заключены без проведения конкурсных процедур.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 г. №8, Контрольно-счетная палата ЗАТО Александровск предложила в срок до 07.10.2015:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;
2. Осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за найм помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 160.1 БК РФ и постановлением администрации от 19.01.2010 №15;
3. В соответствии со статьей 62, статьей 160.1 БК РФ обеспечить поступление в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за найм жилых помещений по нормативу 100%.
4. Расторгнуть договора по начислению и взиманию платы за найм с управляющими компаниями. Договоры с платежными агентами заключать в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 1.7 постановления администрации ЗАТО Александровск №1377 от 04.06.2014.
5. Представить в контрольно-счетную палату ЗАТО Александровск информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
Посчитав пункты 2,3 и 4 указанного представления не соответствующими требованиям действующего законодательства, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его недействительным в соответствующей части.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии следующих условий в совокупности: несоответствия такого действия (бездействия) или ненормативного акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 N 31) (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Мурманской области 05.06.2009 N RU513430002009001) контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. Контрольно-счетная палата подотчетна Совету депутатов. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8 при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
Контрольно-счетная плата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию ЗАТО Александровск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты. Органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (части 1-4 статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск).
Согласно статье 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку (будучи, как верно отметили суды, промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения на определенном этапе и при определенных результатах финансового контроля) порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Промежуточный характер такого документа (представления), равно как и отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означают его сугубо информационный характер и не исключают для заявителя перспективу восстановления прав в судебном порядке, а для компетентных органов государственной власти столь же значимую перспективу судебной защиты интересов субъекта Российской Федерации (по факту отсутствия должной реакции учреждения на оспариваемое представление).
Иное толкование этих нормативных положений не согласуется с очевидной волей законодателя установить действенный механизм финансового контроля на каждом его этапе, с целью последовательной и эффективной реализации требований бюджетного законодательства. Такая реализация может предполагать правовую природу рассматриваемого представления КСП только как акта властного органа, обязательного к исполнению. Иначе значимый этап финансового контроля лишается должной результативности и сводится лишь к обмену информацией, не порождающему у его участников каких-либо прав и обязанностей.
В данном случае судом установлено, что контрольно-счетная палата, вынося представление, действовало в рамках своих полномочий, представление содержит выводы о нарушении бюджетного законодательства, содержит предложения об устранении в установленный срок выявленных нарушений, в связи с чем обладает признаками ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства статья 3 БК РФ понимает указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.
Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
С учетом изложенного суд считает, что счетная палата уполномочена на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно части 3 статьи 42 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
В соответствии со статьей 62 БК РФ неналоговые доходы местного бюджета формируются в числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных - нормативу 100%.
Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Исходя из содержания перечисленных норм, действительно -плата за наем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является неналоговым доходом бюджета ЗАТО Александровск и подлежит обязательному зачислению в местный бюджет. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что администратор дохода местного бюджета вправе передать полномочия по сбору и иным полномочиям неналогового дохода иному лицу. Лицо, осуществляющее возложенные на нее полномочия администратора данного вида доходов, не имеет права в силу перечисленных положений БК РФ передавать полномочия по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, взыскания и т.д. платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. Иное свидетельствует о нарушении таким лицом норм бюджетного законодательства.
Между тем, в ходе контрольного мероприятия по проверке администрирования доходов, поступающих в счет оплаты за наем жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и найма жилых помещений специализированного жилого фонда, а также судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 99 «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», главным администратором неналоговых доходов, в том числе по доходам бюджета по коду бюджетной классификации 915 1 11 09044 04 000 120 (Прочие поступления от использования имущества, находящихся в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) утверждено УМС администрации ЗАТО Александровск..
На основании приказа УМС администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2014 № 63 «О возложении функций администратора доходов бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год» на МКУ СМИ ЗАТО Александровск» возложены полномочия администратора доходов местного бюджета, поступающих от платежей за найм жилых помещений.
Согласно пункту 2 указанного приказа, МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», являясь администратором доходов, выполняет следующие функции: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; доводит до плательщиков реквизиты счетов, открытых в органах Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним); осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующие бюджетные правоотношения.
В целях создания единой схемы начисления, сбора, взыскания и перечисления платы граждан за пользование (наем) жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - плата за наем) постановлением Администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 04.06.2014 N 1377 утвержден Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 1.7 указанного Порядка начисление, сбор, взыскание и перечисление платы за наем производится организацией, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее - Организация), на основании договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем (далее - Договор). Договор заключается между Организацией и администрацией ЗАТО Александровск в лице директора МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (пункт 1.8 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка Организация представляет платежные документы на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в бюджет ЗАТО Александровск нанимателям жилых помещений по договорам: социального найма; найма специализированных жилых помещений; найма жилых помещений коммерческого использования; найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, заключенным до 1 марта 2005 года.
При заполнении платежных документов на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и пени в бюджет ЗАТО Александровск должен указываться код бюджетной классификации "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" (пункт 2.3 Порядка). По результатам сверок Организация в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации производит начисление пени лицам, несвоевременно и (или) не полностью внесшим плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (пункт 2.6 Порядка).
Согласно пунктам 2,7-3.3 Порядка Организация аккумулирует на своем расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений, для последующего их перечисления в бюджет ЗАТО Александровск. Аккумулированные Организацией на расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений и взысканные как задолженность нанимателей по плате за наем жилых помещений, подлежат перечислению в бюджет ЗАТО Александровск в соответствии с Бюджетной квалификацией Российской Федерации. Организация производит перечисление денежных средств, собранных (внесенных нанимателями) за отчетный месяц (с первого по последний календарный день расчетного месяца), в бюджет ЗАТО Александровск по реквизитам, указанным в Договоре, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, за вычетом вознаграждения Организации по Договору. Вознаграждение Организации за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем устанавливается Договором.
Разделом 3 Договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем Организации обязаны начислять плату наем по лицевым счетам нанимателей, осуществлять перерасчет и возврат излишне уплаченной нанимателями платы за наем, вести учет сумм начисленной и фактически оплаченной нанимателями платы за наем, вести контроль за своевременным внесением нанимателем платы за наем и начислять пени за несвоевременное внесение платы за наем, а также в случае невнесения нанимателем платы за наем обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности и пеней оплате за наем.
Согласно пунктам 3.1. и 3.1.14 типового договора, исполнитель обязан лично оказать по настоящему Договору услуги надлежащим образом и в сроки, установленные пп. 3.1.5, 3.1.8 - 3.1.11, 3.1.13, 6.1 настоящего Договора. Не заключать в целях исполнения Договора договоры с третьими лицами.
Согласно пункту 1 постановления Администрации МО ЗАТО Александровск от 04.08.2014 N 1925 «Об установлении вознаграждения за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем» вознаграждение за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем установлено в размере 2 % от суммы собранной платы за наем для перечисления в бюджет ЗАТО Александровск.
Фактически было установлено и данные обстоятельства заявителем не опровергнуты, что в проверяемом периоде МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», заключены договоры с управляющими компаниями на оказание услуг по начислению, перерасчету, сбору, взысканию задолженности и перечислению платы за наем: с ООО «Домоуправление» г. Полярный на основании договора от 01.03.2015, сроком действия с 01.01.2015 в пределах срока управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей основании постановления администрации от 04.08.2014 №1925; c ООО «Управляющая компания «Вьюжный» г.Снежногорск на основании договора от 01.01.2015, сроком действия договора с 01.01.2015 в рамках действия заключенных договоров управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления; c ООО «Каскад» г.Гаджиево - представлены 2 договора с одинаковым cроком действия, один возмездного оказания услуг, второй - безвозмездного. Договор от 04.08.2014 б/н. Срок действия договора три года с 01.06.2014. Сумма вознаграждения оказанные услуги составляет 2% от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления администрации от 04.08.2014 №1925. Договор от 15.12.2014 б/н безвозмездного оказания услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем с ООО «Каскад»., сроком действия договора три года с 01.06.2014.
В свою очередь ООО «Домоуправление» заключило договор с ООО «Единый расчетный центр» (далее по тексту - ООО «ЕРЦ») от 01.07.2014 № 21-1/14 по начислению платы за жилые помещения и коммунальные услуги и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов организации сбора и приема платежей. Сумма вознаграждения по данному агентскому договору для ООО «ЕРЦ» составляет: 43,50 руб. за ведение одного л/с плательщика и формирование платежного документа; 1% от суммы платежей, принятых ООО «ЕРЦ» в собственных операционных кассах и (или) от фактически внесенных плательщиками сумм на банковские счета. ООО «УК «Вьюжный» договор с ООО «ЕРЦ» не представила, однако согласно квитанций фактическое начисление платы за найм жилых помещений и коммунальные услуги производит ООО «ЕРЦ, что подтверждается выставленными ООО «ЕРЦ» счетами-извещениями в пользу нанимателей жилых помещений.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что администратор доходов в нарушение норм бюджетного законодательства передал часть своих полномочий (начислению, взысканию задолженности, сбору) иным организациям, в том числе управляющим компаниям, которые свою очередь заключили договоры с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Дале – Закон №103-ФЗ) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанное свидетельствует о том, что Федеральным Законом разрешается осуществлять платежи в пользу указанных субъектов.
В данном случае администратор (заявитель по делу) является поставщиком в смысле, придаваемом этому понятию Законом N 103-ФЗ, как лицо, которое получает плату за наем в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В части 1 статьи 3 указанного Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона № 103 поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно пункту 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Платежный агент не совершает юридических действий, а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком (наймодателем).
Между тем, в нарушение указанных норм, управляющие компании ООО «Домоуправление» и ООО «УК «Вьюжный», не являясь поставщиками, приняли на себя обязательство осуществлять расчет платежей за наём, оформлять счета к оплате, осуществлять сбор платежей за жилье с нанимателей жилых помещений, заключили договор в третьим лицом (ООО «ЕРЦ») по начислению платы за жилые помещения и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов, организации сбора и приема платежей. При этом поступление платы за наем жилых помещений осуществлялось нанимателями не напрямую на счет местного бюджета, с использованием специальных банковских счетов, используемых при расчетах с участием поставщика и платежного агента, как это предусмотрено законом, а на расчетные счета указанных лиц с последующим перечислением собранных средств управляющими компаниями на счет бюджета, за минусом вознаграждения агенту, что является также нарушением требования полноты поступления дохода в бюджет по нормативу 100 %. Довод заявителя о сроках уплаты нанимателями такой платы и срока исполнения представления, судом не принимается, поскольку не имеет отношения к данному требованию закона. Поступление в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за наём жилых помещений по нормативу 100% означает не то, что администратор всеми способами должен обеспечить поступление запланированной суммы дохода в бюджет, хотя к этому он, очевидно, должен и обязан стремиться в рамках исполнения бюджета, а то, что плата за наем помещения по установленному тарифу должна поступать от нанимателя в местный бюджет в полном объеме, без каких-либо вычетов на вознаграждение агентам, платежным агентам, то есть в размере 100% от уплаченной нанимателем.
Фактически, администратор действительно не осуществлял в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за наём помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 160.1 БК РФ, заключив с управляющими компаниями договоры в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и без проведения конкурсных процедур, в связи с чем представление в оспариваемой части соответствует законодательству, содержит обоснованные исполнимые и направленные на устранение выявленных нарушений предложения по их устранению, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.
Судья Е.А. Зыкина