ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8346/15 от 09.02.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049, http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-8346/2015

16 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лазаревой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, ул. Флотская, д. 9, г. Снежногорск, Мурманская область, 184682 (ОГРН 1105105000045, ИНН 5112032391)

к Контрольно-счетной палате муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, ул.Советская, д.8, г.Полярный, Мурманская область, 184650 (ОГРН 1125110000322, ИНН 5116001193)

о признании недействительным представления № 2-ПР от 07.09.2015

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Андреевой Е.А., по доверенности от 11.01.2016 № 17-01,

ответчика – Коджебаш С.В., по доверенности от 02.11.2015,

– председателя Дворяновой Е.В.,

установил:

Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск (далее – заявитель, УМС, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – ответчик, КСП) №2-ПР от 07.09.2015.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое представление вынесено в нарушение Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ) и Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, поскольку не содержит оснований его вынесения, указаний на нарушение конкретных норм, возлагающих на Управление те или иные обязанности, ссылок на нарушения бюджетного законодательства. В частности, по мнению УМС, ему неправомерно предложено провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, поскольку сроки и порядок проведения инвентаризации имущества казны органами местного самоуправления ЗАТО Александровск не разрабатывались. Ведение специализированного учета муниципального жилищного фонда, возложенное на Управление пунктом 3 резолютивной части представления, не предусмотрено нормами действующего законодательства. В представлении не конкретизированы бюджетные полномочия главного администратора неналоговых доходов, которые, как полагает КСП, не осуществляет Управление.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. В отзыве на заявление указал, что право контрольно-счетных органов вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы по результатам проведения контрольных мероприятий представления предусмотрено статьей 16 Закона № 6-ФЗ. Обязанность по проведению инвентаризации казны муниципального образования ЗАТО Александровск возложена на УМС пунктом 3.4 Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 08.12.2009 № 81. В соответствии с пунктом 6 Приказа Минфина России от 01.12.2010 №157н субъект учета формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики. При оформлении в рамках учетной политики указанного порядка целесообразно руководствоваться основными положениями Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и сводного реестра имущества ЗАТО Александровск установлено статьями 4, 5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92, пунктом 3 статьи 15 Положения о муниципальной казне ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 11.03.2010 № 32. Неисполнение УМС бюджетных полномочий главного администратора неналоговых доходов местного бюджета отражено в пункте 5 раздела 1 оспариваемого представления. Кроме того, КСП обращает внимание на то, что представление № 2-ПР от 07.09.2015 не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку является промежуточным актом, предлагающим устранить допущенные нарушения, не нарушает права и законные интересы УМС в сфере экономической деятельности, не возлагает незаконно какие-либо обязанности, не содержит обязательных предписаний, не порождает правовых последствий для Управления и не создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности, в связи с чем, не может быть оспорено применительно к статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

УМС представило возражения на отзыв с дополнительными пояснениями, в которых со ссылкой на статьи 9, 10, 13, 16 Закона № 6-ФЗ, статьи 306.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) указало, что оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта, так как в конечном итоге предполагает для заявителя неблагоприятные правовые последствия, фактически обязывая его к принятию определенных этим представлением мер. Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Представление КСП № 2-ПР содержит властные указания, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном главой 24 АПК РФ. Данное утверждение согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», и в постановлении от 22.09.2009 № 6720/09. Также заявитель полагает, что контрольное мероприятие проведено за рамками полномочий КСП, содержание контрольного мероприятия не соответствует заявленному предмету, принципам законности и обоснованности; представление, вынесенное по результатам контрольного мероприятия, не соответствует законам и иным нормативным актам и нарушает права и законные интересы УМС.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему (возражениях на отзыв, пояснениях). Пояснила, что представление КСП № 2-ПР оспаривается УМС в части пунктов 2, 3, 4 его резолютивной части.

Представители ответчика против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно указали, что УМС, как уполномоченный орган по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, обязано в соответствии с федеральным законодательством, подзаконными актами Министерства финансов Российской Федерации (в частности статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете), Инструкцией 157н, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»), а также муниципальными правовым актами проводить инвентаризацию казны муниципального образования. Недостоверный учет, а также отсутствие инвентаризации муниципального имущества муниципального жилищного фонда повлияли на достоверность расчета платы за найм жилых помещений. В нарушение приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 №424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» УМС не обеспечило формирование полной достоверной информации о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск. Специализированный учет муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск отсутствует. УМС не владеет достоверной информацией по количеству, общей площади и балансовой стоимости жилых помещений. В рамках бюджетного процесса УМС, как главный администратор неналоговых доходов, должно осуществлять мониторинг и анализ поступления соответствующих источников дохода.

Как следует из материалов дела, распоряжением КСП от 28.05.2015 № 23-р на основании обращения главы ЗАТО Александровск, пункта 4 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2015 год, назначена проверка по теме «Целевое и эффективное использование средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года. Правомерность и соответствие федеральному законодательству муниципальных правовых актов, регламентирующих установление платы за наем жилых помещений и порядок их применения». Проверка проводилась в администрации ЗАТО Александровск, Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, Муниципальном казенном учреждении «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» в период с 03.06.2015 по 18.06.2015.

Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2015 № 4/2, подписанным с разногласиями.

31.08.2015 составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого 07.09.2015 вынесено представление № 2-ПР об устранении нарушений, установленных проверкой целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета за I квартал 2015 года.

В представлении № 2-ПР от 07.09.2015 КСП отразила, что проверкой, проведенной в УМС, установлено:

1. В нарушение Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» не обеспечено формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск.

2. Специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск отсутствует (проверке не представлен).

3. На момент проверки УМС администрации ЗАТО Александровск не владеет
 достоверной информацией по количеству, общей площади и балансовой стоимости жилых
 помещений. Выборочной проверкой установлено несвоевременное списание стоимости
 приватизированных квартир с реестрового учета муниципального имущества, а также
 установлено занижение балансовой стоимости объектов жилищного фонда в части
 отсутствия в учете 229 квартир, и отсутствие балансовой стоимости 66 жилых домов и
 113 жилых помещений жилищного фонда. В нарушение статьи 264.1 БК
 РФ, пунктов 143, 145 Единого плана счетов бухгалтерского учета и
 Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н нарушены основные требования по обязанности отражения в бюджетном учете и в
 бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии финансовых и
 нефинансовых активов и обязательств муниципального образования, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, что привело к искажению исходных данных о балансовой стоимости и общей площади муниципального жилищного фонда при расчете дифференцированной платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, утвержденной постановлением администрации ЗАТО
 Александровск от 13.02.2015 № 320.

4. В нарушение пункта 1.5 приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в ЗАТО Александровск в целях обеспечения достоверности данных учета муниципальной казны не проводится инвентаризация муниципальной казны (в части муниципального жилищного фонда), в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие объектов муниципальной собственности, их состояние и стоимость.

5. В нарушение статьи 160.1 БК РФ, частей 2, 9 постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 № 15 УМС администрации ЗАТО Александровск не исполняет в полном объеме полномочия главного администратора неналоговых доходов местного бюджета ЗАТО Александровск в части отсутствия установленного порядка составления (отражения) в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджета ЗАТО Александровск, определения порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов, отсутствия мониторинга, контроля и анализа поступления соответствующих источников доходов.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ, Положением о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, контрольно-счетная палата ЗАТО Александровск предлагает в срок до 07.10.2015:

1. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.

2. Провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск.

3. Сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск. Вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.

4. Осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия главного администратора неналоговых доходов местного бюджета в соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 №15.

5. Представить в контрольно-счетную палату ЗАТО Александровск информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушении.

Посчитав пункты 2, 3 и 4 резолютивной части указанного представления не соответствующими требованиям действующего законодательства, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания данной нормы следует, что для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отнесены:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертизу проектов местного бюджета;

3) внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовку предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовку информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Мурманской области 05.06.2009 № RU513430002009001) контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. Контрольно-счетная палата подотчетна Совету депутатов. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

Контрольно-счетная плата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию ЗАТО Александровск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты. Органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (части 1-3 статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск).

Согласно статье 270.2 БК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Оспариваемое представление обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку, будучи промежуточным документом, предлагающим лицу исправить допущенные нарушения на определенном этапе и при определенных результатах финансового контроля, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Промежуточный характер такого документа (представления), равно как и отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означают его исключительно информационный характер и не исключают для заявителя перспективу восстановления прав в судебном порядке, а для компетентных органов государственной власти столь же значимую перспективу судебной защиты интересов субъекта Российской Федерации.

Иное толкование этих нормативных положений не согласуется с очевидной волей законодателя установить действенный механизм финансового контроля на каждом его этапе, с целью последовательной и эффективной реализации требований бюджетного законодательства. Такая реализация может предполагать правовую природу рассматриваемого представления КСП только как акта властного органа, обязательного к исполнению. Иначе значимый этап финансового контроля лишается должной результативности и сводится лишь к обмену информацией, не порождающему у его участников каких-либо прав и обязанностей.

В данном случае, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что КСП, вынося представление, действовала в рамках своих полномочий; представление содержит выводы о нарушении бюджетного законодательства, предложения об устранении в установленный срок выявленных нарушений, в связи с чем обладает признаками ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.

Утверждая, что оспариваемое представление содержит выводы о нарушении бюджетного законодательства, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В силу статьи 3 БК РФ под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства подразумеваются указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии с частью 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Статьей 62 БК РФ установлено, что неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%.

Контроль за поступлением соответствующих источников доходов осуществляет главный администратор доходов, к полномочиям которого в силу части 1 статьи 160.1 БК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) относится: формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; представление сведений для составления и ведения кассового плана; формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета; ведение реестра источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; осуществление иных бюджетных полномочий, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Понятие главного администратора доходов бюджета дано в статье 6 БК РФ - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 99 «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» главным администратором неналоговых доходов, в том числе по доходам местного бюджета по коду бюджетной классификации 915 1 11 09044 04 000 120 «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» утверждено УМС.

Согласно пункту 9 Порядка осуществления органами местного самоуправления ЗАТО Александровск и органами администрации ЗАТО Александровск бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета ЗАТО Александровск, утвержденного постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 19.01.2010 № 15, в рамках бюджетного процесса главный администратор доходов осуществляет мониторинг, контроль и анализ поступления соответствующих источников доходов.

В представлении № 2-ПР от 07.09.2015 КСП делает вывод, что в нарушение статьи 160.1 БК РФ, частей 2, 9 постановления администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 № 15 УМС не исполняет в полном объеме полномочия главного администратора неналоговых доходов местного бюджета ЗАТО Александровск в части отсутствия установленного порядка составления (отражения) в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджета ЗАТО Александровск, определения порядка и сроков сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов, отсутствия мониторинга, контроля и анализа поступления соответствующих источников доходов.

Суд находит данный вывод обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Денежные средства, поступающие в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, являются неналоговым доходом бюджета ЗАТО Александровск и подлежат обязательному зачислению в местный бюджет.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 № 99 «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы от использования имущества, находящегося в собственности городских округов, на 2015 год утверждены в сумме 25 930,09 тыс. руб. в том числе: социальный найм по базовой ставке 3,01 руб. в сумме 21 600,37 тыс. руб.; коммерческий найм по базовой ставке 26,0 руб. в сумме 4 329,71 тыс. руб.

Согласно постановлению администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 13.02.2015 № 320, утверждающему новую методику расчета, а также базовую ставку платы за социальный наем, решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 17.02.2015 № 3 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» поступления неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов увеличены на 48 196,26 тыс. руб. и составили 74 126,35 тыс. руб., за счет повышения базовой ставки за социальный и специализированный наем жилых помещений жилищного фонда ЗАТО Александровск.

Приказом УМС от 29.12.2014 № 63 «О возложении функций администратора доходов бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год» полномочия администратора доходов местного бюджета, поступающих от платежей за найм жилых помещений, возложены на муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее – МКУ «СМИ ЗАТО Александровск»).

В соответствии с пунктом 2 указанного приказа МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», являясь администратором доходов, выполняет следующие функции: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; доводит до плательщиков реквизиты счетов, открытых в органах Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним); осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующие бюджетные правоотношения.

Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий КСП было установлено, что администратор доходов в нарушение норм бюджетного законодательства передал часть своих полномочий (начислению, взысканию задолженности, сбору) иным организациям, в том числе управляющим компаниям, которые, в свою очередь, заключили договоры с третьими лицами; сверки по начисленным и поступившим в бюджет платежам с управляющими компаниями проводились нерегулярно, акты сверок в адрес МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» поступали несвоевременно и не в полном объеме, неоднократно уточнялись. Недостаточно проводится претензионная работа с управляющими компаниями по снижению задолженности по начислению и полному перечислению в бюджет ЗАТО Александровск денежных средств за найм жилых помещений.

Неисполнение УМС в полной мере обязанностей главного администратора неналоговых доходов в части осуществления контроля за деятельностью МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», как администратора доходов местного бюджета, привело к тому, что задолженность по поступлению в бюджет на 01.04.2015 составила 2 128,67 тыс. руб. (согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» поступление в доход местного бюджета за 1 квартал 2015 года по КБК 915 1 11 09044 04 000 120 составило 2 424,96 тыс. руб.).

Фактически, УМС не осуществляло в полном объеме бюджетные полномочия главного администратора неналоговых доходов местного бюджета в части мониторинга, контроля и анализа поступления платы за наём помещений муниципального жилищного фонда, в связи с чем представление в указанной части соответствует законодательству, содержит обоснованные исполнимые и направленные на устранение выявленных нарушений предложения по их устранению.

Пунктами 2 и 3 резолютивной части оспариваемого представления КСП предложило УМС провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск; сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск; вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.

Суд полагает, что в указанной части представление КСП подлежит признанию недействительным в связи со следующим.

Согласно пункту 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 02.12.1996 № 17-152 утверждены Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда.

С учетом положений названных Методических указаний постановлением администрации ЗАТО Александровск от 13.02.2015 № 320, взамен ранее действовавших Методики расчета базовой ставки платы за наем жилых помещений (платы за наем), предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного фонда ЗАТО Александровск, утвержденной постановлением администрации ЗАТО Александровск от 02.10.2014 № 2447, и Базовой ставки платы за наем жилых помещений (плата за наем), предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, утвержденной постановлением администрации ЗАТО Александровск от 14.10.2014 № 2540, утверждена Методика расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск (далее - Методика расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений).

В соответствии с Методикой расчета дифференцированной платы за наем жилых помещений размер платы рассчитывается исходя из базовой ставки за пользование жилым помещением (платы за наем) с учетом коэффициентов, характеризующих качество и благоустройство жилого помещения, месторасположения дома. При определении базовой ставки платы за социальный наем, среди прочего, учитывается балансовая восстановительная стоимость муниципального жилого фонда и общая площадь муниципального жилого фонда. Таким образом, общая площадь муниципального жилого фонда и его балансовая восстановительная стоимость являются исходными данными для расчета платы за наем.

В ходе проверочных мероприятий КСП установлено, что на момент проверки УМС не владело достоверной информацией по количеству, общей площади и балансовой стоимости жилых помещений; списание стоимости приватизированных квартир с реестрового учета муниципального имущества производилось несвоевременно; имело место занижение балансовой стоимости объектов жилищного фонда в части
 отсутствия в учете 229 квартир, и отсутствие балансовой стоимости 66 жилых домов и 113
жилых помещений жилищного фонда.

Искажение и недостоверность в учете жилищного фонда муниципальной казны, по мнению КСП, могли быть устранены путем проведения инвентаризации имущества казны муниципального образования. В связи с чем, пунктами 2 и 3 резолютивной части оспариваемого представления УМС было предложено провести инвентаризацию муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск; сформировать полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда в составе сводного Реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск; вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 решения Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 11.03.2010 № 32 «Об утверждении Положения о муниципальной казне ЗАТО Александровск» (далее - Положение о муниципальной казне) от имени ЗАТО Александровск правомочия собственника в отношении объектов муниципальной казны осуществляют уполномоченные органы администрации ЗАТО Александровск.

Уполномоченный орган администрации ЗАТО Александровск в сфере управления и распоряжения имуществом ЗАТО Александровск:

осуществляет учет объектов муниципальной казны, ведет обособленный баланс объектов муниципальной казны;

обеспечивает государственную регистрацию права собственности ЗАТО Александровск на недвижимое имущество, являющееся объектом муниципальной казны, а также государственную регистрацию сделок с этим имуществом;

оформляет передачу объектов муниципальной казны в собственность Российской Федерации и государственную собственность Мурманской области в результате разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

принимает решения по передаче объектов муниципальной казны в аренду, безвозмездное временное пользование в пределах своей компетенции, а также ведет учет договоров аренды, безвозмездного временного пользования объектов муниципальной казны;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной казны, в том числе переданных в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения порядка распоряжения и использования этих объектов принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск;

обеспечивает защиту имущественных прав и интересов ЗАТО Александровск, в том числе в судебном порядке;

осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной казны в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 08.12.2009 № 81 утверждено положение об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск (далее - Положение об УМС).

Согласно пунктам 2.1, 2.3, 2.5 Положения об УМС основными задачами УМС являются: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, в прядке, определенном Советом депутатов ЗАТО Александровск; организация работы по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск; осуществление контроля за рациональным, эффективным и целевым использованием объектов муниципальной собственности, полнотой и своевременностью уплаты в местный бюджет (бюджет муниципального образования ЗАТО Александровск) арендных платежей за имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, включая земельные участки.

В соответствии с возложенными на него задачами УМС, среди прочих, осуществляет следующие функции: представляет интересы муниципального образования ЗАТО Александровск в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск; оформляет поступление в муниципальную казну муниципального образования ЗАТО Александровск объектов муниципальной собственности и их списание; проводит инвентаризацию муниципальной казны муниципального образования ЗАТО Александровск; несет ответственность за достоверность, полноту и сохранение информационной базы Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск (пункты 3.1, 3.4 Положения об УМС).

В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 18 Положения о муниципальной казне контроль использования по назначению и сохранности объектов муниципальной казны может осуществляться путем:

проверки фактического наличия и использования по назначению отдельных объектов муниципальной казны, а также соответствия фактических данных об этих объектах сведениям, содержащимся в документах бюджетного учета организаций и в сводном реестре имущества ЗАТО Александровск;

проведения инвентаризации объектов муниципальной казны, в том числе технической инвентаризации. Порядок проведения, периодичность и полнота инвентаризации в зависимости от вида имущества определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 3 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете).

Пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания по инвентаризации имущества) установлено, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу пункта 1.1 Методических указаний по инвентаризации имущества настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. При этом для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы (пункт 1.2 Методических указаний по инвентаризации имущества).

В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Таким образом, инвентаризация имущества, предусмотренная названными Методическими указаниями, проводится в целях организации бухгалтерского учета конкретного субъекта учета в рамках его учетной политики, формируемой исходя из особенностей его структуры, отраслевых и иных особенностей его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Инвентаризации подлежит имущество, находящееся в собственности организации, либо закрепленное за ней на ином вещном праве.

Имущество муниципальной казны не является имуществом УМС.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, установленный Методическими указаниями по инвентаризации имущества, не может быть распространен на проведение инвентаризации объектов муниципальной казны.

На настоящий момент случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации объектов муниципальной казны органами местного самоуправления ЗАТО Александровск не установлены.

Иными словами, Положением об УМС за заявителем закреплена функция по проведению инвентаризации муниципальной казны муниципального образования ЗАТО Александровск, однако механизм осуществления данной функции не разработан, что делает неисполнимым представление КСП в указанной части.

В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок ведения реестра муниципального имущества). Пунктом 2 Порядка ведения реестра муниципального имущества установлено, что объектами учета в реестре является, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.

Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защите государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (пункт 3 Порядка ведения реестра муниципального имущества).

Пунктом 2.3 Положения об УМС организация работы по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск возложена на УМС.

Перечень сведений, подлежащих включению в реестр, предусмотрен пунктом 4 Порядка ведения реестра муниципального имущества, которым также определено включение в разные разделы сведений о недвижимом имуществе, сведений о движимом имуществе, сведений о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах.

Согласно пункту 6 Порядка ведения реестра муниципального имущества внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.

Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).

В отношении объектов казны муниципальных образований сведения об объектах учета и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр на основании надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих приобретение муниципальным образованием имущества, возникновение, изменение, прекращение права муниципальной собственности на имущество, изменение сведений об объектах учета. Копии указанных документов предоставляются в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра (должностному лицу такого органа, ответственному за ведение реестра), в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права муниципального образования на имущество (изменения сведения об объекте учета) должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за оформление соответствующих документов.

Ведение УМС реестра муниципального имущества КСП не оспаривает, вместе с тем, указывает на то, что данный реестр не содержит полную и достоверную информацию о состоянии и движении муниципального жилищного фонда.

В материалы дела представлена выписка из реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск. Сведения о муниципальном имуществе, включаемом в реестр, разнесены по разделам и представлены в том объеме, который установлен Порядком ведения реестра муниципального имущества.

В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что реестр муниципального имущества сформирован на основе документов, имеющихся в УМС, все изменения в него вносятся на основании письменных заявлений правообладателей недвижимого и (или) движимого имущества при документальном подтверждении. Какого-либо иного порядка взаимодействия с органами, уполномоченными на представление значимой информации, не разработано.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что УМС ведет реестр муниципального имущества с соблюдением соответствующего Порядка. Наличие неточностей в реестре муниципального имущества обусловлено отсутствием нормативных правовых актов по учету, приему (выбытию), объектов муниципального жилищного фонда, составляющих муниципальную казну ЗАТО Александровск, а также отсутствием регламента взаимодействия между учреждениями по вопросам, связанным с управлением муниципальным жилищным фондом.

В судебном заседании представители ответчика не смогли пояснить, чем сводный Реестр муниципального имущества отличается от Реестра муниципального имущества, который ведет УМС.

Предлагая УМС вести специализированный реестр учета муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в ЗАТО Александровск, КСП ссылается на Положение о муниципальной казне, в котором пунктом 3 статьи 15 предусмотрено, что учет объектов муниципальной казны осуществляется путем ведения соответствующих записей в специализированных реестрах по отдельным видам имущества, составляющих муниципальную казну, которые входят в состав сводного реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92, предусмотрено, что уполномоченные органы администрации ЗАТО Александровск, ответственные за ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и сводного реестра имущества ЗАТО Александровск определяются постановлением администрации ЗАТО Александровск.

До настоящего времени администрацией ЗАТО Александровск не издано соответствующего постановления.

В своём отчете КСП констатирует, что в нарушение статей 9, 15 Положения о муниципальной казне администрацией ЗАТО Александровск не разработаны нормативные правовые акты по учету, приему (выбытию), объектов муниципального жилищного фонда составляющими муниципальную казну ЗАТО Александровск. В нарушение пункта 145 Инструкции № 157н Управлением финансов администрации ЗАТО Александровск не установлен порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны и периодичность отражения операций в бюджетном учете. Также отсутствует регламент взаимодействия между учреждениями по вопросам, связанным с управлением муниципальным жилищным фондом, что приводит к отсутствию исчерпывающей информации по объектам муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск в динамике поступления и выбытия. Не установлены полномочия по ведению специализированных реестров. Отсутствует (проверке не представлен) специализированный реестр учета муниципального жилого фонда ЗАТО Александровск.

Таким образом, возложение на УМС обязанностей по проведению инвентаризации объектов муниципальной казны, а также по ведению специализированного реестра учета муниципального жилого фонда ЗАТО Александровск при отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы незаконно; представление КСП №2-ПР от 07.0.2015 в указанной части подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области № 2-ПР от 07.09.2015 в части пунктов 2, 3 резолютивной части с соответствующим возложением на Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск обязанностей по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, и привлечением к ответственности должностных лиц, обязать Контрольно-счетную палату муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области

Судья В.Н. Кушниренко