Арбитражный суд Мурманской области
ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
e-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-834/2012
"08" октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2012 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Романовой А.А.,
судей Алексиной Н.Ю., Дмитриевской Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Короткова Алексея Васильевича
к Администрации города Мурманска
о признании недействующим приложения № 3 к постановлению № 569 от 20.04.2006,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 (паспорт),
Администрации города Мурманска – ФИО2 по доверенности от 26.12.2011 № 05-42/4539; ФИО3 по доверенности от 01.08.2012 № 05-42/2626; ФИО4 по доверенности от 21.09.2012 № 05-42/3198,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (183036 <...>, ОГРИП 304519010000314; далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приложения № 3 «Порядок получения подтверждений на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск» к постановлению Администрации города Мурманска (183006 <...>, ОГРН <***>; далее – Администрация) от 20.04.2006 № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска».
В обоснование требований заявитель указал, что приложение № 3 «Порядок получения подтверждений на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск» к названному постановлению Администрации (далее – Приложение № 3, оспариваемое Приложение, Порядок) не соответствует статьям 4, 10 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ), пункту 1 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (далее – Правила № 772).
По мнению ФИО1, действие оспариваемого приложения неправомерно распространено на земли, не принадлежащие Администрации; данное приложение предусматривает неустановленные законом меры муниципального контроля, которые препятствуют заявителю осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов и позволяют Администрации при отсутствии у предпринимателя выданного в порядке, установленном в Приложении № 3, подтверждения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли производить принудительный вывоз на специализированные стоянки принадлежащих ему указанных нестационарных объектов и вмешиваться в предпринимательскую деятельность заявителя, вынуждая владельцев земельных участков, предоставленных ФИО1 в аренду и в субаренду на основании заключенных договоров, прекращать действие данных договоров, а также иных договоров, заключенных в целях размещения нестационарного объекта мелкорозничной торговли.
Администрация в отзыве на заявление и в письменных пояснениях с требованиями не согласилась, считая, что оспариваемое Приложение принято в пределах имеющихся у нее полномочий и в соответствии с действующим законодательством, сославшись в обоснование своей позиции на положения Закона № 381-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил № 772, Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», статьи 44, 45 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 № 20-235.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) распоряжением от 03.05.2012 произведена замена судьи Варфоломеева С.Б. на судью Кабикову Е.Б., распоряжением от 02.08.2012 – судей Беляевой Л.Е. и Кабиковой Е.Б. на судей Романову А.А. и Алексину Н.Ю.
В судебном заседании заявитель и представители Администрации поддержали изложенные выше позиции.
Прокуратура Мурманской области, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, полномочия, предусмотренные частью 5 статьи 52 АПК РФ, в рамках настоящего дела не реализовала, своего представителя в судебное заседание не направила.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.09.2012 по 01.10.2012.
По материалам дела установлено, что в целях упорядочения размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска, обеспечения защиты прав потребителей, улучшения санитарного состояния города, Администраций 20.04.2006 принято постановление № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска», пунктом 1.3 которого утверждено приложение № 3 «Порядок получения подтверждений на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск».
Постановлениями Администрации от 21.06.2006 № 1077, от 02.05.2007 № 554, от 29.01.2010 № 123, от 11.10.2010 № 1783, от 08.06.2011 № 963, от 05.09.2011 № 1602, от 03.11.2011 № 2137, от 09.12.2011 № 2466, от 15.02.2012 № 299, от 06.04.2012 № 681, от 24.08.2012 № 2087 внесены соответствующие изменения и дополнения в приложение № 3.
В соответствии с пунктом 3 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, далее поименованные в Порядке заявителями, желающие осуществлять мелкорозничную торговлю на земельных участках, определенных в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска, направляют в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска заявление установленного образца.
Специально созданная для этих целей комиссия по упорядочению уличной торговли на территории города Мурманска (далее – Комиссия) рассматривает заявления по адресам, определенным в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, и в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления с документами выносит решение о размещении объекта (об отказе) по указанному в заявлении адресу, о чем заявитель информируется секретарем Комиссии в письменной форме в течение пяти календарных дней после принятия решения.
В пункте 4 Приложения № 3 приведены случаи, в которых Комиссией принимается решение об отказе в размещении объекта.
Пунктом 5 названного приложения предусмотрено, что подтверждение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск (далее – подтверждение) выдается комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска за подписью председателя комитета в течение пяти календарных дней после принятия Комиссией решения.
В течение месяца после принятия этого решения заявитель в целях размещения нестационарного объекта торговли также обязан представить в комитет по экономическому развитию Администрации дополнительно копии (с представлением подлинников)
- договора на санитарную обработку транспортного средства, заключенного со специализированным предприятием, с периодичностью обработки, установленной законодательством;
- договора на вывоз твердых бытовых отходов, уборку прилегающей территории (пункты 6, 6.1).
Пунктом 7 Порядка определено, что договор на аренду земельного участка для размещения нестационарного объекта мелкорозничной торговли заключается комитетом имущественных отношений города Мурманска в установленном порядке на основании подтверждения.
Согласно пункту 8 Порядка в случае невыполнения в течение месяца после принятия решения о размещении объекта условий, предусмотренных пунктами 6, 6.1, 7 Порядка, Комиссия принимает решение об отказе в размещении объекта и прекращении срока действия подтверждения.
Порядком также установлены сроки, на которые выдаются подтверждения, основания и порядок продления этих сроков, переоформления подтверждения (пункты 9, 11), возможность прекращения действия подтверждения до истечения срока, на который оно выдано, и основания для этого (пункт 12), определены структурные подразделения Администрации, осуществляющие контроль за соблюдением установленных требований при осуществлении торговой деятельности в нестационарных объектах мелкорозничной торговли (пункт 14).
ФИО1 в установленном порядке зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о нем 09.04.2004 внесены Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля.
На основании договора от 18.06.2010 ФИО1 обществом с ограниченной ответственностью «Техно-М» предоставлено место для установки торгового павильона - автоприцепа «Купава» на земельном участке по адресу <...>. В связи с отсутствием предусмотренного Порядком подтверждения на размещение указанного объекта Управлением Ленинского административного округа города Мурманска в адрес заявителя направлялись предписание от 15.09.2009 № 25-08-07/700, уведомление от 24.09.2009 № 25-224/810 о необходимости приостановления торговой деятельности и вывозе автоприцепа «Купава»; в отношении ФИО1, продавцов ФИО5, ФИО6, осуществлявших торговлю в указанной торговой точке, сотрудниками УВД по г.Мурманску, соответственно 01.11.2010, 24.10.2010, 25.01.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях с вынесением постановлений о привлечении к административной ответственности.
Открытым акционерным обществом «Институт Мурманскгражданпроект» (далее – ОАО «Институт Мурманскгражданпроект») с предпринимателем заключен договор от 01.09.2011 о предоставлении последнему в субаренду части земельного участка по адресу <...>, для размещения автоприцепа «Купава» в целях производства и реализации горячей выпечки.
ОАО «Институт Мурманскгражданпроект» 21.12.2011 уведомил предпринимателя о расторжении договора субаренды от 01.09.2011. Письмом № 26-02-15/1052 от 26.12.2011 Управление Октябрьского административного округа города Мурманска предложило ему освободить указанный земельный участок в связи с установкой автоприцепа без разрешительной документации.
ФИО1 по адресу <...>, в целях осуществления торговли продовольственными товарами размещен автоприцеп «Купава» на основании заключенного с открытым акционерным обществом «Силуэт» договора № 61 от 06.02.2009, который со 02.04.2012 расторгнут в связи с истечением срока действия подтверждения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли.
В целях размещения нестационарного объекта мелкорозничной торговли выпечными изделиями (автоприцепа «Купава») по адресу <...>, между ФИО1 и Комитетом имущественных отношений города Мурманска 13.07.2009 заключен договор № 10230 аренды земельного участка, срок действия которого продлен до 31.01.2013. При этом в силу оспариваемого приложения № 3 при наличии действующего договора заявитель в силу оспариваемого приложения неоднократно получал подтверждения.
ФИО1, считая, что Приложение № 3 не соответствует статьям 4, 10 Закона № 381-ФЗ, пункту 1 Правил № 772 и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для размещения нестационарных объектов торговли на арендуемых им земельных участках и для осуществления предпринимательской, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Приложения № 3.
Заслушав пояснения заявителя, представителей Администрации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон № 131-ФЗ) закреплено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как предусмотрено частью 1 статьи 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Положения нормативного характера могут содержаться как непосредственно в нормативном правовом акте, так и в утвержденных им приложениях.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Из оспариваемого приложения видно, что оно содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, в связи с чем отвечает признакам нормативного акта.
Постановление Администрации от 20.04.1996 № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска» с утвержденными им приложениями опубликовано в издании «Вечерний Мурманск» (№ 78 от 04.05.2006) и вступило в силу с момента опубликования.
Внесенные в приложение № 3 постановлениями Администрации от 02.05.2007 № 554, от 29.01.2010 № 123, от 11.10.2010 № 1783, от 08.06.2011 № 963, от 05.09.2011 № 1602, от 03.11.2011 № 2137, от 09.12.2011 № 2466, от 15.02.2012 № 299, от 06.04.2012 № 681, от 24.08.2012 № 2087 опубликованы в издании «Вечерний Мурманск» соответственно № 87 от 18.05.2007, № 20 от 05.02.2010, № 193 от 16.10.2010, № 109 от 21.06.2011, № 170 от 14.09.2011, № 40 от 23.11.2011, № 238 от 21.12.2011, № 39 от 03.03.2012, № 72 от 24.04.2012, № 159 от 01.09.2012.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 02.12.2004 № 531-01-ЗМО «О статусе муниципального образования город Мурманск» муниципальное образование город Мурманск, с населенным пунктом город Мурманск, наделен статусом городского округа.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Законом № 381-ФЗ, который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 1 и 3 статьи 1 названного Закона).
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты и в силу части 3 статьи 3 Закона № 381-ФЗ вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.
При этом в силу пункта 5 названного Указа местные органы власти и управления, реализуя предоставленные им полномочия по содействию свободной торговле предприятий и граждан одновременно должны обеспечивать в рамках своих полномочий оборудование мест торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил.
В целях упорядочения размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска, обеспечения защиты прав потребителей, улучшения санитарного состояния города Администрацией издано постановление № 569 от 20.04.2006, пунктом 1.3 которого утверждено Приложение № 3, предусматривающее порядок получения подтверждений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск.
Пунктом 2 Приложения № 3 урегулированы вопросы взаимодействия структурных подразделений Администрации при подготовке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска и предусмотрена возможность внесения изменений в схему не чаще одного раза в квартал.
Указанная схема утверждена постановлением Администрации от 17.05.2011 № 820 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска».
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 45 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г.Мурманска от 10.03.2006 № 20-235, к полномочиям Администрации отнесены разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Министерства экономического развития Мурманской области от 27.12.2010 № ОД-237 и устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности и должна учитывать необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 1 Правил № 772, нарушение которого, по мнению заявителя, допущено Администрацией при издании оспариваемого Порядка, предусмотрено, что в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, включаются места нахождения нестационарных торговых объектов, расположенных, в том числе на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации).
Из пункта 3 Приложения № 3 следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обращаться с заявлениями, по результатам рассмотрения которых Комиссией принимается положительное решение и выдается подтверждение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск, только в отношении земельных участков, определенных в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска, утвержденной постановлением Администрации 17.05.2011 № 820 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска», то есть земельных участков, находящихся на территории города Мурманска в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, из содержания Приложения № 3 следует, что Администрация при его издании не вышла за рамки реализации полномочий, предоставленных органу местного самоуправления пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, части 3 статьи 3, части 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли».
С учетом изложенного суд находит несостоятельным довод ФИО1, полагающего, что действие оспариваемого Приложения неправомерно распространено на земли, не принадлежащие Администрации и принято с нарушением статьи 10 Закона № 381-ФЗ, пункта 1 Правил № 772.
В части 1 статьи 4 Закона № 381-ФЗ предусмотрены методы государственного регулирования торговой деятельности, к числу которых отнесено установление требований к ее организации и осуществлению, а также осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Не допускается применение не предусмотренных частью 1 названной статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 4 Закона № 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку оспариваемый нормативный акт не затрагивает вопросы осуществления муниципального контроля, издан Администрацией в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, части 3 статьи 3, части 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и изданию нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в этой сфере, суд не усматривает нарушения Администрацией части 1 статьи 4 Закона № 381-ФЗ, которое, как полагает заявитель, имело место в рассматриваемом случае.
При этом необходимо отметить, что исходя из содержания Приложения № 3, подтверждение на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети не является документом, разрешающим осуществлять торговлю как вид деятельности, а представляет собой документ, подтверждающий право хозяйствующего субъекта разместить нестационарный торговый объект согласно схеме размещения по итогам рассмотрения Комиссией заявления хозяйствующего субъекта на основании ее решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Пунктом 1 оспариваемого приложения № 3 его действие распространено на нестационарные объекты мелкорозничной торговли, включая автолавки, автоприцепы, автокафе, палатки, лотки, тележки, пивные шатры, функционирующие в течение года и в летний период.
Согласно пункту 9 оспариваемого нормативного акта подтверждения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск выдаются на срок, указанный в нем, но не более:
- 5 месяцев - для объектов по осуществлению торговли в летний период с 1 мая по 1 октября;
- до 1 года - для автолавок, автоприцепов и автокафе.
Таким образом, срочный характер выдаваемых подтверждений обусловлен как периодом эксплуатации сезонных нестационарных торговых объектов, так и функциональным назначением нестационарных объектов, на которые пунктом 1 Приложения № 3 распространено действие данного Приложения и которые представляют собой временное сооружение или конструкцию, функционирующую на принципах разносной и развозной торговли.
Такое регулирование сопряжено с реализацией органом местного самоуправления предоставленных ему полномочий, направлено на обеспечение жителей муниципального образования надлежащими услугами торговли и развитие сети торговых объектов шаговой доступности.
Пунктом 5 Приложения № 3 (в редакции постановления Администрации от 02.05.2005 № 554 «О внесении изменений и дополнений в приложение № 3 к постановлению администрации города Мурманска от 20.04.2006 № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска») предусматривалось, что договор на аренду земельного участка заключается комитетом имущественных отношений города Мурманска на согласованные места на основании положительного решения Комиссии и на указанный в протоколе срок.
Правоотношения, связанные с арендой имущества, регулируются нормами гражданского законодательства, его общие и специальные положения содержатся в Гражданском кодекса Российской Федерации, а также иных законах и нормативных правовых актах федеральных органов власти в пределах их компетенции.
При этом пунктом 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что только законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
В компетенцию органов местного самоуправления не входит принятие нормативных правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, направленные на установление, изменение максимальных сроков договора аренды имущества, в том числе и земельных участков, а акты, принимаемые органами местного самоуправления в этой области правоотношений, должны быть направлены на правоприменение норм гражданского законодательства, а не на его изменение или дополнение.
Постановлением Администрации от 24.08.2012 № 2087 «О внесении изменений в приложения № 2, 3 к постановлению администрации города Мурманска от 20.04.2006 № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска» пункт 5 Приложения № 3 изложен в новой редакции и предусматривает, что подтверждение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск выдается комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска за подписью председателя комитета в течение пяти календарных дней после принятия Комиссией решения.
При этом из содержания данного пункта исключено ограничение срока заключаемого договора аренды земельного участка на согласованные места сроком, указанным в протоколе заседания Комиссии.
Таким образом, указанное ограничение в настоящее время не действует.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В подтверждение нарушения оспариваемым нормативным актом своих прав ФИО1 ссылается на договор от 18.06.2010 (заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Техно-М» по 31.12.2010) и договор от 01.09.2011 (заключен с ОАО «Институт Мурманскгражданпроект» до 31.07.2012). В соответствии с указанными договорами предпринимателем были установлены торговые павильоны - автоприцепы «Купава» на земельных участках по адресам <...>, и ул.Егорова, дом 14.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска по указанным адресам не было предусмотрено схемой, утвержденной постановлением Администрации от 17.05.2011 № 820 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска», что в силу пункта 3 Приложения № 3 в принципе исключало не только возможность рассмотрения Комиссией вопроса о размещении по указанным адресам нестационарных объектов торговли, но и выдачу в этих целях подтверждений.
Из материалов дела не усматривается, что срок действия договора № 61 от 06.02.2009 (первоначально установлен с 09.02.2009 по 09.08.2009, а впоследствии - с 29.12.2011 по 26.12.2012), заключенного заявителем с открытым акционерным обществом «Силуэт» в целях осуществления торговли продовольственными товарами с автоприцепа «Купава» по адресу <...>, обусловлен сроком какого-либо подтверждения на размещение нестационарного объекта торговли, выданного в соответствии с Приложением № 3. Подтверждение, выданное на указанные сроки, в материалы дела не представлено.
Более того, в соответствии с редакцией пункта 5 Приложения № 3, действовавшей до внесения в него изменений постановлением Администрации от 24.08.2012 № 2087, ограничение срока договора аренды земельного участка на согласованные места сроком, указанным в протоколе заседания Комиссии, касалось договоров, заключаемых только комитетом имущественных отношений города Мурманска.
В целях размещения нестационарного объекта мелкорозничной торговли выпечными изделиями (автоприцепа «Купава») по адресу <...>, между ФИО1 и комитетом имущественных отношений города Мурманска 13.07.2009 заключен договор № 10230 аренды земельного участка, срок действия которого продлен до 31.01.2013. При этом из представленных в материалы дела подтверждений о размещении нестационарного объекта торговли, выданных на определенный срок, не усматривается, что сроки действия данного договора обусловлены конкретными сроками, на которые выданы названные подтверждения.
Законность совершения Администрацией тех или иных действий, на которые заявитель ссылается в подтверждение обоснованности заявленного им требования, не входят в предмет доказывания по настоящему делу. При этом незаконность таких действий, которая, по мнению заявителя, имеет место, не может являться основанием для признания Приложения № 3 недействующим.
Приведенное ФИО1 в этой части правовое обоснование могло быть заявлено им при обжаловании в установленном законом порядке конкретных действий Администрации.
Таким образом, суд усматривает основания для признания оспариваемого Приложения № 3 соответствующим Закону № 381-ФЗ, в том числе его статьям 4, 10, а также пункту 1 Правил № 772, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 195 АПК РФ признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 192-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
приложение № 3 «Порядок получения подтверждений на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Мурманск» к постановлению Администрации города Мурманска от 20.04.2006 № 569 «Об упорядочении размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории города Мурманска» признать соответствующим Федеральному закону № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий А.А. Романова
Судья Н.Ю.Алексина
Судья Л.Е. Дмитриевская