ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-8891/2021 от 13.05.2022 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                       Дело № А42-8891/2021

«20» мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2022 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проничевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Талисман», пр. Героев-Североморцев, д. 9, корп. 1, кв. 64, <...> (ОГРН <***>,  ИНН <***>)

к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, пр. Кольский, д. 1, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным приказа от 06.08.2021 № 417

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 07.10.2021,

ответчика -  не участвовал, извещен,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Талисман» (далее – Общество заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – Министерство, ответчик) от 06.08.2021 № 417 «Об отмене приказа МПР Мурманской области от 28.01.2021 № 49 «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов» (далее – Приказ МПР Мурманской области № 417).

В обоснование требования заявитель указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности отмены положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов либо приказа об утверждении такого положительного заключения. Утвержденное положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов действует до окончания установленного в соответствии с законом срока - до 31 декабря 2028 года. Оспариваемый приказ вынесен при отсутствии каких-либо правовых оснований, в нарушение установленных законом процедур и в противоречие с действующим положительным заключением комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности Обществу.

Ответчик с заявленным требованием не согласился. В отзыве на заявление указал, что решение об отмене приказа МПР Мурманской области № 49 принято на основании вынесенного Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой протеста от 02.08.2021 № 1-10-2021/Прдп62-21-20470005, является законным и обоснованным.

В дополнительном обосновании заявления от 21.12.2021 Общество подробно изложило свою позицию относительно нарушений, установленных Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой. 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении и в дополнительном обосновании заявления.

Ответчик, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.

С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела и в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Как следует из материалов дела, Общество на основании договора аренды лесного участка № 0657-2010-11 от 15.02.2011 (далее – Договор аренды) владеет лесным участком площадью 5,14 га, расположенным по адресу: Мурманская область, МО Кольский район, Кольское лесничество, квартал 52, выделы 37, 38, 39 Мурмашинского участкового лесничества.

Срок аренды лесного участка в соответствии с пунктом 20 Договора аренды установлен до 04.02.2060.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 10.07.2019 № 366 утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов со сроком действия до 31.12.2028.

В связи с внесением изменений в проект освоения лесов Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 28.01.2021 № 49 (далее – Приказ МПР Мурманской области № 49) утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка площадью 5,1400 га, переданного в аренду Обществу для осуществления рекреационной деятельности в квартале 52 выделах 37, 38, 39 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества. Срок действия заключения экспертизы по 31.12.2028.

По результатам изучения проекта освоения лесов в отношении лесного участка, переданного Обществу, в ходе осуществления надзорных мероприятий Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура пришла к выводу о наличии в рассматриваемом проекте существенных недостатков и неправомерной выдаче положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной Приказом МПР Мурманской области № 49.

Протестом от 02.08.2021 № 1-10-2021/Прдп62-21-20470005 Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура потребовала от Министерства отменить Приказ МПР Мурманской области № 49.

Во исполнение протеста Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Приказом МПР Мурманской области № 417 Министерство отменило Приказ МПР Мурманской области № 49.

Полагая, что Приказ МПР Мурманской области № 417 вынесен в отсутствие законных оснований, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным ненормативным правовым актом (решением) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утверждён Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 (далее – Порядок № 513).

Пунктом 2 Порядка № 513 определено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.

При этом пунктом 3 Порядка № 513 предусмотрено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии (пункт 4 Порядка №513).

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка № 513 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка №513).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Порядка № 513).

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка № 513).

Согласно пункту 13 Порядка № 513 срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 № 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее – Административный регламент).

Пунктом 3.1 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготовка положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; утверждение и выдача заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.

При отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 2.14 Административного регламента, ответственный за предоставление государственной услуги обеспечивает выполнение административных процедур, предусмотренных пунктами 3.18 - 3.25 Административного регламента (пункт 3.14 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 3.20 Административного регламента при выявлении в ходе государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается заявителю для устранения замечаний в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате.

В силу пункта 3.23 Административного регламента при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.

В порядке пункта 3.24 Административного регламента результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным. Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Пунктом 3.26 Административного регламента предусмотрено, что положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы: о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений, законодательству Российской Федерации.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа.

Материалами дела установлено, что Приказом МПР Мурманской области №49 утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении лесного участка площадью 5,1400 га, предоставленного в аренду Обществу для осуществления рекреационной деятельности в квартале 52 выделах 37, 38, 39 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества (далее – проект освоения лесов).

Заключение экспертной комиссии подготовлено с соблюдением положений Административного регламента, в отсутствие нарушения процедуры проведения государственной экспертизы. Обратного Министерством не доказано.

Отменяя Приказ МПР Мурманской области № 49, Министерство ссылается на существенные недостатки проекта освоения лесов.

В частности, Министерство указывает, что информация, указанная в таблицах 7, 12 проекта освоения лесов не соответствует приложениям к проекту освоения (в таблицах № 7, № 12 указан существующий объект «контейнер-мусоросборник», а в приложениях № 6, № 10 к проекту данный объект отражен как проектируемый).

При этом Министерство не учло следующее.

Согласно пункту 3 Порядка № 513 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Таблица № 7 относится к разделу проекта освоения лесов № 1.4 «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры».

В соответствии с пунктом 8 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ № 69) раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» содержит сведения о характеристике существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Тематическая лесная карта является приложением № 6 к проекту освоения лесов.

Таблица № 12 относится к разделу проекта освоения лесов № 2.2 «Проект строительства, организации и благоустройства».

В соответствии с пунктом 19 Приказа № 69 подраздел «Осуществление рекреационной деятельности» содержит сведения о характеристике существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Тематическая лесная карта является приложением № 10 к проекту освоения лесов.

При этом действующее законодательство не устанавливает каких-либо различий в требованиях в проекте освоения лесов к характеристике существующих либо проектируемых объектов и не требует их обязательного разделения.

В таблицах № 7 и № 12 проекта освоения лесов указаны все необходимые характеристики объекта «контейнер-мусоросборник»: место расположения, площадь, нестационарность объекта и период его существования (2020-2028 года).

Эти характеристики соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Приложения № 6 и № 10 к проекту освоения лесов являются тематической лесной картой лесного участка, на которой отражено пространственное расположение объекта «контейнер-мусоросборник» на лесном участке.

При этом, как пояснил представитель заявителя, тематическая лесная карта была изготовлена ранее раздела проекта освоения лесов № 1.4 «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры». В момент изготовления тематической лесной карты объект «контейнер-мусоросборник» был проектируемым, а на момент подготовки проекта освоения лесов данный объект был уже существующим.

Министерство также указывает, что в таблицах 7, 12 отражен объект «линия электропередач» с характеристикой «подземный кабель». Наименование указанного объекта не соответствует Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее – Перечень объектов).

Вышеуказанный вывод не соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

Пунктом 6 Перечня объектов определены виды объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в лесах зеленой зоны, в том числе, линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения.

В проекте освоения лесов объект называется «линия электропередач», что полностью соответствует пункту 6 Перечня объектов.

Словосочетание «подземный кабель» относится не к названию объекта, а к его характеристикам, и указано в столбце № 7 таблиц с названием «характеристика объекта».

Помимо этого в качестве нарушения Министерством указано, что в таблицах № 7 и № 12 проекта освоения лесов отражен объект «некапитальное нестационарное сооружение» с характеристикой «временное», что не соответствует Перечню объектов; отсутствует расшифровка наименования объекта «некапитальное нестационарное сооружение».

Вместе с тем, пунктом 6 Перечня объектов определены виды объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в лесах зеленой зоны, в том числе, определен такой вид объектов, как «некапитальное нестационарное сооружение», являющееся разновидностью малой архитектурной формы.

Кроме того, по мнению Министерства, Общество в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 договора аренды имеет право осуществлять на лесном участке создание лесной инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ, что не должно превышать 7%.

Также в соответствии с пунктом 3.3.8 «Ограничения при осуществлении рекреационной деятельности» Лесохозяйственного регламента Кольского лесничества в пределах лесопокрытой части лесного участка, площадь которая используется для размещения объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (за исключением объектов по противопожарному обустройству участка), не может превышать 10% от лесных земель площади участка.

По мнению Министерства, в проекте освоения лесов площадь, которая используется для размещения объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, составляет 0,5620га, что превышает 7% от площади арендованного земельного участка (от 5,14 га).

Вышеуказанный вывод Министерства не соответствует фактическим данным и нормам лесного законодательства.

В подпункте «б» пункта 10 договора аренды не указано как определяется 7% (от какой величины необходимо считать 7%).

В пункте 3.3.8 «Ограничения при осуществлении рекреационной деятельности» Лесохозяйственного регламента Кольского лесничества указано, что в ограничение в 10% не включается площадь объектов, связанных с противопожарным обустройством участков.

Согласно части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

В соответствии с частью 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее – Правила пожарной безопасности), меры пожарной безопасности в виде противопожарного обустройства лесов и обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 25 Правил пожарной безопасности виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, включаются в проекты освоения лесов.

В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.

До 01 января 2021 года аналогичные вышеуказанным правила были закреплены в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.

В соответствии со статьей 53.1 ЛК РФ к мерам противопожарного обустройства лесов относятся, в частности:

-строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

-устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» к мерам противопожарного обустройства лесов относятся, в частности:

- эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;

- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах;

- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с вышеуказанными нормами права, пунктами 1.3 (таблица №6) и 1.5.1 проекта освоения лесов к мерам противопожарного обустройства лесного участка, арендуемого Обществом, относятся нижеуказанные объекты, площадь которых не должна учитываться при выполнении требования Лесохозяйственного регламента Кольского лесничества (ограничение в 10%) и договора аренды (ограничение в 7%) (при этом лесная дорога протяженностью 0,690 км предназначена для охраны лесов от пожаров, в том числе, и для подъезда к источникам водоснабжения, что подтверждается, в частности, приложением № 8 «Тематическая лесная карта территориального размещения видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, мест размещения ПСПИ» к проекту освоения лесов и пунктом 1.5.1 «Мероприятия по противопожарному обустройству лесов» проекта освоения лесов):

- лесная дорога, протяженность 0,690 км, площадь 0,2 га;

- информационный аншлаг, количество 2 шт., площадь 0,0001 га;

- обустроенное место для разведения костра и отдыха, количество 6 шт., площадь 0,002 га;

- площадка для разворота пожарной техники, площадь 0,01 га;

- обустроенное место для разведения костра и отдыха, количество 24 шт., площадь 0,009 га;

- контейнер-мусоросборник, количество 2 шт., площадь 0,0001 га;

- площадка для отдыха, количество 1 шт., площадь 0,0012 га;

- площадка для отдыха, количество 1 шт., площадь 0,0014 га;

- площадка для отдыха, количество 1 шт., площадь 0,0009 га;

- площадка для отдыха, количество 1 шт., площадь 0,0004 га.

Всего: 0,226 га.

Таким образом, на арендуемом лесном участке площадь, используемая для размещения объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (за исключением объектов по противопожарному обустройству участка) составляет 0,3344 гаи рассчитывается по следующей формуле:

площадь объектов лесной инфраструктуры + площадь объектов нелесной инфраструктуры - площадь объектов по противопожарному устройству лесов, где:

площадь объектов лесной инфраструктуры (таблица № 6 проекта освоения лесов) = 0,2211га;

площадь объектов нелесной инфраструктуры (таблица № 7 проекта освоения лесов) = 0,3393 га;

площадь объектов по противопожарному устройству лесов = 0,226 га.

0,2211 га + 0,3393 га - 0,226 га = 0,3344 га.

0,3344 га от общей площади лесного участка в 5,1400 га составляет 6,51%, что меньше как 10%, так и 7%.

Кроме того,  в качестве существенного недостатка проекта освоения лесов Министерство указывает, что в текстовой части главы 1.4 проекта (страница 12) отражены мероприятия по отсыпке лесного участка и размещению кубов и свай под объекты нелесной инфраструктуры, что не предусмотрено Приказом № 69.

Однако вышеуказанные дополнительные сведения не противоречат лесному законодательству; их указание в проекте освоения лесов не нарушает нормы права.

Также, по мнению Министерства, указанная в проекте
освоения лесов отсыпка лесного участка противоречит пункту 3 статьи 41 ЛК РФ.

Вместе с тем, согласно договору аренды Общество арендует лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии со статьей 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.

Согласно пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908 (далее – Правила использования лесов),  при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства.

Согласно пункту 7 Правил использования лесов лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги; возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

Пунктом 6 Перечня объектов определены виды объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в лесах зеленой зоны.

Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.

В соответствии с пунктом 1 Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, в защитных лесах могут создаваться, в частности, следующие объекты лесной инфраструктуры: лесная дорога, лесной проезд, площадка для разворота пожарной техники, пожарный водоем (в том числе подземный резервуар), противопожарный разрыв, системы для осушения лесных площадей (дамбы, перепускные сооружения, шлюзы, устройства регулировки уровня воды), сооружения противоэрозионные, гидротехнические и противоселевые, сооружения противооползневые и другие сооружения.

В соответствии со статьей 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях осуществления рекреационной деятельности.

Согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ освоение лесного участка, в том числе возведение зданий, сооружений, временных построек на лесном участке, а также пользование лесным участком допускается только в соответствии с проектом освоения лесов, который должен пройти государственную экспертизу и быть утвержденным уполномоченным государственным органом.

Согласно пункту 8 Правил использования лесов лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2020 № 565 (далее – Порядок проектирования) работы по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры осуществляются на основании проектов освоения лесов.

Согласно пункту 15 Порядка проектирования эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов. Заинтересованные лица содержат объекты лесной инфраструктуры и обеспечивают их состояние, пригодное для эксплуатации по назначению в течение запроектированного срока службы объекта, по истечении которого обеспечивается снос объектов лесной инфраструктуры и рекультивация земель, на которых размещались такие объекты.

Согласно пункту 16 Порядка проектирования мероприятия по содержанию и ремонту лесных и лесохозяйственных дорог включают следующие виды работ: содержание земляного полотна и водоотвода, содержание дорожных одежд, содержание искусственных сооружений, устранение различных видов деформаций и разрушений земляного полотна.

Основными видами работ по содержанию лесных и лесохозяйственных дорог является очистка проезжей части от снега, грязи, ледяной корки, а также мероприятия по подсыпки дороги, усилению несущей способности дорожной конструкции, устранение отдельных выбоин, колеи, просадок.

По завершении эксплуатации лесной или лесохозяйственной дороги заинтересованными лицами обеспечивается ее рекультивация.

Согласно пункту 8 Правил использования лесов лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов; после прекращения действия договора аренды лесного участка привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.

В разделе 1.4 проекта освоения лесов предусмотрено, что в связи с тем, что арендованный участок неровный, для укрепления существующих и проектируемых строений на участке может производиться отсыпка; существующие и планируемые объекты возводятся на бетонных кубах без нарушения напочвенного покрова. Часть существующих строений установлены на сваях, уложенных на грунт.

Таким образом, предусмотренные проектом освоения лесов отсыпка, установление бетонных кубов и свай соответствует нормам лесного законодательства.

В соответствии с вышеуказанными нормами права и подпунктами «и» и «к» пункта 11 договора аренды Общество обязано при сносе временных построек или в случае прекращения действия договора аренды провести рекультивацию лесного участка.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в проекте освоения лесов недостатков, влекущих невозможность реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Одновременно суд полагает необходимым отметить, что нормы действующего законодательства не предусматривают возможности отмены положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов либо приказа об утверждении такого положительного заключения.

Возможность доработать проект освоения лесов Обществу предоставлена не была.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Приказ МПР Мурманской области №417 не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Общества.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов установлено, что чеком-ордером от 09.10.2021 заявителем в доход федерального бюджета перечислена государственная пошлина в размере 3000 руб.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возмещению за счет Министерства.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным проверенный на соответствие Лесному кодексу Российской Федерации, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» приказ Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 06.08.2021 № 417 «Об отмене приказа МПР Мурманской области от 28.01.2021 №49 «Об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов».

Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Талисман».

Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Талисман» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                    Кушниренко  В. Н.