ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-889/19 от 29.05.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                             Дело № А42-889/2019

05.06.2019

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 29.05.2019

Решение изготовлено в полном объеме 05.06.2019

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Автотранс Мурманск»                        (ул. Промышленная, д. 29, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области                               (ул. Заводская, д. 7, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе <...>, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным решения,

при участии:

от заявителя: не участвовал, ходатайство,

от ответчика: представителя по доверенности ФИО1,

от Управления: представителя по доверенности ФИО2,

от УПФР в Ленинском АО г. Мурманска: не участвовал, ходатайство,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Северо-Запад Автотранс Мурманск» (далее – заявитель, Общество, ООО «СЗА Мурманск») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее – ответчик, Инспекция) от 07.11.2018 № 5209А об отказе в государственной регистрации, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения, осуществив государственную регистрацию ликвидации Общества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее – Управление), Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманска (далее - УПФР в Ленинском АО                              г. Мурманска).

В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении, письменных дополнительных пояснениях указал, в том числе на то, что застрахованные лица, в отношении которых Общество должно было представлять сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, отсутствуют; Общество никогда не вступало в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию; программа для заполнения отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж не позволяет сформировать нулевую отчетность.

Ответчик и Управление в письменных отзывах на заявление против удовлетворения заявленных требований возражали, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения, отметив в том числе, что информация, предоставленная УПФР в Ленинском АО г. Мурманска письмом от 07.11.2018                  № 10/5919 о неисполнении Обществом установленной обязанности по предоставлению в органы Пенсионного фонда требуемых сведений, является официальным подтверждением неисполнения заявителем требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011.

УПФР в Ленинском АО г. Мурманска представило отзыв на заявление, в котором, подтвердив непредставление страхователем (ООО «СЗА Мурманск») отчетности по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за период с апреля 2016 года по сентябрь 2018 года, а также по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» за 2017 год, просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Заявитель, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчика и Управления в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержав позиции, изложенные в отзывах.

С учетом обстоятельств дела, заявленных ходатайств, в соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и УПФР в Ленинском АО г. Мурманска.

Как следует из материалов дела, ООО «СЗА Мурманск» зарегистрировано 21.03.2011 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***>. 

30.10.2018 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением (вх. № 5209А) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001 с приложением бухгалтерского баланса на 29.10.2018, решения единственного участника Общества об утверждении ликвидационного баланса               № 13 от 29.10.2018, документа об уплате государственной пошлины, отчета о финансовых результатах за январь – октябрь 2018 года, сопроводительного письма нотариуса № 666 от 29.10.2018.

Поскольку в представленном Обществом комплекте документов отсутствовал документ, предусмотренный подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), Инспекцией в адрес УПФР в Ленинском АО г. Мурманска 30.10.2018 направлен запрос о предоставлении сведений об исполнении Обществом обязанности по представлению в орган пенсионного фонда требуемых сведений.

Также, 07.11.2018 Инспекцией в адрес УПФР в Ленинском АО г. Мурманска направлен запрос о предоставлении сведений об исполнении Обществом обязанности по представлению в орган пенсионного фонда сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Письмом от 07.11.2018 № 10/5919 УПФР в Ленинском АО г. Мурманска сообщило, что страхователем (ООО «СЗА Мурманск») отчетность по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за период с апреля 2016 года по сентябрь 2018 года и отчетность по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» за 2017 год не представлены.

07.11.2018 Инспекцией со ссылкой на подпункт «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации                  № 5209А.

Не согласившись с указанным решением, Общество в порядке подчиненности обжаловало его в Управление. По результатам рассмотрения жалобы руководителем Управления решением от 20.12.2018 № 622 в удовлетворении жалобы отказано.

Считая решение Инспекции 07.11.2018 № 5209А незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика и Управления, изучив доводы заявителя и третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим факта нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).

В пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ определено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, в частности, в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Общество, обратившись 30.10.2018 в Инспекцию с заявлением (вх. № 5209А) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, не представило документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в связи с чем, Инспекцией на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ в порядке межведомственного информационного взаимодействия в УПФР в Ленинском АО г. Мурманска запрошены необходимые сведения.

В ходе проверке установлено, материалами дела подтверждено, что                    ООО «СЗА Мурманск» не представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР в Ленинском АО г. Мурманска) отчетность по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за период с апреля 2016 года по сентябрь 2018 года, а также отчетность по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» за 2017 год. Доказательств обратного материалы дела не содержат, заявителем данные обстоятельства не оспариваются.

Таким образом, Инспекция правомерно отказала Обществу в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по предоставлению спорных сведений, в связи с отсутствием работников и не получением дохода директором, являющимся генеральным директором организации-учредителя (решение от 26.05.2016 № 10, л.д. 13), а также в связи с отсутствием заключенного с ликвидатором Общества трудового договора отклоняются как несостоятельные.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к которым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций.

Из статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают, в том числе на основании трудового договора, в результате избрания на должность или утверждения в должности,

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не имеет правового значения для соблюдения обязанности по представлению в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ООО «СЗА Мурманск» обязано представлять в пенсионный орган отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе в отношении руководителя организации.

Ссылка заявителя на то, что программа для заполнения отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не позволяет сформировать нулевую отчетность, поскольку предполагается, что сдача такой отчетности осуществляется при наличии застрахованных лиц, которым выплачивалась заработная плата, не принимается судом, поскольку в соответствии с действующим законодательством указанную отчетность необходимо представлять в орган пенсионного фонда даже если организация фактически не ведет деятельность и не начисляет выплаты работникам.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации от 07.11.2018 № 5209А соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем заявленные ООО «СЗА Мурманск» требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                     Фокина О. С.