ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-9256/20 от 19.01.2021 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Академика Книповича, 20, г. Мурманск, 183038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Мурманск                                                                             Дело № А42-9256/2020

26 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2021, решение в полном объеме изготовлено 26.01.2021.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Алексина Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбач Я.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медико-производственная компания «Елец» (пер. Кирпичный, д. 27, г. Елец, Липецкой области; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области      (ул. Академика Книповича, д. 9А, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>), третьи лица: Комитет по конкурентной политике Мурманской области (пр. Ленина, д. 71, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>), Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманский областной клинический многопрофильный центр»                            (ул. Володарского, д. 18, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ММС» (ул. Свердлова, д. 11, пом. А, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>), о признании незаконным и отмене решения от 01.09.2020 по делу № 051/06/106-588/2020, при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя по доверенности          ФИО1, от Управления – представителя по доверенности        ФИО2, от Комитета – представителя по доверенности ФИО3, от ООО «ММС» - представителя по доверенности ФИО4, генерального директора ФИО5, от ГОБУЗ – не явился извещен,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Медико-производственная компания «Елец» (далее – Общество, заявитель, ООО «МПК «Елец») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление) 01.09.2020 по делу № 051/06/106-588/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет), государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманский областной клинический многопрофильный центр» (далее – Учреждение), общество с ограниченной ответственностью «ММС» (далее – ООО «ММС»).

В обоснование требований заявитель со ссылкой на положения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 12.04.2010 № 61-ФЗ, письма ФАС России, судебную практику указал, что при включении в объект закупки шприцев для промывания сосудистого катетера, предварительно заполненных солевым раствором, заказчиком не предоставлялась возможность поставки в отдельности препарата с устройством введения, т.е. отдельно шприц инъекционный и необходимый солевой раствор, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации орт 15.11.2017 № 1380. 

Управление представило отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласилось, указав, в том числе, что спорный объект закупки содержится в КТРУ в разделе «медицинские изделия» и в своем описании имеет обязательную для применения характеристику, шприцы не относятся к лекарственным препаратам, письма ФАС не являются официальными разъяснениями.

ООО «ММС» и Комитет в отзывах на заявление поддержали позицию Управления.

Учреждение отзыв на заявление не представило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.

С учетом обстоятельств дела, при наличии сведений об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие Учреждения.

В судебном заседании лица, направившие представителей в судебное заседание, поддержали позиции, изложенные выше.

Как следует из материалов дела, 18.08.2020 было размещено извещение о закупке на поставку шприцов (№ 0149200002320005265) для заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Мурманский областной клинический многопрофильный центр».

Не согласившись с действиями заказчика, 26.08.2020 Общество обратилось в Управление с жалобой, в которой указало на злоупотребление заказчиком правил размещения заказа, поскольку, по его мнению, в аукционной документации неправомерно объединены в предмет одной закупки медицинские изделия «шприц общего назначения, шприц инсулиновый, туберкулиновый», «шприц для промывания сосудистого катетера, предварительно заполненный солевым или низкодозированным гепариновым раствором». Кроме того, спорный товар выпускается только одним производителем – Бектон ФИО6 (США).

По результатам рассмотрения жалобы в порядке положений статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) Управлением принято решение от 01.09.2020 по делу № 051/06/106-588/2020, которым жалоба Общества признана необоснованной.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО «МПК «Елец» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в предпринимательской сфере деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ). В развитие данной нормы Правительство Российской Федерации вынесло постановление от 08.02.2017 № 145, которым утвердило соответствующие правила (далее - Правила использования КТРУ, Правила формирования КТРУ).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 установлен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

В указанный перечень включены товары, являющиеся предметом настоящего аукциона - Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них, код ОКПД2 - 32.50.13.110.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.

Следовательно, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.

На основании положений статей 33 и 64 Закона № 44-ФЗ заказчики при описании объекта закупки вправе установить требования к приобретаемой продукции, максимально удовлетворяющей их потребности.

В данном случае заказчик при описании объекта закупки в позициях 17, 18, 19 указал наименование «шприцы для промывания сосудистого катетера», коды позиции КТРУ 32.50.3.110-01370, 32.50.13.110-01369, 32.50.13.110-01368, в характеристики включил, в том числе раствор NaCl.

Следовательно, при описании объекта закупки в документации Заказчик не использовал указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указал только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, обусловленные его потребностями, со ссылками на позиции товара, имеющиеся в КТРУ.

При этом суд учитывает, что необходимый для заказчика товар по своей сути является медицинским изделием, а не лекарственным препаратом, а содержимое указанных шприцев (NaCl) используется по назначению исключительно для промывания сосудистого катетера только в составе данного медицинского изделия.

Невозможность для заявителя закупить в определенный период спорный товар, а также сам факт наличия (производства) на момент объявления закупки товара только у одного поставщика (производителя) не свидетельствует о том, что действия заказчика направлены на незаконное ограничение конкуренции.

Прямого запрета на включение в один лот товаров «шприц общего назначения» и «шприц для промывания сосудистого катетера» законодательство на момент объявления закупки не содержало. Ссылка заявителя на письма ФАС России (в том числе ответы на запрос) судом в данном случае не принимается, поскольку соответствующие письма не являются официальными разъяснениями, подлежащими обязательному применению.

На основании изложенного доводы заявителя признаются судом несостоятельными.

Следовательно, оспариваемое решение Управления соответствует законодательству о контрактной системе и фактическим обстоятельствам, не нарушает права и законные интересы ООО «МПК «Елец»  в сфере экономической деятельности; предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Медико-производственная компания «Елец».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                    Алексина  Н. Ю.