ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-9656/20 от 15.02.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск Дело № А42-9656/2020

18.02.2021

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 15.02.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 18.02.2021.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Копыловой Юлии Валерьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной Валентиной Викторовной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Контакт Холдинг», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: пер. Напрудный, д. 10, стр. 2, эт. 2, ком. 4, РМ 5Б, <...>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: ул. Комсомольская, д. 4, <...>

о признании недействительным решения от 21.08.2020 № 4158А;

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, ФИО2 – по доверенностям;

ответчика – ФИО3,, ФИО4– по доверенностям;

установил:

акционерное общество «Контакт Холдинг» (далее – заявитель, АО «Контакт Холдинг», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее – ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации от 21.08.2020 № 4158А, обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав Общества путем внесения изменений в ЕГРЮЛ о смене юридического лица на основании представленных документов (заявления по форме Р13001 от 16.07.2020).

Судебное разбирательство по делу отложено на 15.02.2021, о чем стороны уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил требования, указав, что просит решение Инспекции признать недействительным.

Судом уточнения приняты в порядке статьи 49 АПК РФ.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела, АО «Контакт Холдинг» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.09.2018, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>. При регистрации Общества адрес (место нахождения): 129110, <...>, эт. 2 комната 4, РМ 5Б.

15.07.2020 единственным акционером АО «Контакт Холдинг» ФИО5 принято решение о смене адреса (места нахождения) Общества на адрес: 183032, <...>, оф.3-61, а также о внесении соответствующих изменений в Устав.

16.07.2020 ФИО5 в Инспекцию представлено заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи со сменой адреса (места нахождения) Общества.

23.07.2020 Инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Учредителю и руководителю ФИО5 предложено в срок до 21.08.2020 представить письменные пояснения о причинах изменения юридического адреса на г.Мурманск.

Обществом 31.07.2020 в Инспекцию представлены письменные пояснения относительно смены адреса.

На основании пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) Инспекцией проведена проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ по заявлению формы Р13001, в ходе которой было установлено, что АО «Контакт Холдинг» по адресу, указанному в заявлении не располагается.

21.08.2020 Инспекцией принято решение № 4158А об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений. В качестве основания для отказа регистрирующий орган сослался на подпункт «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, указав, что заявителем не соблюдены требования установленные Законом № 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

АО «Контакт Холдинг» обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган – УФНС по Мурманской области.

Решением УФНС по Мурманской области от 05.11.2020 № 242 жалоба Общества на решение Инспекции от 21.08.2020 № 4158А оставлена без удовлетворения.

Полагая незаконным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно пункту 1 статьи 4, подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.

При этом Закон № 129-ФЗ определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах.

В силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Таким образом, из смысла указанных нормативных положений следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, должны содержать достоверную информацию.

Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется в соответствии со статьей 12, пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, в частности, на основании заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление по форме Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

В силу пункта 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению о внесений в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Отказ в государственной регистрации в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно подпункту «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации является несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Как следует из материалов дела и Инспекцией не оспаривается, Общество к заявлению соответствующей формы приложило все необходимые документы для государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ, а также пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Данная норма является императивной. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из представленных в материалы дела протоколов осмотра от 31.01.2020 (осмотр проведен до обращения Общества с заявлением № 4158А), от 23.07.2020 (осмотр проведен до поступления пояснений от заявителя), от 27.10.2020 (осмотр проведен после вынесения обжалуемого решения) следует, что по адресу: <...> расположено четырехэтажное нежилое здание, на третьем этаже расположен офис 3-61, на котором имеется вывеска «АО «Контакт холдинг»»; на момент обследования офис закрыт, представители АО «Контакт холдинг» отсутствовали.

В подтверждение фактического использования помещения и осуществления связи с юридическим лицом Обществом представлены договор субаренды помещений от 26.07.2019 № 033/29.07-19, заключенный между ООО «ОМЕГА» (Арендатор) и АО «Контакт холдинг» (Субарендатор), акт приема-передачи помещений от 26.07.2019, письмо АО «Мурманск-ВТИ» о согласии на предоставление АО «Контакт холдинг» юридического адреса в <...>, подписанный со стороны ООО «Омега» акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 25.01.2021, платежные поручения.

Судом возражения Инспекции относительно порочности платежных поручений отклонено, поскольку данные документы не оценивались регистрирующим органом при принятии обжалуемого решения.

Оценив совокупность представленных в дело доказательств, учитывая, что почтовая корреспонденция, направленная судом по адресу Общества в г.Мурманске, получена адресатом, суд пришел к выводу о том, что приведенные Инспекцией обстоятельства не получили подтверждения в ходе судебного разбирательства и не формируют оснований, предусмотренных Законом № 129-ФЗ для вынесения решения об отказе в государственной регистрации.

Согласно представленным в материалы дела документам в Обществе числится дин работник – ФИО5, у которого имеется временная регистрация по месту пребывания в г.Мурманске. Из пояснений Общества следует, что смена адреса с г.Москвы на г.Мурманск обусловлена, в том числе, тем, что основным местом пребывания ФИО5 является г.Мурманск. Также в г.Мурманске находятся другие компании, учредителем в которых является ФИО5: ООО «Октопус» (ОГРН <***>), ООО «ВидеоКонсалт» (ОГРН <***>) и ООО «Ч.Ч.Аниме» ОГРН (1185190006000).

Инспекцией данные доводы не опровергнуты надлежащими доказательствами.

Отсутствие на момент проверки по указанному адресу исполнительного органа юридического лица не является достаточным основанием полагать, что адрес Общества был указан без намерения его использовать для осуществления связи.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что факты о недостоверности информации, представленной Обществом в регистрирующий орган, не подтвердились, оснований, перечисленных в Постановлении № 61, при наличии которых Инспекция вправе отказать в государственной регистрации изменений в учредительные документы, не установлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в регистрации заявленных сведений об Обществе в порядке подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Следовательно, регистрирующий орган незаконно отказал в регистрации по заявлению Общества.

С учетом изложенного выше, обжалуемое решение Инспекции является незаконным.

При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

При принятии решения судом также учтено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве неоднократно принимались решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений в ЕГРЮЛ в отношении юридического адреса заявителя (в г.Москве), которые отменялись по заявлениям Общества в связи с принятием решения о смене адреса.

В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства уплаты Обществом государственной пошлины в федеральный бюджет за рассмотрение настоящего заявления и заявления о принятии обеспечительных мер.

Поскольку Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в федеральный бюджет с Инспекции не взыскивается.

Лицо, уплатившее государственную пошлину в общей сумме 6000 руб., вправе обратиться в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о возврате государственной пошлины со ссылкой на номер дела А42-9656/2020.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

Заявление акционерного общества «Контакт Холдинг» удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску от 21.08.2020 № 4158А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мурманску зарегистрировать изменения, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении адреса акционерного общества «Контакт Холдинг» (ИНН <***>, ОГРН <***>), на основании представленного 16.07.2020 заявления вх. № 4158А.

Решение суда может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья Ю.В. Копылова