ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-9691/09 от 16.11.2009 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183950

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 –9691/2009

«16» ноября 2009 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Посыпанко Елена Николаевна,

при ведении протокола судебного заседания судьей Посыпанко Е. Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

прокурора города Кировска Мурманской области

к Муниципальному унитарному предприятию г. Кировска «Фармация»

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Иванова Н.В., начальник отдела Прокуратуры Мурманской области;

от лица, привлекаемого к ответственности, - не явился, извещен, заявлено ходатайство,

установил:

Прокурор города Кировска Мурманской области обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия г. Кировска «Фармация» (далее – Предприятие, МУП «Фармация») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал, что МУП «Фармация» при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной торговле лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН, с правом изготовления лекарственных средств через аптеку № 5, расположенную по адресу: пр. Ленина, д. 17, г. Кировск, допустило грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившееся в несоблюдении противопожарных норм и правил.

В представленном отзыве Предприятие факт грубых нарушений лицензионных требований и условий не оспаривает, против привлечения к административной ответственности не возражает; указывает на то, что в настоящее время принимаются все меры для устранения недостатков; просит рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом обстоятельств дела, на основании части 1 статьи 123, части 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие г. Кировска «Фармация» (ИНН 5103020417) зарегистрировано в качестве юридического лица 24.07.1992; сведения о Предприятии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером: 1025100561518.

06.12.2007 Управлением Росздравнадзора по Мурманской области МУП «Фармация» выдана лицензия № 51-02-000029 на осуществление Предприятием через аптеку № 5, расположенную по адресу г. Кировск, пр. Ленина, д.17, розничной торговли лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН, с правом изготовления лекарственных средств. Срок действия лицензии установлен до 06.12.2012.

В соответствии с пунктом 2.22 Плана работы на 2-ое полугодие 2009 года прокуратурой г. Кировска проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, а также исполнения законодательства о лицензировании в деятельности аптечных учреждений г. Кировска.

В ходе проверки, проведенной с участием государственного пожарного инспектора г. Кировска, было выявлено, что по состоянию на 10 часов 30 минут 25.09.2009 МУП «Фармация» при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной торговле лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН, с правом изготовления лекарственных средств через аптеку № 5, нарушило следующие требования пожарных норм и правил:

- допущено загромождение коридоров аптеки № 5 МУП «Фармация» мебелью и другими предметами (нарушение пункта 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03));

- складские помещения не отделены от других помещений противопожарными дверями (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»));

- отсутствует заземление компьютерной оргтехники в кабинете директора аптеки № 5 МУП «Фармация» (нарушение пунктов 3, 57 ППБ 01-03 и пунктов 1.7.50, 1.7.51, 1.7.54, 1.7.55 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204);

- в полу на путях эвакуации (по направлению из комнаты отдыха в коридор, из кабинета директора) в месте перепада высот допущено устройство лестницы с числом ступеней менее трех (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.28 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

- для окраски стен путей эвакуации (коридоров) допущено применение горючих материалов (нарушение пункта 53 ППБ 01-03);

- для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по «Правилам устройства электроустановок», сведения о которых подлежат обозначению на дверях помещений (нарушение пункта 33 ППБ 01-03);

- в местах поворота коридора не установлены указатели выходов (нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 7.77 СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»);

- допущено применение разъемных контактных соединений в пожароопасных зонах складских помещений (нарушение пунктов 3, 57 ППБ 01-03, пункта 7.4.44 «Правил устройства электроустановок»);

- для прокладки электрических сетей (шлейфов) пожарной сигнализации допущено применение проводов с полиэтиленовой изоляцией (оболочкой, выполненной из материалов, распространяющих горение) (нарушение пунктов 3, 57 ППБ 01-03, пункта 7.4.36 Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации, пункта 9.11 пособия к РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ»);

- имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация не соответствует действующим на момент проверки требованиям нормативных документов: НПБ 88-01 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (нарушение пункта 3 ППБ 01-03).

Результаты проверки отражены в справке помощника прокурора Муравьева М.Н. от 01.10.2009 и в справке начальника Отдела государственного пожарного надзора г. Кировска Главного управления МЧС России по Мурманской области № 2-13/12/791 от 29.09.2009.

По результатам проверки законному представителю МУП «Фармация» - директору Моисеевой Л.В. было вручено уведомление от 16.10.2009 № 04, в котором Предприятие извещалось о том, что 22.10.2009 в 17 час. 00 мин. состоится рассмотрение вопроса о вынесении в отношении МУП «Фармация» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из объяснений директора МУП «Фармация» Моисеевой Л.В., полученных помощником прокурора Муравьевым М.Н. 22.10.2009, следует, что наличие нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, Предприятие признает.

Установив в действиях МУП «Фармация» наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурор г. Кировска Мурманской области Демин С.К. 22.10.2009 вынес постановление о возбуждении в отношении Предприятия дела об административном правонарушении.

В порядке, предусмотренном статьей 23.1 КоАП РФ, прокурор 22.10.2009 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Фармация» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Понятие лицензии дано в статье 2 Федерального закона 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) и определено как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленных к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 3.7 Отраслевого стандарта «Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям.

В силу пункта 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«д» пункта 4 настоящего Положения (пункт 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416).

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Как следует из приказа МУП «Фармация» от 04.07.2003 № 47 «Об утверждении структуры предприятия», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, лицензии № 51-02-000029, договора аренды недвижимого имущества (нежилого помещения муниципальной собственности г. Кировска) № 179-2007 от 06.12.2007 с соответствующим актом приема – передачи недвижимого имущества, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.10.2009, и подтверждается объяснениями законного представителя Предприятия – директора Моисеевой Л.В., полученными при вынесении постановления, МУП «Фармация» использует помещение аптеки № 5, расположенной по адресу: пр. Ленина, д. 17, г. Кировск, в целях осуществления предпринимательской деятельности по розничной торговле лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН, с правом изготовления лекарственных средств, имеет соответствующую лицензию, в связи с чем обязано соблюдать лицензионные требования и условия, в том числе в части соблюдения противопожарных норм и правил при эксплуатации данных помещений.

Факты нарушения пунктов 3, 33, 53, 57 ППБ 01-03, пунктов 1.7.50, 1.7.51, 1.7.54, 1.7.55, 7.4.36, 7.4.44 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, пунктов 6.28, 7.4 СНиП 21-01-97*, пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89*, пункта 7.77 СНиП 23-05-95* в аптеке № 5 подтверждаются справками помощника прокурора г. Кировска Муравьева М.Н. от 01.10.2009 и начальника Отдела государственного пожарного надзора г. Кировска Главного Управления МЧС России по Мурманской области Данилова В.Я. от 29.09.2009, объяснениями директора МУП г. Кировска «Фармация» Моисеевой Л.В. и не оспаривается Предприятием.

Деяния МУП «Фармация» правильно квалифицированы прокурором как совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.10.2009 вынесено прокурором в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.4 КоАП РФ в присутствии законного представителя Предприятия с разъяснением ему прав, предоставленных КоАП РФ, и с обеспечением гарантий их осуществления.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к ответственности на момент принятия судом решения не истек.

Учитывая цели и задачи законодательства об административных правонарушениях, степень вины Предприятия в допущенном нарушении, принимая во внимание, что МУП «Фармация» по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ привлекается впервые, суд считает возможным назначить штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в минимальном размере, что составляет 40 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Привлечь Муниципальное унитарное предприятие г. Кировска «Фармация» (ИНН 5103020417; ОГРН: 1025100561518), находящееся по адресу: Мурманская область, г. Кировск, проспект Ленина, д. 17, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманска

БИК 044705001,

Получатель УФК по Мурманской области (Прокуратура Мурманской области, л/сч 04491138560),

ИНН получателя 5191120087,

КПП получателя 519001001,

КБК 41511690010010000140,

ОКАТО 47401000000.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е. Н. Посыпанко