АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-11511/2020
г. Нижний Новгород 26 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2020 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-229),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении ООО "Лига" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом,
установил: Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее заявитель, Инспекция) просит привлечь ООО "Лига" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Через канцелярию суда от ответчика поступил отзыв на заявление, в котором общество возразило против удовлетворения требований заявителя, указывая на незаконность и необоснованность требования, а также пропуск срока привлечения к административной ответственности.
Заявитель представил письменные возражения на отзыв ответчика.
Стороны, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области от 11.02.2020 №519-01/03-01/133 консультантом отдела строительного надзора по г.Н.Новгороду управления надзорной деятельности Инспекции в период с 18 по 20 февраля 2020 года проведена проверка исполнения ответчиком, являющимся лицом, осуществляющим на основании муниципального контракта от 11.09.2019 №0132300007519000657 строительство объекта капитального строительства – Детское дошкольное учреждение на 300 мест в застройке земельного участка вдоль ул.Бурнаковской, напротив д.№26А и Бурнаковского рынка в Московском районе города Нижнего Новгорода, требований в том числе предписания Инспекции от 17.01.2020 №519-03/01-04/05.
Проведенной проверкой установлено неисполнение ответчиком вышеуказанного предписания, до 10.02.2020 не устранены выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения: общество не представило исполнительную документацию на выполнение работы по монтажу инженерных сетей наружного освещения территории, а именно: не представлен журнал работ, акты на скрытые работы, паспорта и сертификаты на материалы, исполнительная съемка, что является нарушением п.9 л.12 проекта организации строительства шифр 48/13-П3-ПОС, разработанного ООО Фирма "СС Проект" и обязательных требований п.3.5.СП 70.13330.2012. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, Факт монтажа инженерных сетей наружного освещения подтверждается материалами фотофиксации от 16.01.2020.
Результаты проверки отражены в акте проверки №519-03/01-03/90 от 20.02.2020, составленном при участии представителя общества, действовавшего на основании доверенности.
Усмотрев в действиях ответчика признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, должностным лицом инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, при участии представителя, действовавшего на основании доверенности, 21.02.2020 составлен протокол об административном правонарушении№519-03/01-05/36.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, заявителем принято решение о направлении материалов административного дела в Арбитражный суд Нижегородской области для рассмотрения по подведомственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
Из материалов дела следует, проектной документацией (раздел 5 "Наружное электрическое освещение") шифр 99/13-ЭН предусмотрено наружное освещение территории детского сада. Для наружного освещения в проекте применены фонари, состоящие из опор наружного освещения с кабельной подводкой питания в комплекте с натриевыми светильниками. В качестве опор наружного освещения используются стальные восьмигранные стойки. Стоки устанавливаются в грунт с обустройством фундаментов из бетона. Сети наружного освещения запроектированы кабелем с прокладкой в земляной траншее, подсыпкой песком и покрытием кирпичом.
Согласно разделу 9 "Наиболее ответственные строительно-монтажные работы (конструкции), подлежащие освидетельствованию с составлением актов приемки работ" проектной документации шифр 48/13-ПЗ.ПОС (л. 11,12) в процессе строительства должна выполнятся оценка выполненных работ, результаты которых влияют на безопасность объекта, но в соответствии с принятой технологией становятся недоступными для контроля качества после начала выполнения последующих работ, а также выполненных строительных конструкций и участков инженерных сетей, устранение дефектов в которых, выявленных контролем невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков инженерных сетей. Результаты приемки работ, скрываемых последующими работами, в соответствии с требованиями проектной и нормативной документацией оформляются актами освидетельствования скрытых работ. Испытания участков инженерных сетей и смонтированного инженерного оборудования выполняются согласно требованиям соответствующих нормативных документов и оформляются актами.
Согласно п.3.5 СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" данные о производстве строительно-монтажных работ следует ежедневно вносить в журналы работ по; монтажу строительных конструкций (Приложение А), сварочных работ (Приложение Б), антикоррозионной защиты сварных соединений (Приложение В), замоноличивания монтажных стыков и узлов (Приложение Г), выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением (Приложение Д), журнал бетонных работ (Приложение Ф), а также фиксировать по ходу монтажа конструкций их положение на! геодезических исполнительных схемах. Качество строительно-монтажных работ должно быть обеспечено текущим контролем технологических процессов подготовительных и основных работ, а также при приемке работ. По результатам' текущего контроля технологических процессов составляются акты; освидетельствования скрытых работ.
Конструкции, изделия и материалы, применяемые при возведении бетонных, железобетонных, стальных, деревянных и каменных конструкций, должны отвечать
требованиям соответствующих стандартов, сводов правил и рабочих чертежей.
Производственный контроль качества строительно-монтажных работ следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87.
Производственный контроль качества строительно-монтажных работ следует осуществлять в соответствии с СП 48.13330 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004". При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация: исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием-изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании; заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции; документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ; акты освидетельствования скрытых работ; акты промежуточной приемки ответственных конструкций; исполнительные геодезические схемы положения конструкций; журналы работ; документы о контроле качества сварных соединений; акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящего свода правил или рабочими чертежами); другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее - ГсК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с требованиями проектной документации, технических регламентов, проводить строительный контроль, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
Согласно части 3 статьи 52 ГсК РФ лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
ООО "Лига", выступая лицом, осуществляющим строительство, обязано знать требования действующего законодательства в области строительства и принимать все необходимые меры по их соблюдению. В данном случае общество должно было осуществлять строительство указанного объекта в соответствии с требованиями строительных норм и правил, что с его стороны сделано не было.
Статьей 58 ГсК РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, поскольку ответчик требование предписания не исполнил, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения и виновности общества в его совершении.
Ответчик как лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, то есть субъект строительной деятельности, обязан знать требования действующего законодательства и не допускать их нарушения.
Таким образом, действия (бездействие) общества, выразившиеся в неисполнении в установленный срок законного предписания Инспекции, обоснованно квалифицированы заявителем как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона данного правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения выступают должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как совершенное умышленно либо по неосторожности.
При таких условиях в действиях ООО "Лига" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При производстве по административному делу не допущено нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно общим положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Как следует из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное предпринимателем правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца и начинает исчисляться с момента его совершения.
Правонарушения, сосредоточенные в главе 19 КоАП РФ, не являются исключением из общего правила о двухмесячном (трехмесячном) сроке давности привлечения к административной ответственности. Соответствующая правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 №823-О.
Срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как видно из материалов дела, основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, послужило неисполнение в срок до 10.02.2020 предписания Инспекции об устранении нарушений.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения предписания, то есть с 10.02.2020.
Таким образом, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4 КоАП РФ, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких условиях требование заявителя о привлечении к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.С.Волчанская