АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-14059/2015
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2015 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-324),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кабановой О.М.,
в присутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении: ФИО1 по доверенности от 29 июня 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление отдела полиции Управления МВД России по г.Н.Новгороду, о привлечении к административной ответственности ООО «Трейдторг», г.Н.Новгород, по признакам совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
заявитель просит привлечь общество с ограниченной ответственностью «Трейдторг», г.Нижний Новгород, к административной ответственности по признакам совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом заявитель утверждает, что общество, в нарушение требований Постановления Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 №482, осуществляло организацию универсальной сезонной ярмарки без оформления паспорта безопасности ярмарки и предоставления его в согласующие органы в срок не более 30 календарных дней после получения разрешения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств или заявлений в суд не представил.
Представитель ООО «Трейдторг» в ходе судебного заседания возражал в удовлетворении заявленного требования, указывает, что паспорт безопасности ярмарки обществом разработан и согласован с уполномоченными органами. Также общество отмечает, что протокол об административном правонарушении составлен административным органом с нарушением срока, установленного ст.28.7 КоАП РФ.
Подробно позиция заявителя изложена в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 123, 156, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, возбудившего дело об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно статье 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 1 статьи 1.5 КоАП установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В статье 26.1 КоАП предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов данного дела, 23 апреля 2015 года в рамках проведения административного расследования сотрудниками отдела ИАЗ Управления МВД России по г.Н.Новгороду установлено, что ООО «ТрейдТорг» по адресу: <...>, осуществляет организацию универсальной сезонной ярмарки «Заречная» в соответствии с разрешением №17 от 02.03.2015 без оформления паспорта безопасности ярмарки и предоставления его в согласующие органы в срок не более 30 календарных дней после получения разрешения, то есть с нарушением условий предусмотренных разрешением на организацию ярмарок (п.5.2 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 №482).
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом административного органа, в присутствии законного представителя общества, 29 мая 2015 года составлен протокол об административном правонарушении 52 БЖ 635428.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении. При составлении протокола директор ООО «ТрейдТорг» не согласился с выявленными нарушениями.
Таким образом, процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении заявителем не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП материалы административного дела переданы для рассмотрения в Арбитражный суд Нижегородской области.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 17 Постановления Пленума от 24.10.2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи.
К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 9 названного Закона, лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 указанного Закона).
Таким образом, нарушение лицензионных требований, которое создает состав правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, это не любое нарушение права. При этом лицензионные требования для каждого лицензионного вида прописаны в специальном законе.
Согласно материалам дела, общество осуществляет деятельность по организации сезонной универсальной ярмарки «Заречная» на основании разрешения администрации г.Н.Новгорода №17 от 02 марта 2015 года.
Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, установлен статьей 12 Закона №99-ФЗ. Организация сезонной ярмарки к указанным видам деятельности не отнесена.
Перечень требований, подлежащих выполнению организаторами сезонных универсальных ярмарок – юридическими лицами Правительством Российской Федерации не установлен. Требование в части оформления и согласования паспортов безопасности ярмарки организаторами сезонных ярмарок установлено Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 N 482 «О мерах по реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на территории Нижегородской области».
Согласно пункту 5.1 Постановления №482 при организации на территории городского округа город Нижний Новгород сезонных ярмарок либо ярмарок, периодически проводимых на определенном земельном участке в течение года, организатором ярмарки с учетом требований, установленных настоящим Порядком, и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраной общественного порядка по месту расположения ярмарки (далее - согласующие органы), разрабатывается и утверждается паспорт безопасности ярмарки (далее - паспорт), подтверждающий соответствие ярмарки требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации.
Паспорт оформляется в 4 экземплярах. Организатор ярмарки в срок не более 30 календарных дней после получения разрешения на организацию ярмарки представляет по одному экземпляру паспорта в согласующие органы и администрацию городского округа город Нижний Новгород. Один экземпляр паспорта подлежит хранению у организатора ярмарки (п.5.2 Постановления №482).
В соответствии с пунктом 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае обществу, имеющему разрешение на право организации ярмарки в период с 17.02.2015г. по 12.05.2015г. вменяется в вину нарушение пункта 5.2 Постановления Правительства Нижегородской области №482, регулирующего отношения, связанные с деятельностью ярмарок, организуемых органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Нижегородской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.
Однако требования, установленные Постановлением Правительства Нижегородской области №482, не могут быть признаны лицензионными условиями. Соответственно нарушение указанных требований не образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14. КоАП РФ.
Оценив материалы дела, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии доказательств совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 — 170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Управлению МВД России по г.Н.Новгороду, о привлечении ООО «Трейдторг», г.Н.Новгород (ИНН 5260271480), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья Л.В. Соколова