ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-1469/19 от 21.02.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-1469/2019

г. Нижний Новгород                              

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года                            

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-74),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 21.01.2019),

от УФССП по Нижегородской области: ФИО2 (по доверенности от 25.12.2018),

от ООО "Проектное бюро ИНЖЕНЕР": ФИО3 (по доверенности от 06.06.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде», г.Н.Новгород, к судебному приставу-исполнителю Нижегородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО4 о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства от 25.12.2018 №73698/18/52005-ИП по делу №А43-41660/2018,

при участии в деле заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области, ООО "Проектное бюро ИНЖЕНЕР",

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» с заявлением, содержащим вышеназванное требование.

В обоснование заявленного требования Учреждение указывает на отсутствие у судебного пристава-исполнителя правовых основания для возбуждения спорного исполнительного производства в отношении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Заявитель отмечает, что Учреждение собственными денежными средствами не располагает, лицевой счет открыт в департаменте финансов администрации г.Н.Новгорода. В связи с чем, по мнению заявителя, оспариваемое постановление является неисполнимым, поскольку Учреждение самостоятельно не может распоряжаться бюджетными денежными средствами.

Подробно позиция Общества изложена в заявлении и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Представитель Управления с заявленным требованием не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает оспариваемое постановление законным и не нарушающим права должника.

Представитель ООО "Проектное бюро ИНЖЕНЕР" поддержал позицию службы судебных приставов по доводам, изложенным в письменном отзыве.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы до 20.02.2019, 21.02.2019. Сведения об объявленных перерывах опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерывов судебное заседание продолжено, представители заинтересованных лиц поддержали изложенные ранее позиции.

Заявитель явку представителя после объявленного перерыва не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 25 декабря 2018 года судебным приставом исполнителем Нижегородского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области на основании исполнительного листа ФС №026087060 от 12.11.2018, выданного Арбитражным судом Нижегородской области  в рамках дела №А43-41660/2018, возбуждено исполнительное производство №73698/18/52005-ИП, в отношении должника: МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде», в пользу взыскателя: ООО "Проектное бюро ИНЖЕНЕР", предмет исполнения: запретить перечисление выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.03.2018 №491-р бюджетных ассигнований для предоставления иных межбюджетных трансферов бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятия "Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст."Московская" до ст."Волга" 1 этап - продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка", о чем вынесено соответствующее постановление.

Не согласившись с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 25.12.2018, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом по правилам установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие одновременно двух условий:

- несоответствия оспариваемых действий требованиям законодательства;

- нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997  № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон о судебных приставах) на судебных приставов возлагается обязанность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом об исполнительном производстве актов других органов и должностных лиц.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Порядок и основания возбуждения исполнительного производства предусмотрены статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве).

В части 1 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч.8 ст.30 Федерального закона №229-ФЗ).

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Между тем, частью 2 статьи 1 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма права согласуется с пунктами 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных указанным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с указанным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 указанного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие казенного учреждения - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Из пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. При этом для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно пункту 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Как следует из пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч.2 ст.90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, совокупное толкование вышеприведенных норм права позволяет придти к выводу о том, что исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям и/или бюджетным (казенным) учреждениям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке.

При этом, исполнение судебных актов о принятии обеспечительных мер по искам, предполагающим обращение взыскания на денежные средства соответствующих бюджетов, должно способствовать сохранению возможности реального и правильного исполнения итоговых судебных актов по названной категории дел.

Иначе нивелируется суть и смысл обеспечительных мер в арбитражном процессе, являющихся ускоренным средством защиты прав путем сохранения существующего положения сторон.

Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления.  

Финансовое обеспечение деятельности Казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода по утвержденной профильным департаментом бюджетной смете (п. 1.11 Устава).

Согласно пунктам 3.7, 4.11 Устава Казенное учреждение обладает полномочиями получателя бюджетных средств, установленными действующим бюджетным законодательством.

Казенное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Лицевые счета открываются ему в департаменте финансов администрации г.Н.Новгорода в соответствии с порядком, утвержденным департаментом финансов администрации г.Н.Новгорода.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 12 ноября 2018 года по делу №А43-41660/2018 по заявлению ООО «Проектное бюро ИНЖЕНЕР» к МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» о взыскании 767 454 255 руб. 64 коп., приняты обеспечительные меры в виде запрета на перечисление выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.03.2018 № 491-р бюджетных ассигнований для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятия «Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. «Московская» до ст. «Волга» 1 этап - продление линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка» г. Нижний Новгород» Программы «Строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры» Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 №518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» на единый счет бюджета в связи с завершением текущего финансового года до момента вступления в силу решения суда по делу № А43-41660/2018.

На основании данного определения судом 12.11.2018 выдан исполнительный лист ФС №026087060.

Названные обеспечительные меры направлены на сохранение возможности исполнения будущего итогового судебного акта по делу, предполагающего в случае удовлетворения исковых требований, с учетом правового статуса МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде», обращение взыскания на бюджетные средства, которое будет производится в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 В связи с чем, поскольку Учреждение в силу норм действующего законодательства не является участником межбюджетных трансфертов из бюджета Российской Федерации в бюджет Нижегородской области, вышеназванный исполнительный документ (исполнительный лист) подлежал предъявлению взыскателем в соответствующий финансовый орган (департамент финансов администрации г.Н.Новгорода), уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством на открытие и ведение лицевых счетов МКУ.

При изложенных обстоятельствах, исполнительное производство №73698/18/52005-ИП судебным приставом-исполнителем Нижегородского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области возбуждено в отношении МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» незаконно.

В связи с чем, поскольку оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства от 25.12.2018 не соответствует действующему законодательству и нарушило права Учреждения на правильное исполнение требований исполнительного документа, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде», г.Н.Новгород, удовлетворить.

Постановление судебного пристава-исполнителя Нижегородского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Нижегородской области ФИО4 о возбуждении исполнительного производства от 25.12.2018 №73698/18/52005-ИП по делу №А43-41660/2018, признать незаконным.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месячного срока со дня принятия.

Судья                                                                                                            Л.В. Соколова