АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-16319/2017
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-333),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Верещагиной В.С.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: ФИО1 (по доверенности от 16.04.2017)
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Арзамасский хлеб», г.Арзамас Нижегородская область, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в кадастровом учете изменений от 31.03.2017 №РКФ/2017-17210,
установил:
заявитель просит признать незаконным решение Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Нижегородской области от 31.03.2017 №РКФ/2017-17210 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Не оспаривая по существу решение Управления, ЗАО «Арзамасский хлеб» (далее - заявитель, общество) указывает, что 24.03.2017 Управлением принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на период с 24.03.2017 по 24.06.2017, в связи с чем 31.03.2017 у заинтересованного лица не имелось оснований для принятия решения об отказе в кадастровом учете изменений. В качестве правовосстановительной меры общество просит обязать Управление продлить срок приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта в целях принятия мер по устранению нарушений.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по доводам, изложенным в письменном заявлении.
Управление в письменном отзыве и устно представитель в судебном заседании не согласился с требованием общества, сославшись на положение статьи 26 Закона №221-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, указав, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило представление обществом технического плана, не соответствующего требованиям Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 №953.
Также пояснила, что по причине технической ошибки регистратора, 24.03.2017 вместо уведомления об отказе в снятии приостановления было сформировано уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета №РКФ/2017-15264, в котором ошибочно указан срок приостановления до 24.06.2017.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.07.2017 объявлялся перерыв до 14.07.2017 до 10час.30мин. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено, стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Выслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленное требование подлежащим отклонению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 22.12.2016 в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населения города Арзамаса ЗАО «Арзамасский хлеб» подано заявление №52-0-1-245/3901/2016-1447 о государственном учете изменений сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 52:40:0302002:111, расположенного по адресу: <...> представлением технического плана здания от 20.12.2016, свидетельства о государственной регистрации права собственности от 21.01.2002 серия 52-АА №199430, доверенности представителя от 24.01.2014.
По итогам рассмотрения заявления с представленными документами, 31.12.2017 должностным лицом Управления принято решение №РКФ/2016-177031 о приостановлении осуществления кадастрового учета сроком не более 3-х месяцев.
В качестве оснований приостановления осуществления кадастрового учета послужило представление технического плана, не соответствующего требованиям приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2010 №403, а именно: представленный технический план подготовлен на основании Декларации, при этом в Декларации в реквизитах «Правообладатель объекта недвижимости (земельного участка на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства) указан правообладатель - ЗАО «Арзамасский хлеб», при этом в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости» указано свидетельство о государственной регистрации права 52-АА №199430 от 21.01.2002 субъект права - ОАО «Арзамасский хлеб».
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета заявителю в трехмесячный срок рекомендовано: заполнить Декларацию в соответствии с приказом №628, подать заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с учетом указанных замечаний, представив исправленный вариант технического плана.
22.03.2016 Общество в целях устранения нарушений представило заявление №52-0-1-29/3501/2017-312 с приложением дополнительных документов: выписка из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Арзамасский хлеб» от 22.03.217, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 52 №003276439; технический план здания от 03.02.2017.
Рассмотрев представленное заявление от 22.03.2017 с приложенными документами государственным регистратором 24.03.2017 принято решение (уведомление) о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета №РКФ/2017-15264 сроком не более чем на 3 месяца. В качестве оснований приостановления осуществления кадастрового учета в уведомлении указано на представление обществом технического плана, несоответствующего Приказу Минэкономразвития РФ №953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», а именно: отсутствие в разделе технического плана от 03.02.2017 «Заключение кадастрового инженера» информации, по причине которой кадастровый инженер не включил в контур здания лестницы и крыльца.
31.03.2017, в соответствии с ч. 9 ст. 26, 27 Закона о кадастре, Управлением принято решение №РКФ/2017-17210 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Основанием принятия решения послужило не устранение причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Посчитав, что уведомлением от 24.03.2017 срок приостановления рассмотрения заявления от 22.12.216 продлен на три месяца - до 24.06.2017, общество не согласилось с решением Управления от 31.03.2017 и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), действующий в спорный период, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (п.1 ст.4 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ одной из уникальных характеристик объекта недвижимости (земельный участок, здание или помещение) является площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом N 403, действующих в спорный период, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
Форма декларации и требования к ее подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 628, действующим в спорный период.
В пункте 8 формы декларации (приложение N 1 к данному приказу) указано, что в декларации должны быть отражены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства).
Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства (пункт 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 N 628).
Согласно пункту 20 Приказа №628, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» указываются наименования, номера, даты документов, устанавливающих и (или) удостоверяющих право на объект недвижимости.
При обращении с заявлением об осуществлении кадастрового учета от 22.12.2016 в Декларации в реквизитах «Правообладатель объекта недвижимости» общество указало - ЗАО «Арзамасский лес», в качестве правоустанавливающего документа на объект недвижимости Общество приложило свидетельство о государственной регистрации права 52-АА №199430 от 21.02.2002, где субъектом права указано ОАО «Арзамасский лесхоз».
Вышеназванное, послужило основанием для приостановления осуществления кадастрового учета и принятия решения от 31.12.2016 №РКФ/2016-177031 в соответствии с пунктом 5 частью 2 статьи 26 Закона о кадастре. Данное решение обществом не обжаловалось.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре).
Согласно части 4 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 9 статьи 26 Закона о кадастре).
Таким образом, максимальный срок приостановления составляет три месяца и не подлежит продлению.
По истечении 3-х месячного срока Управлением принимается решение об осуществлении кадастрового учета либо решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (п.6 ч.2ст.26 Закона о кадастре).
Как видно из материалов дела, общество 22.03.2017 в целях устранения нарушений представило заявление №52-0-1-29/3501/2017-312 с приложением дополнительных документов: выписка из протокола общего собрания акционеров ЗАО «Арзамасский хлеб» от 22.03.217, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 52 №003276439; технический план здания от 03.02.2017.
По итогам рассмотрения представленных документов, государственный регистратор пришел к выводу, что представленный технический план здания от 03.02.2017 не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 №953 (пунктам 50, 20,24), в связи с не указанием кадастровым инженером в разделе «Заключение кадастрового инженера подготовлено с использованием системы инженера» информации, по причине которой кадастровый инженер не включил в контур здания лестницы и крыльца.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), статьей 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является технический план.
Согласно пункту 2 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2016 N 953 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении. Технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения.
Технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке также содержит полученные в том числе по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест.
Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ (п.3 Приказа №953).
Согласно пункту 4 Приказа №953 к текстовой части относятся следующие разделы:
1) общие сведения о кадастровых работах;
2) исходные данные;
3) сведения о выполненных измерениях и расчетах;
4) описание местоположения объекта недвижимости;
5) характеристики объекта недвижимости;
6) сведения о части (частях) объекта недвижимости;
7) характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении;
8) заключение кадастрового инженера.
Согласно пункту 5 Приказа №953 в графической части технического плана относятся следующие разделы:
1) схема геодезических построений;
2) схема расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке;
3) чертеж контура объекта недвижимости (части объекта недвижимости);
4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей - план здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места (далее соответственно - План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения).
В соответствии с пунктом 51 Приказа №953 в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные".
В чертеже производится зарисовка контура наружных капитальных стен здания, контура стен пристроек, крылец, ступеней, а также оконных и дверных проемов по всему наружному периметру стен или частично.
Согласно пункту 59 Приказа №953 на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или чертеже:
стены и перегородки, в том числе внутренние;
окна и двери;
лестницы, балконы;
внутренние выступы стен;
необходимые условные обозначения, в том числе для указания местоположения образованной или существующей части здания, сооружения.
Как видно из представленного в материалы дела технического паспорта на нежилое здание литера Р, Р1, Р2, расположенное по адресу: <...> (лист 14, поэтажный план) в контур здания включено в том числе крыльцо. Между тем, как видно из чертежа контура объекта недвижимости, плана этажа технического плана здания от 03.02.2017, крыльцо в чертеж (план здания) не включено. В разделе «заключение кадастрового инженера» кадастровый инженер не указывает причины, по которым не включил в план здания крыльцо. Также не указано наличие либо отсутствие лестниц в спорном здании.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии объективных препятствий для проведения регистрации кадастрового учета спорного здания.
При этом, учитывая положения части 9 статьи 26 Закона о кадастре, суд находит принятое должностным лицом, при рассмотрении заявления общества от 22.03.2017 уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 24.03.2017 ошибочным, не влияющим на итог (правильность принятого решения от 31.03.2017) рассмотрения заявления общества от 22.12.2017 о государственном кадастровом учета спорного объекта.
В данном случае ошибочное формирование должностным лицом «Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 24.03.2017 №РКФ/217-15264» не нарушает прав и законных интересов общества в сфере осуществления экономической деятельности, поскольку основания, послужившие приостановлением для проведения государственного кадастрового учета обществом в установленный срок не устранены, имеются объективные обстоятельства, препятствующие проведению государственного кадастрового учета. Кроме того, Законом о кадастре не предусмотрено продление срока приостановления осуществления кадастрового учета свыше 3-х месяцев, следовательно, у должностного лица Управления, при наличии вышеуказанных нарушений, не имеется оснований для проведения государственного кадастрового учета спорного объекта.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявлению ЗАО «Арзамасский хлеб», г.Арзамас Нижегородская область (ИНН <***>), в удовлетворении заявления отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей относятся на заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Л.В. Соколова