ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-16773/2022 от 20.07.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-16773/2022

г.Нижний Новгород                                                           

Резолютивная часть решения объявлена                          20 июля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                            22 июля 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-314),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,

с участием представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 29.08.2019),

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 15.12.2021),

ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» г.Н.Новгород (ИНН <***>), о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об отказе в возврате излишне (ошибочно) уплаченной государственной пошлины от 18.05.2022 №02-09211-нк/22 в размере 138699,00 руб.,

установил: в арбитражный суд обратилось ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» (далее - заявитель, Общество) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решение об отказе в возврате излишне (ошибочно) уплаченной государственной пошлины от 18.05.2022 №02-09211-нк/22 в размере 138699,00 руб.

С позиции заявителя, оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества. Подробно позиция Общества изложена в заявлении (уточнении, дополнении) и поддержана его представителем в судебном заседании.

Представитель Управления требования заявителя отклонил по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 13.07.2022 объявлялся перерыв до 20.07.2022, после чего рассмотрение дела продолжено. Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали ранее изложенные позиции. На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд перешел к рассмотрению дела в судебном разбирательстве.

Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон, суд установил следующее.

С целью осуществления инвестиций в дочернее общество ООО "Автозавод "ГАЗ" передало недвижимое имущество в оплату обыкновенных именных акций АО "Контрактная сборка", размещенных при его учреждении (акт приема-передачи имущества от 09.10.2019), в том числе передало доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 52:18:0040288:244, 52:18:0040288:86, 52:18:0040227:91, 52:18:0040288:245, 52:18:0040288:133, 52:18:0040288:192, 52:18:0040227:808, 52:18:0040211:1390,  52:18:0040277:809,  52:18:0040227:15.

09.10.2019 Обществом поданы заявления на государственную регистрацию права общей долевой собственности №52/269/302/2019-4733, №52/269/302/2019-4735, №52/269/302/2019-4716, №52/269/302/2019-4719, №52/269/302/2019-4739, №52/269/302/2019-4737, №52/269/302/2019-4731, №52/269/302/2019-4729, №52/269/302/2019-4742, №52/269/302/2019-4722, следующих объектов недвижимости с кадастровыми номерами:

- 52:18:0040288:244 (доля в праве - 2982/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95277 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 6560,00 руб.;

- 52:18:0040288:86 (доля в праве - 5006/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95278 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 11013,00 руб.;

- 52:18:0040227:91 (доля в праве - 53985/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95272 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 11877,00 руб.;

- 52:18:0040288:245 (доля в праве - 57598/10000) с платежным поручением от 03.10,2019 №95280 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 12672,00 руб.;

- 52:18:0040288:133 (доля в праве - 53986/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95279 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 12691,00 руб.;

- 52:18:0040288:192 (доля в праве - 75734/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95276 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 16661,00 руб.;

- 52:18:0040227:808 (доля в праве - 76609/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95275 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 16854,00 руб.;

- 52:18:0040211:1390 (доля в праве - 77591/10000) с платежным поручением от 03.10.2019 №95281 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 17070,00 руб.;

- 52:18:0040277:809 (доля в праве - 97383/10000) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером с платежным поручением от 03.10.2019 №95274 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 21424,00 руб.;

- 52:18:0040277:15 (доля в праве - 53985/10000) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером с платежным поручением от 03.10.2019 №95273 об оплате государственной пошлины за регистрацию в размере 11877,00 руб.

По результатам проведенных правовых экспертиз государственным регистратором 21.10.2019 приняты решения о проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.

12.05.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченную государственную пошлину за регистрационные действия в отношении вышеуказанных объектов общей сумме 138 699,00 руб.

Решением от 18.05.2022 №02-09211-нк/22 Управление отказало Обществу в возврате государственной пошлины по причине обоснованности ее уплаты.

Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление №21) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции Российской Федерации).

Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов (далее также - решение, решения), действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), часть 1 статьи 4 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 7 Постановления №21).

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

В силу пункта 15 Постановления №21 рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 КАС РФ, статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.

Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу статьи 130 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Согласно статьям 549 (пункту 1), 550 и 551 (пункту 1) ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

На основании статей 244 (пунктов 1 и 2), 245 (пункта 1), 246 и 251 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных в статье 250 кодекса. Доля в праве общей собственности переходит к приобретателю по договору с момента заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Момент перехода доли в праве общей собственности по договору, подлежащему государственной регистрации, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 223 кодекса.

Судебная практика исходит из того, что на долю в праве общей собственности на недвижимое имущество распространен правовой режим недвижимости: к сделкам с долей в праве собственности на недвижимость применяются специальные правила, регулирующие оборот недвижимости.

В статье 14 (части 1, пункте 2 части 2, пункте 4 части 4) Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных этим законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.

Согласно статье 15 (пункта 5 части 3) Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется, в т.ч., по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки.

В силу статьи 42 (части 2) Закона №218-ФЗ внесение изменений в ЕГРН в части размера долей в праве общей собственности осуществляется по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности изменяются, на основании документа, содержащего сведения о размере долей.

В пункте 91 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 №943, указано, что при отчуждении доли в праве общей долевой собственности и государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности запись о государственной регистрации права лица, приобретающего долю в праве (например, покупателя), вносится в новую запись о праве, а предыдущая запись о праве лица на отчуждаемую долю в праве общей долевой собственности, произведшего отчуждение доли в праве (например, продавца), погашается (ей присваивается статус "погашенная"). При этом записи о государственной регистрации права общей долевой собственности иных участников общей долевой собственности (принадлежащих им долей в праве) остаются неизменными (сохраняется статус "актуальная").

Аналогичное положение установлено в действующем в настоящее время Порядке ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденном приказом Росреестра от 01.06.2021 №П/0241 (пункт 111).

В соответствии со статьей 26 (частью 1) Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (пункт 2); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

На основании статей 17, 18 (части 7), 25 (пункта 3) Закона №218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Представление документа об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Согласно статье 333.33 (подпункту 22 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 26.1, 28 - 31, 61 и 80.1 этого пункта, уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 2000 руб.; для организаций - 22000 руб.

В статье 333.18 (пункт 2) НК РФ определено, что государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено этой главой. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные этой главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с этой главой.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности от 09.10.2019 были поданы Обществом совместно с АО "Контрактная сборка". При обращении с соответствующими заявлениями Обществом платежными поручениями от 03.10.2019 №96272, №95273, №95274, №95275, №95276, №95277, №95278, №95279, №95280, №95281 уплачена государственная пошлина за регистрацию в общей сумме 138 699,00 руб.

АО "Контрактная сборка" также уплачена государственная пошлина за регистрацию права общей долевой собственности в общем размере 81301,00 руб., что подтверждается платежными поручениями от 04.10.2019 №4 (10123,00 руб.), №5 (10123,00 руб.), №6 (576,00 руб.), №7 (5146,00 руб.), №13 (5339,00 руб.), №15 (15440,00 руб.), №16 (10987,00 руб.), №17 (9328,00 руб.), №18 (9309,00 руб.), №23 (4930,00 руб.).

При этом, как указывалось выше размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав для организаций составляет 22000,00 руб. по каждому объекту недвижимости.

Произведение сумм государственной пошлины, уплаченной Обществом и АО "Контрактная сборка", как раз соответствует подлежащему размеру государственной пошлины.

Исходя из изложенного, а также учитывая совместное обращение указанных юридических лиц с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности, Обществом и АО "Контрактная сборка" уплачена государственная пошлина за регистрацию права общей долевой собственности соразмерно долям в праве собственности.

Таким образом, излишней уплаты государственной пошлины со стороны заявителя не производилось.

В связи чем, оснований для возврата государственной пошлины в общем размере 138699,00 руб. у Управления не имелось.

Ссылка общества на судебную практику по делу №А82-3235/2020 судом не принимается, поскольку в рамках указанному дела судом проверялась законность решения Управления Росреестра о приостановлении регистрационных действий в связи с обращением с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины за совершенные регистрационные действия.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит вынесенное Управлением решение соответствующим требованиям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Государственная пошлина в размере 3000,00 руб. за требование о признании незаконным ненормативного правового акта недействительным подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» г.Н.Новгород (ИНН <***>), в удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. относятся на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                            Л.В. Соколова