ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-17553/2022 от 12.10.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-17553/2022

г. Нижний Новгород                                                                 25 октября 2022 года

Дата объявления резолютивной части решения 12 октября 2022 года.

Дата изготовления решения в полном объеме 25 октября 2022 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Курашкиной Светланы Анатольевны (шифр судьи 50-391),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпычевой Анной Юрьевной,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Нижний Новгород,

к ответчику: публичному акционерному обществу «Социальная сфера» (ОГРН 1037700013020, ИНН 5246045032), г. Бор Нижегородской области,

о принудительном исполнении предписания Банка России

при участии представителей:

от истца: Гусев А.Е., по доверенности от 21.06.2021,

от ответчика: не явились, извещены,

установил: заявлено требование о принудительном исполнении предписания Банка России, в соответствии с которым истец просит:

обязать публичное акционерное общество «Социальная сфера» (ОГРН 1037700013020, ИНН 5246045032, адрес местонахождения: ул. Чехова, д. 29, г. Бор, Нижегородская область, 606443) в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу исполнить предписание Банка России об устранении нарушений законодательства РФ от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348:

1. Утвердить условия трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита в ПАО «Социальная сфера» (ИНН 5246045032), в соответствии со статьей 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2. В порядке, установленном Положением Банка России от 27.03.2020 №714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», раскрыть в форме сообщений о существенном факте в ленте новостей информацию о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров ПАО «Социальная сфера» и его повестке дня. а также о принятых советом директоров ПАО «Социальная сфера» на данном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа ПАО «Социальная сфера» - Положения об организации управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Социальная сфера».

3. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности ПАО «Социальная сфера» нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в устанавливающей части Предписания Банка России от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348.

4. Представить в Волго-Вятское главное управление Банка России (603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д.26) отчет об исполнении Предписания Банка России от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 с приложением копий подтверждающих документов (документы должны содержать ссылку на номер Предписания от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348, быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом ПАО «Социальная сфера» и скреплены печатью ПАО «Социальная сфера»).

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, представил возражения на отзыв, возразил против удовлетворения ходатайств ответчика, кроме приобщения дополнительных доказательств.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания и представившего заявление по делу с дополнительными доказательствами и ходатайством о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика.

Определением от 01.08.2022 приняты судом к рассмотрению ходатайства ответчика о взыскании с истца 40 000 000 руб. 00 коп. судебных издержек и о предоставлении результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств, в том числе результатов  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, судом удовлетворено на основании статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке пункта 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения объявлена 12.10.2022, изготовление полного текста решения отложено до 25.10.2022.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований, исходя из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, публичное акционерное общество «Социальная Сфера» (ИНН 5246045032, далее - общество, ПАО «Социальная Сфера»), создано в 2014 году, дата присвоения ОГРН 1145246000514 – 07.04.2014.

04.03.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц (с учетом исправления технической ошибки в указанных сведениях 05.03.2019) внесены сведения о генеральном директоре общества, Шахановом Денисе Петровиче.

В ходе осуществления контроля за соблюдением обществом требований Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) в части организации системы управления рисками и внутреннего контроля, а также организации системы внутреннего аудита на основании представленных обществом в Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации (далее - Главное управление) сведений и документов, а также анализа раскрытой обществом информации в сети Интернет, истцом был выявлен факт нарушения обществом требований статьи 87.1 Закона № 208-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87.1 Закона № 208-ФЗ в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль.

Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87.1 Закона № 208-ФЗ для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества. Условия трудового договора с указанными лицами утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества. В случае, если внутренними документами публичного общества, указанными в настоящем пункте, предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества.

22.07.2021 истец направил ПАО «Социальная сфера» предписание от 15.07.2021 № Т4-35-2-4/16308 о предоставлении в Главное управление следующих документов и сведений:

- копий внутренних документов общества, определяющих политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля и/или регулирующих вопросы организации системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутренних документов общества, определяющих политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита, в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями.

- копий решений уполномоченного органа об утверждении документов, указанных в пункте 1 настоящего предписания (копий протоколов заседания совета директоров общества).

- копии устава общества в редакции, действующей на дату принятия решения об утверждении внутренних документов общества, определяющих политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля и/или регулирующих вопросы организации системы управления рисками и внутреннего контроля, со всеми изменениями и дополнениями.

- копии протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором приняты решения о назначении лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), а также об утверждении условий договора с ним. В случае, если внутренними документами общества, определяющими политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита, предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита юридическим лицом, необходимо представить копию протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором приняты решения об определении такого юридического лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения.

На заседании совета директоров общества, состоявшемся 27.09.2021, утверждено положение об организации управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Социальная сфера», которое в числе прочего определяет политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита, а также назначен контролер общества - должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита в обществе. Согласно протоколу заседания Совета директоров ПАО «Социальная сфера» от 27.09.2021 данные обязанности возложены на Шаханова Д.П.

Ответчик направил истцу письмо № 005-ЦБ от 27.09.2021 о выполнении предписания Банка России № Т4-35-2-4/16308 от 15.07.2021 с приложением Устава, протокола заседания Совета директоров и положения об организации управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Социальная сфера»

При этом письмом Банка России от 15.04.2019 № ИН-06-28/35 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» рекомендовано рекомендует совету директоров, выполняющему в соответствии с Законом об акционерных обществах в редакции Закона определяющую роль в организации системы управления рисками и внутреннего контроля, избегать формального подхода к ее организации.

Согласно пункту 6 данного письма назначение и освобождение от должности должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), отнесено к компетенции совета директоров публичного общества (пункт 2 статьи 87.1 Закона об акционерных обществах в редакции Закона). Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления организация в публичном обществе внутреннего аудита должна быть основана на функциональной независимости органов внутреннего аудита от исполнительных органов общества, структурных подразделений общества и их работников.

В соответствии с пунктом 3.2. Информационного письма Банка России от 01.10.2020 № ИН-06-28/143 «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах» совету директоров Общества рекомендуется определить наиболее оптимальный способ организации внутреннего аудита, а именно - посредством введения должности руководителя внутреннего аудита, создания отдельного структурного подразделения внутреннего аудита или посредством привлечения независимой внешней организации.

Во внутренних документах Общества рекомендуется закрепить, что руководитель внутреннего аудита в целях предотвращения конфликта интересов, обеспечения условий его независимости и объективности назначается на должность и освобождается от занимаемой должности единоличным исполнительным органом Общества на основании решения совета директоров, административно подотчетен единоличному исполнительному органу Общества и функционально - совету директоров Общества.

В целях обеспечения независимости и объективности внутреннего аудита совету директоров и единоличному исполнительному органу Общества рекомендуется исключить факторы, влекущие возникновение у руководителя внутреннего аудита, руководителя и работников структурного подразделения внутреннего аудита конфликта интересов любого рода, в том числе вызванного такими обстоятельствами, как:

- совмещение руководителем внутреннего аудита управления функциональными направлениями деятельности Общества, обществ, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществ, требующими принятия управленческих решений (включая членство в коллегиальных исполнительных органах);

- совмещение должности руководителя внутреннего аудита, руководителя структурного подразделения внутреннего аудита Общества с должностью руководителя внутреннего аудита или руководителя структурного подразделения внутреннего аудита в обществах, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществах;

- участие (членство) руководителя внутреннего аудита, руководителя и работников структурного подразделения внутреннего аудита Общества в органах управления Общества, обществ, его контролирующих, и (или) его подконтрольных обществ (советах директоров и его комитетах).

Письмом № 01-ЦБ от 08.10.2021 общество сообщило, что во исполнение предписания № Т4-35-2-4/16308 от 15.07.2021 условия договора с лицом, осуществляющим внутренний аудит, на заседании совета директоров общества не утверждались. Соответствующее заседание совета директоров общества по утверждению условий трудового договора указанного лица, планировалось на ноябрь 2021 года; указанные функции осуществлялись генеральным директором общества.

Истец направил ответчику письмо от 21.10.2021 № Т4-35-2-4/24299 о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в отношении требований статьи 87.1 Закона № 208-ФЗ, согласно которому обществу предписывалось в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения письма:

- устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в настоящем письме,

- принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в настоящем письме, в дальнейшей деятельности общества.

- предоставить в Волго-Вятское ГУ Банка России отчет об устранении нарушений и о принятых мерах с приложением копий подтверждающих документов.

Также указанным письмом от 21.10.2021 № Т4-35-2-4/24299 истец обращал внимание ответчика на следующие обстоятельства:

В соответствии с пунктом 3 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 66 Закона № 208-ФЗ количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов.

Уставом общества, утвержденным решением единственного акционера № 14 от 15.01.2019, количественный состав совета директоров Общества не определен.

Таким образом, на заседании 27.09.2021 совета директоров Общества решения приняты членами совета директоров, количественный состав которого не соответствует пункту 3 статьи 66 Закона № 208-ФЗ.

На заседании совета директоров Общества, состоявшемся 27.09.2021 (протокол от 27.09.2021) на должность контролера утвержден Шаханов Денис Петрович.

Вместе с тем согласно единому государственному реестру юридических лиц Шаханов Д.П. с 04.03.2019 является генеральным директором общества. Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров от 25.09.2021 на внеочередном общем собрании акционеров общества, состоявшемся 24.09.2021, Шаханов Д.П. избран членом совета директоров общества.

Таким образом, назначение советом директоров общества контролером, ответственным за организацию внутреннего аудита в общества, генерального директора общества и члена совета директоров общества не отвечает рекомендациям информационного письма в части независимости и объективности внутреннего аудита, а также исключения конфликта интересов любого рода.

Истцом 21.10.2021 был составлен акт о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта, из которого следует, что:

- в нарушение пунктов 12.7.2, 15.1 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», пунктов 13.9.2, 15.1 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» сообщение о существенном факте о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров общества и его повестке дня, а также сообщение о существенном факте о принятых советом директоров общества на указанном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа общества, ПАО «Социальная сфера» не раскрыты.

- в нарушение пункта 63.8 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обществом не раскрыта информация о содержании внутреннего документа, определяющего политику публичного акционерного общества в области организации и осуществления внутреннего аудита, а именно Положение об организации управления рисками и внутреннего контроля общества, утвержденном на заседании совета директоров общества, состоявшемся 27.09.2021 (протокол от 27.09.2021).

Ответчик письмом № 009-ЦБ от 16.11.2021 подтвердил получение сообщений от истца, в том числе письма от 21.10.2021 № Т4-35-2-4/24299 о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, и просил их разъяснить, что и было осуществлено истцом в письме от 23.11.2021 № Т4-35-2-17/26488.

В ответ на указанное письмо общество сообщило в своем письме от 13.12.2021 (вх. № 539917) об отсутствии утверждения условий трудового договора с лицом, ответственным за организацию осуществления внутреннего аудита, ввиду недостаточности финансирования, а также о публикации сообщения о проведении Совета директоров и о публикации положения об организации управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Социальная сфера».

Истцом 24.12.2021 также был составлен акт о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта, из которого следует, что: сообщение о существенном факте о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров Общества и его повестке дня, а также сообщение о существенном факте о принятых советом директоров Общества на указанном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа Общества, ПАО «Социальная сфера» не раскрыты.

Таким образом, ответчиком не были выполнены требования пункта 2 статьи 87.1 и пункта 1 статьи 92 Закона № 208-ФЗ, а также Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и действовавшего до 01.10.2021 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», в связи с чем истцом было вынесено и направлено в адрес ответчика предписание от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации: ПАО «Социальная Сфера» необходимо в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения настоящего предписания:

- устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в устанавливающей части настоящего предписания;

- представить в Волго-Вятское ГУ Банка России отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих документов;

- принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в устанавливающей части настоящего предписания, в дальнейшей деятельности общества.

03.03.2022 истцом повторно был составлен акт о подтверждении факта нарушения законодательства Российской Федерации и (или) надзорного факта, из которого следует, что: сообщение о существенном факте о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров Общества и его повестке дня, а также сообщение о существенном факте о принятых советом директоров Общества на указанном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа Общества, ПАО «Социальная сфера» не раскрыты.

Письмом от 03.03.2022 № Т4-35-2-3/4617 ответчику повторно указано на необходимость в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения настоящего письма:

- устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в настоящем письме;

- представить в Волго-Вятское ГУ Банка России отчет об исполнении настоящего письма с приложением копий подтверждающих документов;

- принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в настоящем письме, в дальнейшей деятельности общества.

Предписания истца ответчиком в настоящий момент не исполнены, нарушение законодательства не устранено.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области.

В силу пункта 1 статьи 1 и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере распространения информации.

На основании статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Состав, порядок и сроки раскрытия информации до 01.10.2021 регулировались Положением Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение № 454-П); с 01.10.2021 состав, порядок и сроки раскрытия информации регулируются Положением Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее – Положение № 714-П).

В соответствии с пунктом 56.3 Положения № 714-П (пунктом 69.3 Положения № 454-П) публичное акционерное общество помимо информации, предусмотренной пунктом 56.2 Положения № 714-П (пунктом 69.2 Положения № 454-П), обязано также раскрывать:

- отчеты в соответствии с требованиями раздела IV Положения № 714-П (раздела IV Положения № 454-П);

- сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V Положения № 714-П (раздела V Положения № 454-П).

В соответствии с пунктом 1.3 Положения № 714-П раскрытие эмитентом сообщения, в том числе сообщения о существенном факте, в соответствии с Положением № 714-П должно осуществляться путем опубликования сообщения в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством, аккредитованным Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, не позднее последнего дня срока, в течение которого в соответствии с Положением № 714-П должно быть осуществлено раскрытие указанного сообщения. Опубликование сообщения, в том числе сообщения о существенном факте, должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из аккредитованных агентств. Ранее в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 454-П в случаях, когда в соответствии с Положением № 454-П эмитент обязан был опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством, такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, не позднее последнего дня срока, в течение которого в соответствии с Положением № 454-П должно быть осуществлено такое опубликование.

Согласно пункту 13.10 Положения № 714-П раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в ленте новостей в срок не позднее 1 рабочего дня с момента наступления существенного факта. Ранее согласно пункту 13.1 Положения № 454-П раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно было осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта в ленте новостей - не позднее одного дня, на странице в сети Интернет - не позднее двух дней.

В силу пункта 15.3 Положения № 714-П (пункта 15.3 Положения № 454-П) моментом наступления существенного факта о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня является дата принятия председателем совета директоров (наблюдательного совета) эмитента решения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента или дата принятия иного решения, которое в соответствии с уставом эмитента его внутренними документами или обычаями делового оборота является основанием для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента

Согласно пункту 15.8 Положения № 714-П (пункту 15.6 Положения № 454-П) моментом наступления существенною факта об отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, на котором приняты решения.

В соответствии с пунктами 13.9.2. 15.1 Положения № 714-П (пунктами 12.7.2. 15.1 Положения № 454-П) в форме сообщений о существенных фактах подлежит раскрытию в том числе информация о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях об утверждении внутренних документов эмитента.

Таким образом, раскрытие информации акционерным обществом – публично-правовая обязанность, установленная в целях обеспечения доступности определённой информации всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение.

Поскольку действующим законодательством обязанность по раскрытию сообщения о существенном факте возложена на эмитента, именно эмитент с целью обеспечения раскрытия полной и достоверной информации обязан предпринимать соответствующие меры для опубликования определенной нормативными актами Банка России информации и обеспечить в опубликованных сведениях полные данные.

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг является, кроме того, одним из каналов, по которому инвесторы осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента. Любая неточность в раскрытии информации, либо отсутствие информации влечёт за собой возможность введения в заблуждения как акционеров, так и неограниченного круга лиц и необходимость дополнительной проверки получаемой информации, что противоречит в том числе принципу достоверности при раскрытии информации на рынке ценных бумаг.

Система управления рисками и внутреннего контроля должна быть направлена на достижение поставленных перед обществом стратегических целей, а также обеспечивать объективное, справедливое и ясное представление о текущем состоянии и перспективах общества, целостность и прозрачность отчетности общества, разумность и приемлемость принимаемых обществом рисков.

Уверенность в надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля должен обеспечивать организованный в публичном акционерном обществе внутренний аудит.

Таким образом, невыполнение обществом требований законодательства в части утверждения условий трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита общества, создаёт угрозу для обеспечения эффективного функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля общества.

Однако в нарушение пункта 2 статьи 87.1 Закона № 208-ФЗ совет директоров общества своевременно не утвердил условия трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита в обществе, не были утверждены ввиду отсутствия финансирования.

Также в нарушение пункта 1 статьи 92 Закона № 208-ФЗ, пунктов 13.9.2, 13.10, 15.1., 56.3 Положения № 714-П (пунктов 12.7.2, 13.1, 15.1, 69.3 Положения № 454-П) сообщение о существенном факте о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров общества и его повестке дня, а также сообщение о существенном факте о принятых советом директоров общества на указанном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа ответчика (положения об организации управления рисками и внутреннего контроля), не раскрыты.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 4, статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания о устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применять иные меры, предусмотренные федеральными законами.

На основании пункта 7 статьи 44 Закон № 39-ФЗ Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 46-ФЗ) предписания Банка России, обладая статусом правоприменительного акта, являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 46-ФЗ предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом № 46-ФЗ, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Предписания содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей, их задача – обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. Лицо, которому адресовано предписание, обязано выполнить предусмотренные в нем требования.

Предписание об устранении нарушений является одним из инструментов защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию Банком России своих функций по защите прав участников рынка ценных бумаг.

Неисполнение в установленный предписанием срок мероприятий, указанных в предписании, продолжает нарушение прав акционеров и инвесторов.

Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом о защите прав инвесторов, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 13.09.2015 № 3795-У «О порядке проведения Банком России проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения Банком России иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов» (далее -Указание № 3795-У), Банком России принимаются следующие меры к поднадзорному лицу:

- направление поднадзорному лицу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- направление поднадзорному лицу предписания о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.

В соответствии с пунктом 4.4 Указания № 3795-У поднадзорное лицо, которому адресовано предписание, обязано исполнить его в указанный в предписании срок.

Таким образом, предписания Банка России есть правоприменительные акты, которые содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей, их задача - обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. Лицо, которому адресовано предписание, обязано выполнить предусмотренные в нем требования.

Предписание от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 вынесено уполномоченным субъектом – Банком России, основано на императивных нормах законодательства Российской Федерации и документально подтвержденных фактических обстоятельствах, адресовано надлежащему субъекту – обществу, содержит конкретные, формально-определенные и доступные для однозначного понимания требования и не возлагает на общество не предусмотренных законом обязанностей, напротив, направлено на защиту прав и законных интересов акционеров общества и потенциальных инвесторов.

Неисполнение обществом законного предписания Банка России создает препятствия для осуществления Банком России контроля за соблюдением норм и правил ведения деятельности общества, имеющего своей целью защиту законных интересов и имущества акционеров общества, интересов юридических лиц, интересов государства, а также для деятельности Банка России по предупреждению и предотвращению нарушений на рынке ценных бумаг.

При этом, трудности исполнения предписания являются рисками общества (в числе которых риск несения дополнительных финансовых затрат, возникновения финансовых потерь) и не могут служить основанием для неисполнения требований действующего законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона № 46-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания.

На основании пункта 14.1.7 Положения Банка России от 11.04.2016 № 538-П «О территориальных учреждениях Банка России» территориальное учреждение Банка России представляет интересы Банка России в судебных, административных и иных органах в рамках установленных полномочий. Главное управление является территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, уполномоченным представлять интересы Банка России в суде.

На основании пункта 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Исходя из письма ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600 «О федеральных законах, применяемых арбитражными судами в соответствии с содержащимися в АПК РФ отсылочными нормами», определяющего перечень статей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащих отсылочные нормы и связанных с ними федеральных законов, пункт 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распространяется на статью 14 Закона № 46-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 46-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями:

- в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

- о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

В связи с тем, что нарушение норм Закона № 208-ФЗ в течение длительного времени, несмотря на получение обязательного для исполнения предписания Банка России, добровольно обществом не устранено, уклонение от добровольного исполнения требований предписания от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 является в силу пункта 4 статьи 11 Закона № 46-ФЗ основанием для понуждения общества к его исполнению судом.

Доводы ответчика о том, что положения пункта 10.2 части 1 статьи 4 и статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» противоречат положениям частей 1, 2  статьи 75, части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», части 3 статьи 1 и статье 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в связи с чем требования Банка России, которые основаны на пункте 10.2 части 1 статьи 4 и статье 76.2 Закона № 86-ФЗ являются не законными и удовлетворению не подлежат, отклоняются судом по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» » (далее - Закон № 172-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

- прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с Законом № 172-ФЗ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с Законом № 172-ФЗ, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

- органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Законом № 172-ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов (пункт 5 статьи 2 Закона № 172-ФЗ).

Условия реализации данного сотрудничества определены в пункте 1 статьи 5 Закона № 172-ФЗ, согласно которой институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

При этом заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов (часть 1 статьи 5 Закона № 172-ФЗ).

Таким образом, статьей 3 Закона № 172-ФЗ определен круг профессиональных субъектов, которые вправе проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, и категории данных нормативных правовых актов. Действующее нормативное регулирование не наделяет граждан правом на осуществление антикоррупционной экспертизы, результаты которой будут носить обязательный характер.

Ссылка ответчика на пункт 4.1 статьи 4 Закона № 172-ФЗ не применима к обстоятельствам дела, поскольку указанная норма права определяет полномочие федерального органа исполнительной власти по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации.

Процедура выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и дальнейшие правовые мероприятия, реализуемые специальными субъектами (например, прокурором), нормативно регламентированы и в рассматриваемой ситуации не выполнялись ввиду отсутствия правовых и фактических оснований.

Также следует отметить, что заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подготовлены Шахановым Д.П., который является генеральным директором ответчика, то есть заинтересованным лицом, и в силу этого не может быть независимым экспертом.

Исходя из этого, представленные ответчиком заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствуют принципам допустимости доказательств, установленным статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Довод ответчика о вторжении истца в компетенцию Прокуратуры Российской Федерации и адвокатскую деятельность с дублированием их полномочий отклоняется судом с учетом следующего.

Согласно части 1 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В соответствии со статьей 1 Закона № 86-ФЗ функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 3 Закона № 86-ФЗ определено, что целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Во исполнение указанных целей пунктом 10.2 статьи 4, статьей 76.2 Закона № 86-ФЗ определено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Таким образом, из содержания данных норм не следует, что указанная в части 2 статьи 75 Конституции РФ основная функция Центрального банка Российской Федерации является его единственной функцией, а также что указанные нормативные правовые акты, определяющие компетенцию органов прокуратуры, адвокатуры и Банка России, противоречат друг другу.

Ссылка ответчика на заявленные истцом убытки в сумме 984 120 руб. 86 коп. отклоняется судом с учетом определения Арбитражного суда Нижегородской области об исправлении опечатки от 25.10.2022 по настоящему делу.

Иные доводы ответчика судом рассмотрены и отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, а также основанные на неверном толковании норм права.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Факт неисполнения предписания Банка России от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации подтверждается материалами дела и документально ответчиком не оспорен. Ответчик объективных причин не исполнения предписания Банка России не представил. Доказательств исполнения спорного предписания, направления заинтересованному лицу пояснений с указанием причин его неисполнения либо ходатайств о продлении срока исполнения спорного предписания, ответчиком в материалы дела не представлено.

Поскольку предписание от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации выдано Банком России в пределах предоставленных ему полномочий, нарушение обществом обязательных требований гражданского законодательства Российской Федерации установлено, это нарушение в течение длительного времени добровольно не устраняется обществом, в силу пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» уклонение от его добровольного исполнения является основанием для понуждения общества к его исполнению судом.

В силу требований части 1 статьи 64 и статей 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов документы, суд приходит к выводу, что заявленное требование истца  обоснованно и подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение искового заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать публичное акционерное общество «Социальная сфера» (ОГРН 1037700013020, ИНН 5246045032, адрес местонахождения: ул. Чехова, д. 29, г. Бор, Нижегородская область, 606443) в срок не позднее 30 (тридцати) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу исполнить предписание Банка России об устранении нарушений законодательства РФ от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348:

1. Утвердить условия трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита в ПАО «Социальная сфера» (ИНН 5246045032), в соответствии со статьей 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2. В порядке, установленном Положением Банка России от 27.03.2020 №714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», раскрыть в форме сообщений о существенном факте в ленте новостей информацию о проведении 27.09.2021 заседания совета директоров ПАО «Социальная сфера» и его повестке дня. а также о принятых советом директоров ПАО «Социальная сфера» на данном заседании решениях, касающихся утверждения внутреннего документа ПАО «Социальная сфера» - Положения об организации управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Социальная сфера».

3. Принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности ПАО «Социальная сфера» нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в устанавливающей части Предписания Банка России от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348.

4. Представить в Волго-Вятское главное управление Банка России (603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д.26) отчет об исполнении Предписания Банка России от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348 с приложением копий подтверждающих документов (документы должны содержать ссылку на номер Предписания от 24.12.2021 № Т4-35-2-4/29348, быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом ПАО «Социальная сфера» и скреплены печатью ПАО «Социальная сфера»).

Взыскать с публичного акционерного общества «Социальная сфера»
(ОГРН 1037700013020, ИНН 5246045032), г. Бор Нижегородской области, в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с даты принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы; если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                                          С.А. Курашкина