АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-18756/2022
г.Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 августа 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-330),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,
с участием в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 09.01.2020), ФИО2 (директор, решение от 12.11.2013),
от заинтересованного лица: ФИО3 (по доверенности от 17.01.2022),
от Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования»: ФИО4 (по доверенности от 22.07.2022),
от ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области»: ФИО5 (по доверенности от 01.02.2022),
от ООО "Национальный Центр Информатизации": ФИО6 (по доверенности от 17.01.2022),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Ситимедиа» (ИНН <***>), о признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 03.06.2022 №052/06/105-1619/2022,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования», ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» и ООО "Национальный Центр Информатизации",
установил: в арбитражный суд обратилось ООО «Ситимедиа» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 03.06.2022 №052/06/105-1619/2022.
С позиции заявителя, оспариваемое решение, принятое Управлением, является незаконным и необоснованным. Подробно доводы Общества изложены в его заявлении (дополнении) и поддержаны представителями в судебном заседании. Также поддержали ходатайство об истребовании у Минпромторга РФ акта ТТП о проведении оценки о соответствии производимой промышленной продукции, на основании которого выдано заключение №54116/11 от 29.06.2021; об истребовании у УФАС НО документов, подтверждающих соответствии участников закупки дополнительному требованию, установленному частью 2.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ.
Представитель Управления требование заявителя отклонил по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представители Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (далее - Институт), ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» (далее - Учреждение) и ООО "Национальный Центр Информатизации" поддержали позицию заинтересованного лица.
Представители УФАС НО, третьих лиц возражали против удовлетворения заявленного ходатайства, указав, что в рамках настоящего дела проверяется законность вынесенного решения УФАС НО, принятое по доводам Общества, изложенным в письменной жалобе.
Суд, в соответствии со статьей 159 АПК РФ рассмотрел ходатайство заявителя об истребовании дополнительных документов и находит подлежащим отклонению. Кроме того, по смыслу частей 2, 4 статьи 66 и части 9 статьи 75 АПК РФ истребование документов в дело является правом суда, реализуемым с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Суд полагает, что имеющихся в деле доказательств достаточно для рассмотрения спора по существу.
Изучив материалы дела, заслушав позиции присутствующих лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
11.05.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки ЭТП Газпромбанк размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: «Шифр: 52-2022-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата регионального проекта «Цифровая образовательная среда» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях Нижегородской области в 2022г», номер извещения 0832200006622000486.
Начальная (максимальная) цена контракта - 151 725 000,00 рублей.
25.05.2022 аукционной комиссией подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 №ИЭА1.
Согласно названному протоколу ООО «Национальный центр информатизации» было признано победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта - 113 035 125,00 рублей.
Общество обратилось в Управление с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика по признанию ООО «Национальный центр информатизации» победителем электронного аукциона.
По результатам рассмотрения указанной жалобы, документов, представленных сторонами, Управление пришло к выводу о признании жалобы Общества необоснованной, о чем вынесло решение от 03.06.2022 №052/06/105-1619/2022.
Не согласившись с решением Управления от 03.06.2022, Общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление №21) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции Российской Федерации).
Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов (далее также - решение, решения), действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном порядке с учетом предусмотренной законом компетенции судов могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 7 Постановления №21).
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 ГК РФ, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 15 Постановления №21 рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 КАС РФ, статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона №44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона №44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ основаниями проведения внеплановой проверки являются: получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение; поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи предписания.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявлений, сообщений физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественных объединений или объединений юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно тексту оспариваемого решения, жалоба Общества рассмотрена по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ в порядке статьи 106 Закона №44-ФЗ.
Исходя из изложенного, внеплановая проверка проведена, а решение - вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 6 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на недопущение ограничения конкуренции.
Статьей 8 Закона №44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона №44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (часть 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Закона №44-ФЗ установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке (часть 5 статьи 43 Закона №44-ФЗ).
Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона №44-ФЗ заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 49 Закона №44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ.
Члены комиссии по осуществлению закупок в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке принимают решение об отклонении заявки на участие в закупке по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ. Данная норма подразумевает не обязанность по выявлению достоверности сведений в составе заявки участника, а указывает на действия аукционной комиссии и заказчика при наступлении случая выявления недостоверной информации.
У аукционной комиссии отсутствует обязанность дополнительно исследовать объект закупки, поскольку аукционная комиссия анализирует заявку исключительно на соответствие требованиям извещения о проведении аукциона и не обязана рассматривать информацию на соответствие данным, содержащимся в иных источниках. Закон №44-ФЗ не возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке достоверности сведений о производителях предлагаемых в заявках товаров.
При рассмотрении заявок аукционная комиссия исходит из позиции добросовестности участников закупки, а вопросы, связанные с приемкой товара, соответствующего условиям заключенного контракта, являются обязанностью заказчика.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 11.05.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке ЭТП ГПБ (https://etpgpb.ru/) в порядке, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2013 №1016 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного учреждения на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и государственных бюджетных учреждений Нижегородской области и государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений Нижегородской области», размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: «Шифр: 52-2022-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата регионального проекта «Цифровая образовательная среда» федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях Нижегородской области в 2022г»,номер извещения 0832200006622000486.
В соответствии с пунктом 8 раздела 1 извещения установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление №616).
Победителем аукциона было признано ООО «Национальный Центр Информатизации».
03.06.2021 Комиссией Управления рассмотрена жалоба ООО «Ситимедиа» на действия заказчика, уполномоченного учреждения при определении поставщика. По мнению заявителя, членами аукционной комиссией в составе заказчика и уполномоченного учреждения ненадлежащим образом определен победитель при проведении вышеуказанного аукциона, а именно:
- у победителя отсутствует и не предоставлен номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - ЕРРЭП);
- ноутбуки серии Rikor не соответствуют требованиям извещения об аукционе в части количества встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 Type-А, которых требовалось не менее 3 штук, а данные ноутбуки имеют 2 штуки портов указанного типа.
Вместе с тем в описании объекта закупки установлены такие показатели, как: количество встроенных в корпус портов USB Type-C и количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0).
Количество встроенных в корпус портов USB Type-C ?1 (пункт 1.3 технического задания).
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) ?3 (пункт 1.4 технического задания).
Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1 Туре-А (пункт 1.5 технического задания).
Показатель количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 Type-А не был установлен заказчиком, то есть, не мог являться показателем, рассматриваемым комиссией. Из буквального толкования технического задания не следует, что все порты USB 3.2 Gen 1 должны быть именно - Type-А, указание на данный факт также отсутствует и в пункте 1.5 технического задания.
Указанные участником закупки ООО «Национальный Центр Информатизации» в техническом предложении показатели не противоречат в указанной части и файлу «ДатаШите». В указанном файле в строке «Разъемы USB» указано о наличии типов и количества разъемов, а именно:
- количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1: 3 штуки, что соответствует пункту 1.4 технического задания и заявки (2 из которых Type-А и 1 Type-C);
- тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1 Type-А - в наличии, что соответствует пункту 1.5 технического задания и заявки ООО «НЦИ».
В разделе I извещения о проведении закупки в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением №616.
На основании пункта 6 Постановления №616:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
в) подтверждением производства промышленной продукции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Таким образом участник закупки вправе выбрать любой один из указанных выше документов для подтверждения производства промышленной продукции. В том числе необходимым и достаточным для подтверждения таких сведений будет являться предоставление информации из одного из реестров.
Текст постановления прямо говорит о возможности выбора для участника, в том числе в пункте а) части 6 указание на союз «либо» подразумевает вариативность выбора. При этом законодательство не ограничивает участника в предоставлении сведений из нескольких реестров, если в них содержится необходимая информация.
Отсутствие сведений из одного из реестров не влияет на информативность предоставленной информации и позволяет сделать вывод о месте производства промышленной продукции.
ООО «Национальный Центр Информатизации» к заявке приложено заключение от 29.06.2021 №54116/11 о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации на Ноутбук серии Rikor R-N-15-Ryzen 3 5400U-1xM.2/256Gb-8Gb-EPS65W (выписку из реестра российской промышленной продукции от 29.06.2012 №1144/2/2021, и заключение Минпромторга от 29.06.2021 №54116/11 о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ) а также технические условия на ноутбук ТУ 26.20.11-084-07614981-2021 от 15.04.2021.
Таким образом, названный ноутбук полностью соответствует требованиям Технического задания. При этом дата выпуска процессора никак не влияет на полученное заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Что также подтверждено производителем - ПАО "Рикор Электроникс"в письме от 26.07.2022 №Г36/1126.
Таким образом, в поданной ООО «Национальный Центр Информатизации» заявке были указаны конкретные характеристики товара, соответствующие показателям, установленным аукционной документацией, то есть, предложено к поставке оборудование, соответствующие требованиям заказчика.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона №44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, ООО «Национальный Центр Информатизации» выразило согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе, технического задания.
При рассмотрении первой части заявки ООО «Национальный Центр Информатизации» комиссия установила соответствие конкретных показателей предлагаемого участником аукциона товара значениям, установленным в техническом задании.
Оснований для отказа в допуске к участию в аукционе ООО «Национальный Центр Информатизации» у аукционной комиссии отсутствовали.
В соответствии с протоколом от 25.05.2022 подведения итогов электронного аукциона 0832200006622000486-2 аукционная комиссия рассмотрела представленные документы в порядке, установленном статьей 69 Закона №44-ФЗ, и приняла решение признать соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявки всех участников аукциона, в том числе, участников аукциона ООО «Национальный Центр Информатизации» и Общества.
В соответствии с нормами Закона №44-ФЗ комиссия обязана рассматривать заявки участников закупки на их соответствие требованиям документации об аукционе, а именно, технического задания и Инструкции.
Вместе с тем, аукционная комиссия при рассмотрении заявок не может выходить за рамки технического задания, устанавливающего требования к техническим параметрам (часть 1 статья 67 Закона №44-ФЗ) и инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение №2 к Разделу 2 "Информационная карта электронного аукциона"), поскольку полномочия комиссии по рассмотрению заявок участников закупок прямо ограничены частью 1 статьи 67 Закона №44-ФЗ.
Закон №44-ФЗ не предусматривает осуществление запроса дополнительной информации и документов у участников закупки.
Заявителем не представлено доказательств, что на момент рассмотрения заявки, аукционная комиссия обладала информацией о наличии недостоверных сведений в составе заявок либо факт выявления аукционной комиссией недостоверности сведений, указанных в заявке ООО «Национальный Центр Информатизации», основания для отстранения ООО «Национальный Центр Информатизации» от участия в аукционе отсутствовали.
Часть 6.1 статьи 66 Закона №44-ФЗ устанавливает обязанность аукционной комиссии отстранить участника от участия в электронном аукционе, в том случае, если у комиссии имеются безоговорочные доказательства, что заявка содержит недостоверную информацию.
Заявителем не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих недостоверность сведений, представленных участником ООО «Национальный Центр Информатизации».
Заказчик в данном случае обоснованно должен ориентироваться на добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участником закупки ООО «Национальный Центр Информатизации» в заявке указаны все функциональные, технические и качественные характеристики, необходимые заказчику.
Какой-либо информации и (или) документов, свидетельствующих о представлении участником закупки недостоверных сведений в части характеристик товара, в распоряжении аукционной комиссии отсутствовали.
В случае установления недостоверности сведений о товаре, установлена обязанность заказчика отказаться от исполнения договора.
По итогам электронного аукциона между заказчиком и победителем электронного аукциона ООО «Национальный Центр Информатизации» заключен контракт от 09.06.2022 по более низкой цене - 113 035 125,00 рублей, что является при равных условиях участия потенциальных поставщиков для заказчика лучшим условием оказания услуг, что согласуется с принципом обеспечения конкуренции, установленным в пункте 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ.
В настоящее время государственный контракт от 09.06.2022, заключенный между заказчиком и победителем, исполняется.
В силу положений пункта 1 статьи 449, пункта 1 статьи 166 ГК РФ, части 9 статьи 31, части 9 статьи 96 Закона №44-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №101, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 №739-О-О, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 №305-ЭС18-6679, в том случае, если на момент рассмотрения настоящего спора спорный контракт уже в значительной степени исполнен, а действующим законодательством не предусмотрена возможность признания торгов недействительными и приведения сторон государственного контракта в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке в случае, если заключенный по итогам торгов контракт исполнен, истец не может потребовать повторного проведения конкурса, заключения контракта для себя, либо исполнения заказчиком обязательств по контракту, так как цель проведения конкурса уже достигнута, работы выполнены иным лицом и приняты заказчиком.
Нарушения при проведении торгов не установлены, аукцион в электронной форме недействительным не признан.
На основании изложенного, Комиссия Управления обосновано отклонила жалобу Общества.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении от 01.07.1996 №6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области недействительным, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ООО «Ситимедиа», г.Н.Новгород (ИНН <***>), в удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей отнести на заявителя.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья Л.В. Соколова