ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-20625/20 от 13.10.2020 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-20625/2020

г. Нижний Новгород                                                                                    15 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

Судьи Левашовой Елены Алексеевны (шифр дела 34-390)

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью "Домсервис-ЖКХ-Расчет"

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчикам: Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>); Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

о взыскании долга и пени

при участии представителей сторон:

от истца: ФИО2 директор;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 15.01.2020;

от 2-го ответчика: не явился;

и  у с т а н о в и л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Домсервис-ЖКХ-Расчет» обратилось с Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области 323 874,10 руб. задолженности по внесению платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома №2 по ул.Вятской в г.Н.Новгороде и потребленные коммунальные ресурсы за период с 13.07.2017 по 31.03.2020, 51 453,58 руб. пени, начисленных за период с 10.09.2017 по 31.03.2020; с  территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области 2 387,13 руб. задолженности по внесению платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома №2 по ул.Вятской в г.Н.Новгороде и потребленные коммунальные ресурсы за период с 10.07.2017 по 12.07.2017, 702,37 руб. пени, начисленных за период с 10.09.2017 по 31.03.2020.

            Исковые требования основаны на статьях 210, 249, 309 ГК РФ, статьях 39, 155, 161 ЖК РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиками обязательств по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и потребленные коммунальные ресурсы.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнения.

Представитель ответчика Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области уточненные исковые требования не оспорил.

Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил, отзыва на исковое заявление не представил.

В соответствии с правилами статей 123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.

            Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца и ответчика ГУ МЧС России по Нижегородской области, суд установил следующее.

            Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Профессиональный подход» (ранее наименование ООО «Домсервис») осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...>.

            10.05.2018 между ООО «Домсервис» ( в настоящее время общество с ограниченной ответственностью «Профессилнальный подход»; принципал) и обществом с ограниченной ответственностью «Домсервис-ЖКХ-Расчет» заключен агентский договор №1 на взыскание задолженности с должника, в соответствии с которым агент обязуется по поручению принципала за вознаграждение совершать от имени принципала и за его счет, либо от своего имени и за счет принципала юридические и иные действия по взысканию задолженности за жилищные и коммунальные услуги с должника принципала: Собственники и наниматели жилых, нежилых помещений жилищного фонда (Приложение №1), находящегося в управлении принципала, не исполняющего надлежащим образом свои обязательства перед принципалом по погашению сумм долга за оказанные жилищные и поставленные коммунальные услуги.

            В приложении №1 к договору включен многоквартирный дом №2 по улице Вятской в г.Н.Новгороде.

            На праве собственности с 2011 года Российской Федерации в указанном многоквартирном доме принадлежат жилые помещения – квартиры №№1, 7, 18, 30, 31, 41, 43, 53, 58, 62, 66, 71, 77, 78, 81, 83, 84, 85, 90, 96, 98, 99.

            Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 03.05.2017 №192 закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области указанные выше жилые помещения.

            В период с мая 2017 года по март 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Профессиональный подход» оказывало услуги по содержанию общего имущества в указанном доме и осуществляло поставку коммунальных ресурсов в указанные квартиры.

            Посчитав, что у ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, как у собственника жилых помещений до момента регистрации права оперативного управления и у ответчика Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области с момента регистрации права оперативного управления, имеется обязанность по оплате коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства с позиции                статьи 71 АПК РФ, суд принял решение, исходя из следующего.

            В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

            Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Исходя из изложенного, в силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещения.

На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее -Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.

Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Агентство и его территориальные органы.

В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации 6 соответствующие полномочия, предусмотренные названным документом, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Толкование пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

В силу части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Исходя из смысла норм статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества, переданного в оперативное управление.

            В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011        № 354 (далее – Правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

            Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

            В соответствии со статьей 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 Кодекса).

            В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

            Из приведенных норм следует, что начисление ответчику платы за предоставленные услуги истец должен был произвести с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.

            Как следует из материалов дела, в спорный период управляющая организация осуществляла функции управления многоквартирным домом, оказывал услуги и нес затраты на содержание и ремонт имущества многоквартирного дома, в котором находятся помещения ответчика. Доказательств управления домом иной управляющей организацией, как и принятия собственниками решения о самостоятельном управлении домом, суду не представлено. Следовательно, ответчик являлся потребителем услуг, оказываемых именно истцом.

            При этом истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Указанное согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 № 4910/10.

            Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по управлению жилым домом и поставке коммунальных ресурсов.

Следовательно, ответчики обязаны ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, а также оплачивать коммунальные платежи.

            В силу частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

            Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

            Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а также коммунальных услуг, а потому он должен оплатить их.

            Расчет задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома проверен судом и признан обоснованным, поскольку выполнен с учетом прав собственности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на жилые помещения и даты регистрации права оперативного управления Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области 12.07.2017.

            На основании изложенного, требование истца о взыскании задолженности с ответчиков подлежит удовлетворению в полном объеме.

            Истцом также заявлено требования о взыскании с ответчика Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области 51 453,58 руб. пени, начисленных за период с 10.09.2017 по 31.03.2020, с ответчика с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области 702,37 руб. пени, начисленных за период с 10.09.2017 по 31.03.2020.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Расчет пени судом проверен, признан верным.

На основании изложенного, требование истца о взыскании с ответчиков пени подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы на оплату государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

            Взыскать с Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Домсервис-ЖКХ-Расчет" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 323 874,10 руб. долга, 51 453,58 руб. пени, 10 507 руб. государственной пошлины.

        Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Домсервис-ЖКХ-Расчет" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 387,13 руб. долга, 702,37 руб. пени, 61 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить на основании данного судебного акта общества с ограниченной ответственностью "Домсервис-ЖКХ-Расчет" (ИНН <***>, ОГРН <***>)  из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 668 руб., оплаченную по платежному поручению № 339 от 29.06.2020г.

Решение  может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий месяца со дня его принятия. В таком же порядке решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волго-Вятского  округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, если оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                         Е.А.Левашова