АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-22056/2022
г.Нижний Новгород 19 сентября 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-385), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой А.А. ,
при участи представителей:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 04.02.2022),
от АО ТД «Перекресток»: ФИО2 (по доверенности от 13.09.2021);
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области об уничтожении алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов от 25.02.2018 у АО ТД «Перекресток»,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области с заявлением об уничтожении алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов от 25.02.2018 у АО ТД «Перекресток», по причине нахождения такой продукции в незаконном обороте.
В судебное заседание представитель заявителя поддержал заявленное требование, указав, что спорная алкогольная продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем подлежит уничтожению на основании решения суда
Представитель Общества не возражала против удовлетворения заявленного требования.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19.09.2022 до 12 час.30мин.
В соответствии со статьями 123, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 19.09.2022 дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
При проведении мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении АО ТД «Перекресток» осуществлен анализ сведений, зафиксированных в ЕГАИС, в отчете «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 31.12.2018 по 31.12.2018», установлено, что алкогольная продукция - ром «Барсело Анъехо», емк. 0,7 л., содержание спирта 37,5%, акцизная марка (АМ): «Крепкие спиртные напитки до 0,75 л.», серия марки 0,66, номер марки - 09776876, была реализована 31.12.2018 АО ТД «Перекресток» в торговом объекте, расположенном по адресу: <...> (чек №9106 от 31.12.2018).
При этом в ходе осмотра помещений АО ТД «Перекресток» на складе алкогольной продукции обнаружена алкогольная продукция - ром «Барсело Анъехо», емк. 0,7 л., содержание спирта 37,5%, акцизная марка (АМ): «Крепкие спиртные напитки до 0,75 л.», серия марки 0,66, номер марки - 09776876, зафиксированная в протоколе осмотра от 25.02.2019.
Усматривая в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, 21.03.2019 должностным лицом Министерства был составлен протокол об административном правонарушении №127.
Постановлением от 26.03.2019 АО ТД «Перекресток» освобождено от административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с объявлением устного замечания о недопустимости несоблюдения требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции. Алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия вещей и документов №3 от 25.02.2019 конфискована.
Уведомлением от 26.02.2019 направленным в адрес МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО Министерство сообщило о готовности к передаче алкогольной продукции на уничтожение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1027 от 28.09.2015.
Письмом от 28.07.2022 на уведомление Министерства от 26.02.2019 МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО сообщило о необходимости представления судебного решения об уничтожении изъятой из незаконного оборота алкогольной продукции.
С целью разрешения вопроса об уничтожении алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов от 25.02.2019, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В части 6 статьи 13 АПК РФ определено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон №171) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (часть 1 статьи 1).
Закон №171 регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции (часть 2 статьи 1).
Пунктом 7 статьи 2 Закона №171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Подпунктом 30 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила ЕГАИС, в ред., действующей в спорный период) определено, что ЕГАИС содержит сведения о списании продукции в случае брака или иных причин, которые на основании пункта 16 данных правил представляют в ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции.
В соответствии с приказом Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе", действующим в спорный период, в ЕГАИС организация в срок не более трех рабочих дней с даты возврата алкогольной продукции или не позднее следующего рабочего дня после списания алкогольной продукции направляет заявку о фиксации в ЕГАИС указанной информации.
Действия, связанные с нарушением установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ,
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.02.2019 сотрудниками Министерства выявлен факт наличия на складе алкогольной продукции - бутылка рома «Барсело Анъяхо», реализация которой осуществлена 31.12.2018 в 09:09 мин., затем возвращенная на баланс организации 31.12.2018 в 09:10, после чего в ЕГАИС зафиксирована повторная продажа алкогольной продукции 31.12.2018 в 09:10.
Таким образом, общество осуществляло оборот (хранение и розничную продажу) алкогольной продукции в отсутствии надлежащем образом зафиксированной информации в ЕГАИС.
Согласно абзацу 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, изъятые или конфискованные этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, направляются на переработку и (или) использование (абз.2 пункта 2 статьи 25 Закона №171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона.
В силу абзаца шестого подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, алкогольная продукция, оборот которой производится без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, не может быть возвращена собственнику и подлежит изъятию в силу прямого указания закона.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона №171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Материалами дела, в том числе протоколом осмотра места от 25.02.2019 подтвержден факт оборота (хранение, розничная продажа) АО ТД «Перекресток» в супермаркете по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Ленина, д.33, алкогольной продукции (ром) без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
На основании изложенного, изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 25.02.2019 алкогольная продукция (ром «Барсело Анъехо», емк. 0,7 л., содержание спирта 37,5%, акцизная марка (АМ): «Крепкие спиртные напитки до 0,75 л.», серия марки 0,66, номер марки - 09776876 в количестве 1 ед.), оборот которой производился без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, подлежит уничтожению.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 177, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 25.02.2019 (ром «Барсело Анъехо», емк. 0,7 л., содержание спирта 37,5%, акцизная марка (АМ): «Крепкие спиртные напитки до 0,75 л.», серия марки 0,66, номер марки - 09776876 в количестве 1 ед.), находящуюся на ответственном хранении в АО «Росспиртпром» по адресу: <...>, уничтожить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья Л.В.Соколова