АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-22741/2023
г. Нижний Новгород 17 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2023 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-303),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Плайвуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об отказе в принятии лесной декларации, формализованного в письме №ЛД-20230703-13300965864-4 от 03.07.2023 и обязании устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Плайвуд» путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесной декларации №5 от 26.06.2023.
В судебном заседании 01.11.2023 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 08.11.2023, после чего рассмотрение дела было продолжено.
После перерыва в судебное заседание участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте продолжения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, согласно положениям частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В обоснование заявленных требований ООО «Плайвуд» ссылается на проведенное обследование лесного участка и составление таксационного описания лесосеки, оставленное Ковернинским районным лесничеством без замечаний. Общество полагает, что проведение проходной рубки в лесном выделе, где возраст сосны составляет 60 лет, не противоречит Правилам ухода за лесами, Лесоустроительной инструкции.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области с требованием заявителя не согласно, просит суд отказать в его удовлетворении, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Подробно позиции сторон отражены в заявлении, отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, (арендодатель) и ООО «ЛесРесурс» (арендатор) заключили 19.07.2011 договор аренды лесного участка №500, согласно условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее – лесной участок). Передаваемый в пользование лесной участок является частью участка, находящегося в федеральной собственности (кадастровый (условный) номер 52:08:00 00 00:0013, площадь 89743,0 га, свидетельство о государственной регистрации права (серия 52-АБ № 668589), выданное 17.04.2016 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области).
В соответствии с пунктом 2 договора лесной участок площадью 12592 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, расположен в Ковернинском районе Нижегородской области. Ковернинское районное лесничество. Наумовское участковое лесничество<...>, 20-25, 26-30, 45-50, 53-56, 67-71, 78-80, 85-89, 92-95, 98-100, 105, 111.
Права и обязанности по спорному Договору аренды переданы от ООО «ЛесРесурс» к ООО «Узола» в результате реорганизации.
На основании Соглашения от 20.01.2020 права и обязанности по Договору аренды от 19.07.2011 №500 перешли от ООО «Узола» к ООО «Плайвуд».
Договором аренды определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины в разрезе форм и видов рубок.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-27827/2019 от 03.10.2019 в Договор аренды от 19.07.2011 №500 внесены изменения, в том числе определены объемы заготовки древесины на 2023 год, также в разрезе форм и видов рубок.
Проект освоения лесов ООО «Плайвуд» по договору аренды №500 от 19.07.2011 прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, утвержденное Приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 25.12.2018 № 2133.
26.06.2023 ООО «Плайвуд» посредством электронного портала государственных услуг направило в Ковернинское районное лесничество Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области лесную декларацию №5 на рубку лесных насаждений в квартале 86 выделе 11 Наумовского районного лесничества на проведение проходной рубки.
Указанная декларация Министерством не принята, о чем ООО «Плайвуд» уведомлено письмом от 03.07.2023 №ЛД-20230703-13300965864-4.
Не согласившись с решением об отказе в приеме лесной декларации, ООО «Плайвуд» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
В силу пунктом 2.11, 2.11.1 указанного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций являются:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу части 1, 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки", в силу пункта 30 которого проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены приказом Минприроды России от 29.04.2021 N 303 (далее – Порядок №303).
Согласно пункту 2 Порядка №303 лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период (пункт 3 Порядка №303).
В силу подпункта «а» пункта 4 Порядка №303 в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде.
Пунктом 6 Порядка №303 установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Таким образом, лесная декларация подлежит проверке на соответствие проекту освоения лесов в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка.
Основанием для отказа в принятии лесной декларации послужила недостоверность сведений, указанных в лесной декларации. Кроме того, заявителю было разъяснено «период использования лесного участка указан некорректно. Лесная декларация от 26.06.2023 №5 отклоняется вследствие превышения возраста лесных культур сосны в кв.86 выд.П над допустимым для проведения рубок ухода за лесами (проходных). В соответствии с п.35 Правил ухода за лесами (утверждены Приказом Минприроды России от 30.07.2020 г. №534) «Проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки», п. 11 «Возраст лесных насаждений в целях назначения рубок ухода за лесами определяется на основании материалов лесоустройства с учетом периода времени до назначения рубок и по результатам обследования лесного участка». За возраст лесного насаждения принимается....для лесных культур-возраст, определяемый по году их создания (посадки или посева)» (п.238 Лесоустроительной инструкции (утверждена Приказом Минприроды России от 05.08.2022 г. №510). Единица измерения и градация определения значения возраста древесных пород культур всех возрастов - 1 год (Лесоустроительная инструкция п.250)».
В свою очередь, лесная декларация №5 от 26.06.2023 не содержит сведений о возрасте насаждений, назначенных в рубку, период использования лесов в лесной декларации указан в соответствии с действующими требованиями.
Рубка в квартале 86 выделе 11 Наумовского районного лесничества предусмотрена проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 30.12.2019 № 1530.
Сама рубка назначена при проведении таксации в 2019 году с соблюдением всех требований законодательства, и не противоречит Правилам ухода за лесами, утверждёнными Приказом Минприроды России от 30.07.2020 г. №534.
Проект освоения лесов не содержит ограничений, указаний, рекомендаций относительно проведения рубки на данном участке.
Согласно решению Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-27827/2019 от 03.10.2019, при исчислении ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, при внесении изменений в договор аренды, в части увеличения размера арендной платы, данная лесосека учитывалась.
Пунктом 4 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 534, определено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; иные мероприятия, в том числе обновление лесных насаждений; переформирование лесных насаждений; реконструкция лесных насаждений; лесоводственно-лесозащитный уход за лесами; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами; вспомогательные виды ухода за лесами; особые виды ухода за лесами (пункт 6 Правил ухода за лесами).
Рубки ухода за лесом должны осуществляться на основании проекта освоения лесов в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Возраст лесных насаждений в целях назначения рубок ухода за лесами определяется на основании материалов лесоустройства с учетом периода времени до назначения рубок и по результатам обследования лесного участка (пункт 11 Правил ухода за лесами).
При составлении проекта ухода за лесами должны проводиться: обследование лесного участка; обозначение на местности границ лесного участка. Проект ухода за лесами должен содержать: а) наименование вида (видов) мероприятий по уходу за лесами в соответствии с настоящими Правилами; б) этапы и сроки проведения работ, учета и оценки их результатов; в) характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества, участкового лесничества, категорию защитных лесов, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка); г) характеристику лесорастительных условий лесного участка (в том числе рельефа, гидрологических условий, почвы); д) исходную характеристику насаждения до проведения мероприятий по уходу за лесами; и) основные характеристики мероприятий по уходу за лесами (интенсивность рубки, минимальную сомкнутость крон, сумму площадей сечений, объем вырубаемой древесины); к) характеристику вырубаемой части насаждения; л) описание технологий выполнения работ с указанием выполняемых технологических операций, последовательности их выполнения по элементам лесосеки (технологические полосы, волоки, технологические (погрузочные) пункты); м) проектируемую характеристику насаждения после проведения мероприятий по уходу за лесами (пункт 12 Правил ухода за лесами).
ООО «Плайвуд» проведено обследование лесного участка и отвод лесосеки, составлено таксационное описание лесосеки, где указан возраст лесных насаждений - 60 лет.
19.06.2023 таксационное описание выдела 11 квартала 86 Наумовского районного лесничества направлено в Ковернинское районное лесничество Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области для рассмотрения в установленном порядке.
Таксационное описание принято Ковернинским районным лесничеством без замечаний.
В соответствии с пунктом 35 Правил ухода за лесами проведение проходных рубок должно прекращаться в лесных насаждениях хвойных, твердолиственных и мягколиственных семенного и вегетативного происхождения за один класс возраста до установленного возраста рубки. В кедровых лесах с классом возраста 40 лет проходные рубки должны вестись до 120-летнего возраста.
Пунктом 233 лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510, определено, что по возрасту лесные насаждения в зависимости от возрастного интервала древесных пород (класс возраста) разделяются на одновозрастные, при разнице возраста древесных пород, образующих лесное насаждение, не превышающих класс возраста, и разновозрастные, при разнице в возрасте древесных пород, образующих лесное насаждение, с разницей два и более класса возраста. Класс возраста лесного насаждения устанавливается: а) для кедра, ели восточной, пихты кавказской - 40 лет; б) для хвойных и твердолиственных древесных пород семенного происхождения, липы дальневосточной (медоносной) - 20 лет; в) для мягколиственных древесных пород и твердолиственных древесных пород порослевого происхождения - 10 лет; г) для кустарников - 5 лет.
С учетом изложенного, доводы Министерства относительно превышения предельно допустимого возраста проведения проходных рубок, являются необоснованными.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения требованиям Порядка №303, Административного регламента, а также нарушении прав и законных интересов ООО «Плайвуд» ввиду наличия препятствий для использования отведенного лесного участка.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования заявителя подлежит удовлетворению.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
Удовлетворяя рассматриваемое требование, суд считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Плайвуд", р.п. Ковернино Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с незаконным решением, формализованным в извещении от 03.07.2023 №ЛД-20230703-13300965864-4, и в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, принять меры, направленные на принятие лесной декларации №5 от 26.06.2023, поданной ООО "Плайвуд".
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Плайвуд", р.п. Ковернино Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об отказе в принятии лесной декларации, формализованное в извещении от 03.07.2023 №ЛД-20230703-13300965864-4.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Плайвуд", р.п. Ковернино Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с незаконным решением, формализованным в извещении от 03.07.2023 №ЛД-20230703-13300965864-4, и в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, принять меры, направленные на принятие лесной декларации №5 от 26.06.2023, поданной ООО "Плайвуд".
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <...> (ОГРН <***> ИНН <***>), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Плайвуд", р.п. Ковернино Нижегородской области, ул. 1 Мая, д.10А, оф.1 (ОГРН <***> ИНН <***>), 3000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленного требования.
Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов