АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-22816/2021
г. Нижний Новгород 27 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-695), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой А.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз», Нижегородская область, г. Дзержинск (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконным и отмене решения администрации города Дзержинска Нижегородской области от 29.06.2021 №Исх-150-312405/21, а также об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.01.2019), ФИО2 (доверенность от 12.04.2021),
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 07.06.2021), ФИО4 (доверенность от 07.06.2021),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз» (далее – заявитель, общество) с заявлением, содержащим указанное требование.
В обоснование заявленного требования общество указывает на несоответствие оспариваемого решения положениям пункта 1 статьи 39.37, пункта 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 №434 (далее – Правила №434).
Как отмечает заявитель, у администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее – Администрация) отсутствовали основания для отказа в установлении публичного сервитута ввиду правомерности обращения за его установлением вследствие предполагаемого к строительству объекта местного значения (газораспределительной сети в целях газификации п.Пыра г.о.г. Дзержинск), допустимого Правилами №434 использования лесов с установлением сервитута в целях размещения линейных объектов.
Подробно доводы заявителя изложены в заявлении, дополнении к заявлению и поддержаны представителем в судебном заседании.
Администрация города Дзержинска Нижегородской области (далее – Администрация) требование заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признала.
Определением от 20.07.2021 предварительное судебное заседание назначено на 13.09.2021 в 14:40 час.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании объявлялся перерыв до 20.09.2021 в 16:00час. в целях предоставления сторонами дополнительных пояснений и документов по делу.
После объявленного перерыва стороны позиции по делу поддержали.
Учитывая, что рассмотрение дела было назначено в предварительном судебном заседании, и лица, участвующие в деле, не возразили против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание 20.09.2021 и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 11.06.2021 общество обратилось в администрацию города Дзержинска Нижегородской области с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего городскому округу город Дзержинск Нижегородской области земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000000:6 для размещения линейного объекта системы газоснабжения (распределительный газопровод высокого давления (II категории Р=0,6МПа) по адресу: Нижегородская обл., г.Дзержинск, пос. Пыра, кадастровые кварталы 52:21:0000000, 52:21:0000001, 52:21:0000010, 52:21:0000023, 52:21:0000059, сроком на 49 лет.
Схема расположения границ публичного сервитута к заявлению обществом приложена.
По результатам рассмотрения заявления общества письмом от 29.06.2021 Исх-150-312405/21 администрация города Дзержинска Нижегородской области, ссылаясь на пункт 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, отказала обществу в установлении сервитута, полагая невозможным строительство объектов капитального строительства в городских лесах.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с данным Кодексом.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно пункту 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой V.7 данного Кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации газоснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 4 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в указанных целях может быть установлен решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
Согласно подпунктом 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (пункт 1), лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута (пункт 5).
Статья 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок принятия решения об установлении публичного сервитута.
Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень основания для отказа в установлении публичного сервитута.
Постановление Правительства Нижегородской области для достижения стратегической цели -повышения качества жизни населения Нижегородской области от 23.12.2020 № 1090 утверждена адресная инвестиционная профамма Нижегородской области на 2021 - 2023 годы.
Данная Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и оснащенность социальных объектов системами отопления, водо- и газоснабжения, позволяющих сократить объемы незавершенного строительства.
В Перечень Объектов на 2021 год в рамках адресной инвестиционной Программы нижегородской области на 2021-2023 годы «Энергоэффективность и развитие энергетики нижегородской области» включено, в том числе, газификация п. Пыра городского окрута г. Дзержинск Нижегородской области
Постановление городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2007 № 221 (ред. от 18.09.2020) «Об утверждении генерального плана городского округа город Дзержинск» в разделе планируемые для размещения на территории городского округа г. Дзержинск объекты местного значения в сфере газоснабжения запланировано строительство указанного газораспределительной сети высокого давления II категории (проектируемый газопровод для газификации объектов п.Пыра).
Согласно утвержденной обществом и Администрацией дорожной карты по реализации мероприятия «Газификация поселка Пыра г.Дзиржинска Нижегородской области» общество определено лицом, выполняющим строительно-монтажные работы (1 этап – строительство газопровода на пос.Пыра).
В соответствии с проектной документацией на линейный объект капитального строительства распределительный газопровод высокого давления по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, поселок Пыра, часть газопровода, необходимого для газификации п.Пыра, проходит по земельному участку с кадастровым номером 52:21:0000000:6.
При этом согласно проектной документацией единственным вариантом размещения трассы газопровода и местом расположения объекта строительства является расположение объекта строительства в охранной зоне ЛЭП, свободной от лесонасаждений, поросли и прочее, что подтверждается письмом ООО «Дзержинскмежрайгаз» от 02.07.2021 №426.
Таким образом, изложенные обстоятельства подтверждают наличие у общества предусмотренных пунктом 1 статьи 39.37, пунктом 5 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для обращения в Администрацию в целях установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000000:6.
Вместе с тем по результатам рассмотрения обращения общества в установлении публичного сервитута Администрацией отказано. По мнению Администрации, ввиду установленного разрешенного использования указанного земельного участка «для размещения лесопарков» строительство объектов капитального строительства в силу статьей 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации невозможно.
Указанное Администрацией основание отказа в установлении публичного сервитута основано на неверном толковании норм права в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Частями 1 и 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 названного Кодекса для строительства линейных объектов.
В соответствии с частью 6 статьи 111 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. При этом к защитным лесам относятся городские леса (пункт 5 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 5 статьи 116 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. Вместе с тем указанная норма не содержит запрета на размещение линейных объектов.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 434) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень N 434).
Согласно данному Перечню использование лесов с установлением сервитута осуществляется в случае размещения линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (подпункт "а" пункта 1), использование лесов с установлением публичного сервитута осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2), которая введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Таким образом, вышеуказанные нормы Лесного кодекса Российской Федерации, Правил №434 предусматривают возможность установления публичного сервитута при использовании лесов в целях строительства линейных объектов, к которым относится, подлежащий строительству обществом распределительный газопровод высокого давления.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела представителем Администрацией заявлено ходатайство о признании иска. Право представителя Администрации на признание иска предусмотрено в выданной на его имя доверенности.
На основании части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком, как не противоречащий закону и не нарушающий прав иных лиц.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения Администрации положениям статей 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила №434, а также нарушении прав и законных интересов общества.
В связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное обществом требование подлежит удовлетворению.
Поскольку суд не вправе подменять собой уполномоченный орган при рассмотрении заявлении общества, в соответствии с часть 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве правовосстановительной меры суд считает необходимым возложить на администрацию города Дзержинска Нижегородской области обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем совершения юридически значимых действий по его заявления от 11.06.2021 об установлении публичного сервитута в порядке и сроки, предусмотренные главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлине в размере 3000рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз», Нижегородская область, г. Дзержинск (ОГРН <***> ИНН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации города Дзержинска Нижегородской области от 29.06.2021 №Исх-150-312405/21 и обязать администрацию города Дзержинска Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз» путем совершения юридически значимых действий по его заявления от 11.06.2021 об установлении публичного сервитута в порядке и сроки, предусмотренные главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с администрации города Дзержинска Нижегородской области за счет средств бюджета Муниципального образования "городской округ город Дзержинск" в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дзержинскгоргаз» (ОГРН <***> ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу по ходатайству заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Е.И.Вершинина