ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-27027/2011 от 24.01.2012 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-27027/2011

г. Нижний Новгород 31 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Трошиной Наталии Владимировны (шифр дела 47-671),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по искуфедерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 ГУФСИН по Нижегородской области г. Нижний Новгород

к ответчику государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Нижний Новгород

о взыскании 1232069 рублей 04 копейки

при участии:

истца:   ФИО1- представитель по доверенности;

ответчика:  ФИО2- представитель по доверенности.

установил:  федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 ГУФСИН по Нижегородской области г. Нижний Новгород обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г. Нижний Новгород о взыскании 1232069 рублей 04 копейки убытков в результате некомпетентных действий работников ответчика.

Представитель ответчика отзывом и в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считает, что отсутствует его вина в возникновении у истца убытков, в связи с доначислением сумм единого социального налога и соответствующих пеней ИФНС России по Автозаводскому району.

В обоснование исковых требований истец указал, что в январе 2004 года Учреждение обратилось к Фонду с запросами о разъяснении процедуры начисления пособий по беременности и родам осужденным женщинам, которые не привлекались к оплачиваемому труду в течение 12 календарных месяцев до наступления беременности, а также порядка выдачи им листка нетрудоспособности. На указанные запросы Фонд со ссылкой на статью 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сообщил, что пособия по беременности и родам неработающим осужденным женщинам исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда как лицам, проработавшим менее трех месяцев, и разъяснил порядок выдачи им листка нетрудоспособности. Данными разъяснениями Учреждение руководствовалось при выдаче листков нетрудоспособности осужденным женщинам, не привлеченным к оплачиваемому труду.

В дальнейшем, последовал запрос от 07.05.2004 года № 3914, в котором Учреждение просило разъяснить порядок заполнения листка нетрудоспособности по данной категории осужденных, в ответ на который подробно описывалась процедура заполнения данного документа.

В соответствии со статьей 4.2. п. 1 пп. 2, 3 Федерального закона №125 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» ответчик имел право запросить у Учреждения документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов, а также получить от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд суммах страховых взносов.

Истец также полагает, что на основании п. 1 пп. 4 указанной статьи у ответчика также было право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства, на основании неправильно оформленных или выданных документов. Однако Фонд регулярно принимал к зачету указанные листки нетрудоспособности, листки, оформленные в соответствии с его же требованиями.

На основании ст. 4.2. п. 2 пп. 5, вышеуказанного Закона ответчик обязан был осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов при выплате страхового обеспечения.

Следовательно, ответчик знал, или должен был знать, что истец не отчисляет взносы на неработающих осужденных, поскольку в выданных Учреждением листках нетрудоспособности в графе «место работы» значилось - осужденная к лишению свободы.

Согласно п. 3 пп. 9 Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994г., распорядителем средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Поэтому сам Фонд решил принимать к зачету выданные ответчиком листки нетрудоспособности.

В августе 2010 года Фондом был подан иск к Учреждению о взыскании убытков, причиненных в результате необоснованной выдачи неработающим осужденным листков нетрудоспособности на сумму 889520рублей 86 копеек.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.01.2011 в удовлетворении исковых требований Фонду было отказано, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 и Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 16.07.2011 данное решение оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

При этом суд в Постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 16.07.2011 указал: «исследовав представленные в дело доказательства, суды пришли к выводам о том, что действия Учреждения по выдаче спорных листков нетрудоспособности и выплате пособий связаны с неверными разъяснениями, данными филиалом Фонда;Фонд имел право не принимать к зачету расходы, произведенные с нарушением правил».

Таким образом, в результате неверных разъяснений ответчика, истец выдавал листки нетрудоспособности осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду, а до 2010 года выданные листки нетрудоспособности ответчик оплачивал.

Как установлено судом кассационной инстанции, женщины, осужденные к лишению
 свободы и не привлеченные к оплачиваемому труду, право на получение пособий по
 беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования не имеют. Истцу же в свою очередь также не выделялось средств из федерального бюджета на покрытие расходов по выплатам пособий по беременности и родам осужденным женщинам, не привлеченным к оплачиваемому труду.

03.12.2010 в результате выездной налоговой проверки ИФНС по Автозаводскому району был составлен Акт № 178, на основании которого была выявлена неполная уплата единого социального налога Учреждением в Фонд социального страхования в сумме 1101619 рублей 40 копеек, на которую начислены пени в размере 130449 рублей 64 копеек.

28.01.2011 ИФНС по Автозаводскому району было принято Решение № 2 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 14.04.2011 в адрес Учреждения было направлено письмо, в котором ИФНС указала, что начисления по вынесенному Решению перенесены в лицевой счет налогоплательщика.

В мае 2011 года Учреждением был подан иск к ИФНС России по Автозаводскому району о признании частично недействительным решения № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

25.08.2011 решением Арбитражного суда Нижегородской области Учреждению в удовлетворении исковых требований было отказано ввиду того, что в силу п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, а данные расходы истец не производил.

Истец считает, что данное задолженность перед ИФНС по Автозаводскому району возникла в связи с ошибочными разъяснениями ответчика, в связи с чем обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 1232069 рублей 04 копейки убытков.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

По общему правилу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 1 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов гражданско-правовой ответственности, включающих в себя противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и наличия причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных элементов влечет за собой отказ в возмещении убытков.

Филиалом № 25 Государственного учреждения Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ было принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных Учреждением за счет уплаты единого социального налога с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.

В связи с чем, Учреждение было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения и налоговый орган в рамках своих полномочий, правомерно доначислил Учреждению соответствующие суммы недоимки и пени.

Доначисление сумм единого социального налога и соответствующих пеней вызвано установлением ИФНС России по Автозаводскому району фактов необоснованного занижения Учреждением сумм единого социального налога на суммы незаконных выплат работающим осужденным женщинам.

Как видно из материалов дела, в 2008 году в адрес Учреждения было направлено письмо №01-36/04/14033 от 05.09.2008, в котором было указано, что пособиями обеспечиваются осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду и они выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от уплаты единого социального налога в указанный Фонд организациями, в которых трудятся осужденные.

В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период; далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В статье 4 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.10.2001 N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду", в пункте 2 которого установлено, что порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации приказом от 14.07.2003 N 316/185/180 утвердили Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (далее - Порядок), в пункте 1.9.2 которого предусмотрено, что листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.

Таким образом, нормы пункта 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации распространяется только на лиц, осужденных к лишению свободы, в том числе на женщин, привлеченных к оплачиваемому труду.

На основании изложенного женщины, осужденные к лишению свободы и не привлеченные к оплачиваемому труду, право на получение пособий по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования не имеют.

Доводы истца о том, что Учреждение было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по вине Фонда в результате дачи не правильных им разъяснений, судом отклоняется, поскольку разъяснения не являются нормативными актам, не имеют юридической силы, а являются толкованием закона.

В своей деятельности Учреждение должно было руководствоваться исключительно действующим законодательством РФ.

Кроме того, следует отметить, что в рамках дела №А43-18319/2010 на которое ссылается истец, рассматривался вопрос о возмещении убытков, вызванных необоснованной выдачей листков нетрудоспособности осужденным женщинам, не привлеченных к оплачиваемому труду и их оплатой, а вопрос о правомерности действий Учреждения в связи с уменьшением сумм единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования судом не рассматривался.

В данном случае истец в нарушение требований требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал причинно-следственную связь между действиями ответчика и появлением у истца убытков,в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по госпошлине относятся на истца.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 ГУФСИН по Нижегородской области г. Нижний Новгород   отказать.

Расходы по госпошлине относятся на истца.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.В.Трошина