АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-27704/2016
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-658),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Мальцевой Екатерины Юрьевны, г.Н.Новгород, о признании незаконным решение Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области,
при участии в деле:
заинтересованного лица - администрации г.Н.Новгорода,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Гонда Н.И. (по доверенности от 27.09.2016),
от Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области: Гришановой М.А. (по доверенности от 09.01.2017),
от администрации г.Н.Новгорода: Пахомовой Я.А. (по доверенности от 27.12.2016);
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской обратилась ИП Мальцева Е.Ю. с заявлением о признании незаконным решение Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1025кв.м., кадастровый номер 52:18:0060305:17, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку, формализованного в письме №326-03-02-23994/16 от 31 августа 2016 года.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что Мальцева Е.Ю. является собственником шести жилых домов, расположенных на спорном земельном участке. При этом, частичное расположение трех жилых домов на смежном с испрашиваемым земельном участке не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, поскольку смежный земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060305:18 находиться в аренде у заявителя на основании договора аренды земельного участка №16755/06 от 18.07.2012 и соглашения от 22.11.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Также заявитель считает, что при строительстве на спорном земельном участке жилых домов нарушений градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2 не допущено, поскольку исходя из категории земель и разрешенного использования земельного участка, на нем разрешено осуществлять строительство индивидуальных жилых домов.
Подробно позиция заявителя изложена в письменном заявлении, дополнениях, возражениях на отзыв и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.
Министерство с заявленным требованием не согласно, считает оспариваемый отказ законным и обоснованным. По мнению Министерства, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку часть расположенных жилых домов выходят за границы испрашиваемого земельного участка. Кроме того, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 в границах которой не предусмотрен вид разрешенного использования «под личное подсобное хозяйство», тогда как на нем располагаются жилые дома.
Подробно доводы Министерства изложены в письменном отзыве и поддержаны представителем в ходе судебного разбирательства.
Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области поддержал позицию Министерства по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве.
Определением от 28 ноября 2016 года производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда по Нижегородской области по делу №А43-16201/2016.
После вступления в законную силу итогового судебного акта по делу №А43-16201/2016 производство по настоящему делу возобновлено.
В ходе судебного заседания 20.02.2017 представитель заявителя поддержала заявленное требование.
Представитель Министерства требование отклонила.
Представитель администрации г.Н.Новгорода, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поддержал позицию Министерства по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание обеспечил.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.02.2017 объявлялся перерыв до 21 февраля 2017 года до 10 часов 30 минут. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали изложенные ранее позиции.
Департамент после объявленного перерыва явку представителя не обеспечил.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 13.06.2012 N 2358 между администрацией г. Нижнего Новгорода и Ковалевым С.Б. заключен договор аренды от 18.07.2012 N 16754/06 земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17 площадью 1025,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку.
Пунктом 1.3 договора аренды предусмотрено, что участок предоставляется под личное подсобное хозяйство.
Срок действия договора - до 13.06.2022 (пункт 2.1 договора).
22.11.2013 между Ковалевым С.Б. и Мальцевой Е.Ю. в отношении указанного земельного участка заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.07.2012 №16754/06.
На указанном земельном участке ИП Мальцевой Е.Ю. построены шесть индивидуальных жилых домов:
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 153,4 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:110, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, сл. Верхне-Печерская, д. 54;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 91,2 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:111, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 185,8 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:112, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 91,2 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:113, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 93 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:117, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 93,6 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:118, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку.
Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости в установленном порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2015 №52 01 141353, от 01.07.2015 №52 01 146364, от 01.07.2015 №52 01 146365, от 01.07.2015 №52 01 146363, от 16.07.2015 №52 01 208287, от 16.07.2015 №5201 208286).
12 ноября 2014 года заявитель обратилась в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17 площадью 1025,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку.
В дальнейшем, Мальцева Е.Ю. неоднократно обращалась в Министерство с заявлениями на выкуп названного земельного участка (заявления от 25.05.2015 вх.№14839, от 14.07.2015 вх.№20574, от 06.06.2016 вх.№19886, от 22.07.2016 вх.№01-12004).
В ответ на данные заявления Министерство письмами от 06.07.2015 №311-05-17-16049/15, от 24.07.2015 №311-05-17-15009/15, от 27.07.2015 №311-05-17-17842/15, от 22.06.2016 №326-03-02-16556/16 отказало заявителю в предоставлении спорного земельного участка.
09 августа 2016 года ИП Мальцева Е.Ю. вновь обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату указанного земельного участка, приложив в том числе свидетельства о государственной регистрации права собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости, договор аренды.
Письмом от 31.08.2016 №326-03-02-23994/16 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в частную собственность, указав на частичное расположение жилых домов на смежном земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:18; нарушение требований градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2, в границах которой не предусмотрен вид разрешенного использования "под личное подсобное хозяйство".
Не согласившись с решением Министерства об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1025кв.м., кадастровый номер 52:18:0060305:17, расположенный по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку, формализованным в письме №326-03-02-23994/16 от 31 августа 2016 года, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области является уполномоченным Правительством Нижегородской области органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, в том числе по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, а также (в случаях, предусмотренных законодательством Нижегородской области) государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, в пределах компетенции, определенной Правительством Нижегородской области.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (в редакции, действовавшей в спорный период) Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Нижний Новгород независимо от целей использования земельных участков.
Таким образом, на момент обращения Мальцевой Е.Ю. с соответствующим заявлением министерство являлось уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
В силу статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Мальцева Е.Ю. как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:17 площадью 1025 кв.м, расположенном по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку, обладает исключительным правом на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с договором аренды от 18.07.2012 N 16754/06 названный земельный участок передан администрацией г. Нижнего Новгорода арендатору под личное подсобное хозяйство.
Указанный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", входит в границы города Нижнего Новгорода и согласно установленному в границах муниципального образования городской округ город Нижний Новгород градостроительному зонированию и планированию расположен в территориальной зоне Ж-2 - зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, соответствующей функциональной зоне генерального плана города Нижнего Новгорода Жи-3 - Зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Следовательно, с учетом приведенных норм, а также исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельного участка (под личное подсобное хозяйство), суд приходит к выводу о том, что на спорном земельном участке разрешено осуществлять строительство индивидуального жилого дома.
При наличии арендных правоотношений в связи с заключением соглашения от 22.11.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.07.2012 №16754/06 заявитель осуществил застройку спорного земельного участка, на котором в настоящее время, как установлено выше, расположено 6 индивидуальных 3-этажных жилых дома, находящихся в собственности Предпринимателя.
Кроме того, расположение принадлежащих заявителю четырех индивидуальных жилых домов именно на испрашиваемом земельном участке подтверждается заключением кадастрового инженера от 22 ноября 2016 года.
Доказательств обратного Министерством в материалы дела не представлено.
В силу вышеизложенного, доводы заинтересованных лиц и Департамента о нарушении заявителем требований градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2 судом отклонятся.
Более того, в соответствии с Распоряжением Министерства от 24.06.2016 №326-11-609/16 разрешенное использование спорного земельного участка изменено на "Под индивидуальное жилищное строительство".
Аргументы Министерства, Администрации и Департамента о частичном расположении жилых домов с кадастровыми номерами: 52:18:0060305:114, 52:18:0060305:115, 52:18:00603005:116, на смежном земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:18, в качестве оснований, препятствующих в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, судом также не принимаются, поскольку данное обстоятельство не нарушает права и законные интересы каких-либо лиц, так как указанный смежный земельный участок также принадлежит Предпринимателю на праве аренды (Договор аренды земельного участка №16755/06 от 18.07.2012 и Соглашение от 22.11.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка).
Ссылки заинтересованных лиц на подпункт 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции закона Нижегородской области от 01.12.2015 N 182-З) судом также отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что спорные правоотношения по выкупу земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17 возникли до вступления в силу подпункта 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", а именно с момента первоначального обращения Предпринимателя еще 12.11.2014 в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. Данные правоотношения длятся более 2-х лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, с учетом приведенной нормы подпункт 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Таким образом, как указывалось выше, в силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обладает исключительным правом на приобретение земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17 в собственность как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.
Предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность судом не установлено.
Доказательств обратного, в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерством не представлено.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности решения Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку, формализованного в письме от 31.08.2016 №326-03-02-23994/16, и нарушении законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С 01 января 2017 года в связи с принятием закона Нижегородской области № 180-3 «О внесении изменений в статью 2 закона Нижегородской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправлений муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» и об отмене закона Нижегородской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Нижегородской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком является администрация г.Н.Новгорода.
В связи с чем, в качестве правовосстановительной меры суд считает необходимым обязать администрацию г.Н.Новгорода в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17, направить его в адрес заявителя с предложением о его заключении.
В соответствии со статьей 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлине в сумме 300 рублей подлежат взысканию с Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110 , 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление индивидуального предпринимателя Мальцевой Екатерины Юрьевны, г.Н.Новгород, удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул.Верхне-Печерская слобода, напротив дома 143 на удалении 120 метров по направлению к юго-востоку, формализованное в письме от 31.08.2016 №326-03-02-23994/16.
Обязать администрацию г.Н.Новгорода в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:17, направить его в адрес заявителя с предложением о его заключении.
Взыскать с Министерства инвестиций земельных и имущественных отношений Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя Мальцевой Екатерины Юрьевны, г.Н.Новгород (ИНН 270322452315), судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья Соколова Л.В.