ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-30333/18 от 06.02.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-30333/2018

г. Н. Новгород                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-685),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коробициным М.В.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Саулиной К.А. (доверенность от 07.11.2018), Морозовой Е.В. (доверенность от 19.04.2018),

от УФК по Нижегородской области: Колдаевой И.В. (доверенность от 22.01.2019),

от Федерального казначейства: Колдаевой И.В. (доверенность от 22.01.2019),

от Правительства Нижегородской области: Панькиной О.В. (доверенность от 09.01.2019),

от Министерства финансов Нижегородской области: Щепалиной Н.П. (доверенность от 20.12.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства социальной политики Нижегородской области о признании недействительными:

- решение Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466;

- уведомление Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения;

- приказы Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и обязать заинтересованных лиц устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены принятого решения и ненормативных правовых актов,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Правительства Нижегородской области, Министерства финансов Нижегородской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением, содержащим вышеназванные требования.

В обоснование заявленного требования Министерство социальной политики Нижегородской области указывает на отсутствие с его стороны нарушений условий софинансирования расходных обязательств, отраженных в составленном УФК по Нижегородской области акте камеральной проверки от 19.03.2018 и, как следствие, основания для применения к Министерству бюджетных мер принуждения.

Министерство считает, что решение Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, а также уведомление Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения отвечают признакам ненормативных правовых актом и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Подробно позиция Министерства изложена в письменном заявлении, дополнительных объяснениях и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.

Представитель УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных отзывах, считают, что производство по настоящему делу в части оспаривания решения о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения и уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения подлежит прекращению, поскольку названные документы не содержат обязательных предписаний, распоряжений в отношении Министерства, не устанавливают и не возлагают на него каких либо обязанностей, соответственно не обладают признаками ненормативного акта и не подлежат обжалованию в порядке 24 главы АПК РФ.

Министерство финансов Российской Федерации поддержало позицию УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители Правительства Нижегородской области и Министерства финансов Нижегородской области поддержали позицию заявителя.

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации также поддержало позицию заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.01.2019 объявлялся перерыв до 06 февраля 2019 года до 13 часов 00 минут. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.

  После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали изложенные ранее позиции.

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации после объявленного перерыва явку представителей не обеспечили.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей названных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в связи с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 №07-04-05/17-960 "О проведении внеплановых контрольных мероприятий" на основании приказов Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28.12.2017 №1191 "О проведении внеплановой камеральной проверки в отношении министерства социальной политики Нижегородской области", от 27.02.2016 №183 "О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28.12.2017 №1191 "О проведении внеплановой камеральной проверки в отношении министерства социальной политики Нижегородской области" в отношении Министерства проведена внеплановая камеральная проверка выполнения условий софинансирования расходных обязательств Нижегородской области, установленных соглашениями:

предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы от 03.08.2015 №05-262/С;

предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы от 20.04.2016 №05-232/С;

предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств Нижегородской области, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606 «О мерах реализации демографической политики Российской Федерации», от 22.01.2016 №12-2/606/28.

По результатам проверки УФК по Нижегородской области 19.03.2018 составлен Акт камеральной проверки Министерства социальной политики Нижегородской области, в котором зафиксированы выявленные нарушения:

1)в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1.1 соглашения от 03.08.2015 №05-262/С в 2015 году Нижегородской областью не выполнено условие софинансирования расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям. В результате перерасход средств федерального бюджета составил 557 247,50 руб.

2)в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 1.1 соглашения от 20.04.2016 №05-232/С в 2016 году Нижегородской областью не выполнено условие софинансирования расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям. В результате перерасход средств федерального бюджета составил 158 892,70 руб.;

3)в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 1.1 соглашения от 22.01.2016 №12-2/606/28 в 2016 году Нижегородской областью не выполнено условие софинансирования расходных обязательств, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606 «О мерах реализации демографической политики Российской Федерации». В результате перерасход средств федерального бюджета составил 19 868 344,07 руб.

05.04.2018 УФК по Нижегородской области принято решение о наличии оснований для направления проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в связи с чем письмом от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466 УФК по Нижегородской области в адрес Федерального казначейства направило проект уведомления о применении к Министерству бюджетных мер принуждения, подготовленный по результатам внеплановой камеральной проверки выполнения условий софинансирования расходных обязательств Нижегородской области.

На основании указанного решения УФК по Нижегородской области, выраженного в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, Федеральным казначейством вынесено уведомление от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении к Министерству бюджетных мер принуждения, которое направлено в адрес Министерства финансов Российской Федерации.

Министерством финансов Российской Федерации по результатам рассмотрения уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 вынесены следующие приказы о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета:

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709 о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Нижегородской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Нижегородской области, в сумме 557247,50 руб. (на основании пункта 1 уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №710 о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Нижегородской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Нижегородской области, в сумме 158892,70 руб. (на основании пункта 2 уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255);

- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Нижегородской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Нижегородской области, в сумме 19868344,07 руб. (на основании пункта 3 уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255).

Не согласившись с решением УФК по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, уведомлением Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа Российской Федерации «Жилище» на 2011-2015 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1076) (далее - ФЦП № 1050).

Государственным заказчиком - координатором Программы ФЦП № 1050 является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (паспорт ФЦП № 1050).

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП № 1050 распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 1166-р «О распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» на ее реализацию для Нижегородской области в 2015 году предусмотрены средства в сумме 18 860 220,00 рублей, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 № 275-р «О распределении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» на реализацию для Нижегородской области в 2016 году предусмотрены средства в сумме 28 315 440,00 рублей.

В целях установления порядка предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП № 1050, утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - Правила № 1050).

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора (пункта 2 Правил № 1050).

Субсидия предоставляется на основании Соглашения, заключаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8 Правил № 1050).

Перечисление средств субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 11 Правил № 1050).

Перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета Российской Федерации в установленном порядке (пункт 15 Правил № 1050).

Согласно пункту 19 Правил № 1050, в случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, этот остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях реализации мероприятий ФЦП между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Правительством Нижегородской области заключены следующие Соглашения:

- Соглашение от 03.08.2015 № 05-262/С/225П о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета субсидии бюджету Нижегородской области на финансовое обеспечение мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - Мероприятие) на общую сумму 71 092 220 рублей 00 копеек (далее - Соглашение № 05-262/С/225П);

- Соглашение от 20.04.2016 № 05-232/С о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на Мероприятие на общую сумму 86 857 180 рублей 00 копеек (далее - Соглашение № 05-232/С).

Так же между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Нижегородской области заключено Соглашение от 22.01.2016 № 12-2/606/28/2-П о предоставлении в 2016 году субсидии из федеральною бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств  Нижегородской области, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2212 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» предусмотрены средства в общей сумме 1 033 664 200 рублей 00 копеек (далее - Соглашение № 12-2/606/28).

Предметом Соглашения № 05-262/С/225П от 03.08.2015 является предоставление в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы (далее - Субсидия) в размере 18 860 220 рублей 00 копеек.

При этом Субъект обязался:

- использовать указанную субсидию по целевому назначению, определенному Соглашением № 05-262/С/225П;

- обеспечить финансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Субъекта Российской Федерации в размере 15 669 600 рублей 00 копеек, за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 36 562 400 рублей 00 копеек;

- обеспечить выполнение условий Соглашения № 05-262/С/225П (пункт 1.1 Соглашения).

Пунктом 2.1 Соглашения № 05-262/С/225П установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Подпрограммой, Правилами, а также обязательств, предусмотренных Соглашением.

В соответствии с пунктом 3.3.4 Соглашения № 05-262/С/225П Нижегородская область обязалась перечислять средства, выделенные на софинансирование мероприятий Подпрограммы, из бюджета Субъекта Российской Федерации, включая средства федерального бюджета, полученные от Минстроя России на основании Соглашения № 05-262/С/225П , в местные бюджеты на основании соглашений, заключаемых между Субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с пунктом 3.3.9 Соглашения № 05-262/С/225П Нижегородская область обязалась обеспечить реализацию региональной программы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Соглашения № 05-262/С/225П).

Предметом Соглашения № 05-232/С является предоставление в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы субъекта Российской Федерации, аналогичным мероприятиям подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 302, на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы в размере 28 315 440 рублей 00 копеек.

Нижегородская область в свою очередь обязалась:

- обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета Субъекта Российской Федерации в размере 17 246 700 рублей 00 копеек, за счет бюджетов муниципальных образований в размере 41 295 040 рублей 00 копеек;

- обеспечить выполнение условий Соглашения № 05-232/С (пункт 1.1 Соглашения). Пунктом 2.1 Соглашения № 05-232/С установлено, что субсидия предоставляетсяпри соблюдении Субъектом Российской Федерации условий предоставления субсидий, предусмотренных Подпрограммой, Правилами, а также обязательств, предусмотренных Соглашением.

В соответствии с пунктом 3.3.4 Соглашения № 05-232/С Нижегородская область обязалась перечислять средства, выделенные на софинансироваиие мероприятий Подпрограммы, из бюджета Субъекта Российской Федерации, включая средства федерального бюджета, полученные от Минстроя России на основании Соглашения № 05-232/С, в местные бюджеты на основании соглашений, заключаемых между Субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

В соответствии с пунктом 3.3.9 Соглашения № 05-232/С Нижегородская область обязалась обеспечить реализацию региональной программы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 4.1 Соглашения № 05-232/С).

Предметом Соглашения от 22.01.2016 № 12-2/606/28/2-П (в редакции дополнительных соглашений № 12-2/606/28-1 и № 12-2/606/28-2) является предоставление в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансироваиие расходных обязательств Субъекта, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента российской Федерации от07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в размере 348 926 300 рублей 00 копеек.

Пунктом 6.1 Соглашения № 12-2/606/28 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обязуется предоставлять Нижегородской области субсидию на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных Соглашением № 12-2/606/28.

Нижегородская область в свою очередь обязуется обеспечить направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Субъекта на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты, в объеме и на цели, установленные Соглашением № 12-2/606/28.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Соглашения № 12-2/606/28).

В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 3.2 Соглашения).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

При этом, расходное обязательство, возникающее при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 606, а так же возникающее при предоставлении социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в соответствии с условиями Соглашений № 05-262/С/225П, №05-232/С, № 12-2/606/28 является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Нижегородской области.

Российская Федерация осуществляет софинансироваиие данного расходного обязательства путем предоставления субсидии бюджету Нижегородской области (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, а так же путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами,индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Следовательно, при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 606, а так же при предоставлении социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в Нижегородской области получатель субсидии должен обеспечить уровень софинансирования, то есть процентного соотношения средств федерального и регионального бюджета.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки УФК по Нижегородской области выявлено и зафиксировано в акта проверки от 19.03.2018 следующее:

1) На финансовое обеспечение Мероприятия в 2015 году в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения № 05-262/С/225П предусмотрены средства в размере 71 092 220 рублей 00 копеек (приказ № 709), в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 18 860 220 рублей 00 копеек;

- за счет средств бюджета Нижегородской области 52 232 000 рублей 00 копеек.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на 01.01.2016, 01.01.2017, Отчетов об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2016, 01.01.2017 (ф. 0503324), реестров платежных поручений по Соглашению № 05-262/С/225П, платежных поручений по социальным выплатам молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы-1 по Соглашению № 05-262/С/225П фактические расходы средств за 2015-2016 годы составили в общей сумме 68 989 621 рубль 17 копеек, в том числе:

-           18 859 664 рублей 18 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 50 129 956 рублей 99 копеек - за счет средств бюджета Нижегородской области (15 038 319 рублей 82 копейки + 35 091 637 рублей 17 копеек).

При общем объеме фактически использованных средств в размере 68 989 621 рубль 17 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 18 302 416 рублей 68 копейки (68 989 621,17 х (18 860 220,00 / 71 092 220,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением № 05-262/С/225П.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 557 247 рублей 50 копеек (18 859 664,18 - 18 302 416,68) .

2. На финансовое обеспечение Мероприятия в 2016 году Соглашением № 05/232/С предусмотрены средства в размере 86 857 180 рублей 00 копеек, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 28 315 440 рублей 00 копеек;

- за счет средств бюджета Нижегородской области 58 541 740 рублей 00 копеек. Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на 01.01.2016, 01.01.2017, Отчетов об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2016, 01.01.2017 (ф. 0503324), реестров платежных поручений по Соглашению № 05-232/С, платежных поручений по социальным выплатам молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы-1 по Соглашению № 05-232/С фактические расходы средств составили в общей сумме 84 503 137 рублей 92 копейки, в том числе:

- 27 891 757 рублей 00 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 56 611 380 рублей 92 копейки (16 684 188,00 + 39 927 192,92) - за счет средств бюджета Нижегородской области.

В 2017 году в доход федерального бюджета осуществлен возврат (возврат дебиторской задолженности прошлых лет) в сумме 184 842 рубля 00 копеек.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 84 503 137 рублей 92 копейки субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 27 548 022 рубля 30 копеек (84 503 137,92 х (28 315 440,00 / 86 857 180,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением № 05-232/С.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 158 892 рубля 70 копеек (27 891 757,00 - 27 548 022,30 - 184 842,00).

3. На финансовое обеспечение Мероприятия в 2016 году Соглашением № 12-2/606/28 (в редакции дополнительных соглашений) предусмотрены средства в размере 1 033 664 200 рублей 00 копеек, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета 426 809 900 рублей 00 копеек;

- за счет средств бюджета Нижегородской области 606 854 300 рублей 00 копеек. Согласно данным  Отчета об  исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) на 01.01.2016, 01.01.2017, Отчетов об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным внебюджетным фондом на 01.01.2016, 01.01.2017 (ф. 0503324), фактические расходы средств составили в общей сумме 985 240 892 рубля 65 копеек, в том числе:

- 426 804 631 рубль 12 копеек - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;

- 558 436 261 рубль 53 копейки - за счет средств бюджета Нижегородской области.

В 2017 году в доход федерального бюджета возвращены денежные средства (возврат дебиторской задолженности прошлых лет) на сумму 120 836 рублей 86 копеек.

При общем объеме фактически использованных средств в размере 985 240 892 рубля 65 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской федерации в размере не более 406 815 450 рублей 19 копеек (985 240 892,65 х (426 809 900,00 / 1 033 664 200,00), что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением № 12-2/606/28.

Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 19 868 344 рублей 07 копеек (426 804 631,12 - 406 815 450,19 - 120 836,86).

Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

При изложенных обстоятельствах, суд соглашается с позицией УФК по Нижегородской области о совершении Нижегородской областью в 2015-2016 годах бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий расходования субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Нижегородской области.

Нарушение условий софинансирования (нарушение пропорции (соотношения) средств по вышеназванным соглашениям за счет средств двух  бюджетов (федерального и  регионального) само по себе влечет незаконную экономию средств областного бюджета при одновременном фактически полном израсходовании средств субсидии из федерального бюджета.

Позиция Министерства социальной политики Нижегородской области об обратном судом отклоняется как необоснованная.

Вышеперечисленные нарушения условий софинансирования привели к необоснованной экономии бюджетных средств Нижегородской области за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии), а также к необоснованному финансированию за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Нижегородской области, применительно к терминологии гражданского законодательства - к неосновательному обогащению бюджета Нижегородской области за счет средств федерального бюджета.

Ссылки заявителя на обоснованность расходования средств федерального бюджета в связи с достижением значений показателей использования субсидии судом отклоняются, поскольку значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты с нарушением условий Соглашений.

В рассматриваемом случае, субъектом не соблюдены условия предоставления и расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий, а именно не обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный Соглашениями № 05-262/С/225П, № 05/232/С, № 12-2/606/28 за счет средств бюджета Нижегородской области и за счет средств местных бюджетов), что повлекло перерасход средств федерального бюджета.

Довод Министерства о том, что по итогам рассмотрения информации об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при назначении ежемесячной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа №606, со стороны Минтруда РФ отсутствовали какие либо замечания, судом отклоняется, поскольку уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, а также Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, является Федеральное казначейство и его территориальные органы.

Аргументы Министерства о том, что последнее является в данном случае ненадлежащим субъектом финансово-бюджетного контроля, судом отклоняются, поскольку фактическим распорядителем бюджетных денежных средств, полученных Правительством Нижегородской области в качестве субсидии по вышеназванным Соглашениям, являлось именно Министерство социальной политики Нижегородской области, что следует в частности из анализируемых УФК в ходе проведения проверки документов и по существу сторонами в рамках настоящего дела не оспорено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В силу пункта 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, может быть применена в том числе такая бюджетная мера принуждения, как бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверю! (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.

Решения о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежат принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения (п.6 ст.306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).

Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, напраштенного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае, в связи с выявлением УФК по Нижегородской области вышеописанных нарушений, последнее, в соответствии с положениями Приказа Федерального казначейства №314 от 20.11.2017 "Об организации работы по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в Федеральном казначействе", письмом от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466 направило в адрес Федерального казначейства проект уведомления о применении к Министерству бюджетных мер принуждения.

Федеральное казначейство по результатам рассмотрения представленных УФК по Нижегородской области документов направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении к Министерству социальной политики Нижегородской области бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.

Следовательно, Минфин России в соответствии с указанными требованиями подготовил приказы от 05.06.2018 № № 709, 710 и 711 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».

Уведомление в Министерство финансов Российской Федерации поступило 16.05.2018.

Следовательно, оспариваемые приказы №№ 709, 710 и 711 изданы в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ и Порядка № 74н. (уведомление от 14.05.2018, приказы от 05.06.2018), подписаны уполномоченным должностным лицом, следовательно, соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, находит оспариваемые приказы Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета соответствующими нормам действующего законодательства и не нарушающими права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Относительно требований Министерства о признании недействительными решения Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, а также уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения, по итогам рассмотрения спора по существу суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Между тем, оспариваемые Министерством решение УФК по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, а также уведомление Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения сами по себе не устанавливают, не изменяют и не отменяют прав и обязанностей сторон и не носят властно-распорядительного характера, и, соответственно, не затрагивают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влекут для него последствий экономического характера и не создают препятствий для осуществления такой деятельности, не порождают экономического спора.

Позиция заявителя о том, что сам факт направления проекта уведомления в Федеральное казначейство и направления в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомления о применении бюджетных мер принуждения влекут для Министерства правовые последствия, судом отклоняется как не основанная на нормах права.

При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Министерства о признании недействительными решения Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, а также уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В связи с чем, в данной части производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.

Поскольку заявители и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины вопрос о ее взыскании судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями  150, 167-170, 181, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Министерству социальной политики Нижегородской области в удовлетворении заявления о признании недействительными приказы Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета отказать.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                           Л.В. Соколова