АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-31876/2019
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-762),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Л.В.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: ФИО1 (по доверенности от 26.03.2019),
рассмотрел в судебном заседании заявление ООО «Автогильдия С», г.Н.Новгород, к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, формализованное в письме от 28.06.2019 №Исх-326-157522/19,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Автогильдия С» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, формализованного в письме от 28.06.2019 №Исх-326-157522/19.
Решением от 23.09.2019 суд отказал в удовлетворении заявления ООО «Автогильдия С».
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 решение Арбитражного суда Нижегородской области отменено. Решение Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, формализованное в письме от 28.06.2019 №Исх-326-157522/19, признано незаконным, на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего постановления повторно рассмотреть заявление ООО «Автогильдия С» от 06.05.2019 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.06.2020 постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 отменено, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2019 оставлено в силе. Арбитражному суду Нижегородской области поручено разрешить вопрос о повороте исполнения судебного акта.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 отменены. Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При рассмотрении жалобы ООО «Автогильдия С» Верховный суд пришел к выводу, что Общество вправе использовать земельный участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования, при этом в целях оформления права собственности или права аренды на спорный участок в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования участка может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и Классификатором.
Также, при новом рассмотрении, Верховный суд РФ, сославшись на положения пунктов 1,2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода указал на необходимость суду первой инстанции при решении вопроса об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с видом использования построенного объекта и Классификатором исследовать, не опасно ли использование спорного объекта «детский спортивный комплекс «Картодром» и земельного участка для жизни и здоровья человека в указанной функциональной зоне.
При повторном рассмотрении заявления ООО «Автогильдия С», Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявление просило суд признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе в изменении, установлении или приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором с вида использования "для строительства детского спортивного комплекса "Картодром" на вид использования "Спорт", формализованное в письме от 28.06.2019 №Исх-326-157522/19, а также обязать министерство в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему заявлению изменить, установить или привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010017:46, площадью 5740 кв.м., расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома 31, в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, а именно: "Спорт". Указанное уточнение судом принято к рассмотрению.
В обоснование заявленного требования Общество указывает на отсутствие у Министерства законных оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с "Для строительства детского спортивного комплекса "Картодром" на "Спорт". При этом, заявитель отмечает, что несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка препятствует Обществу в приобретении спорного земельного участка в собственность. Также, сославшись на экспертное заключение по проекту обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны для спорного объекта, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» указал на отсутствие каких-либо препятствие в изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и классификатором видов разрешенного использования земельных участков
Подробно позиция заявителя изложена в дополнительном письменном заявлении и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.
Представитель Министерства с заявленным требованием не согласилась по доводам, изложенным в дополнительном письменном отзыве, считает оспариваемое решение законным, обоснованным и не нарушающим прав Общества.
Министерство и Департамент, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Рабочая группа инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области 16.04.2009 решила считать целесообразным реализацию инвестиционного проекта «Детский спортивный комплекс «Картодром» и возможным предоставление Обществу в аренду на период строительства этого объекта земельного участка.
На основании указанного решения Правительство Нижегородской области распоряжением от 29.12.2009 №3232-р предоставило Обществу земельный участок площадью 5740 кв.м по адресу: г.Нижний Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома №31, для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию детского комплекса «Картодром».
Правительство Нижегородской области и Общество заключили соглашение от 30.03.2010 о реализации инвестиционного проекта по строительству детского комплекса «Картодром», согласно которому Общество обязалось за счет собственных средств осуществить строительство детского спортивного комплекса «Картодором», а также компенсировать затраты на социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру в размере 1 350 000 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет Правительства Нижегородской области.
Во исполнение указанных решения, распоряжения и соглашения Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 5740 кв.м с кадастровым номером 52:18:0010017:46 категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для строительства детского спортивного комплекса «Картодром».
В связи с завершением строительства нежилое здание – детский спортивный комплекс «Картодром» площадью 562,7 кв.м введено в эксплуатацию на основании разрешения от 01.12.2016 №52 -RU 52303000-27/1567р-2014. Право собственности Общества на здание зарегистрировано 16.01.2017.
Правительство и Общество 05.04.2017 подписали соглашение о результатах реализации инвестиционного проекта в связи с завершением строительства и исполнением сторонами принятых на себя обязательств.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположен указанный объект, путем выкупа Общество в августе 2017 года и январе 2018 года обращалось в Министерство с заявлениями об изменении вида разрешенного использования участка, просило установить в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее – Классификатор), вид «Спорт» по коду 5.1 или изменить на вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса «Картодром».
Министерство отказало в удовлетворении заявлений Общества, а 11.02.2019 направило письмо о необходимости оформить долгосрочный договор аренды земельного участка, на котором завершено строительство детского спортивного комплекса «Картодром».
Общество в феврале 2019 года в целях оформления прав на участок вновь обратилось в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для строительства детского спортивного комплекса «Картодром» на вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса «Картодром».
Министерство письмом от 03.04.2019 отказало Обществу в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, сославшись на то, что действующим градостроительным регламентом указанный вид разрешенного использования не предусмотрен для зоны, в которой расположен участок.
Общество 06.05.2019 обратилось в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования «для строительства детского спортивного комплекса «Картодром» на вид разрешенного использования «Спорт», предусмотренный Классификатором.
Министерство письмом от 28.06.2019 № Исх-326-157522/19 отказало Обществу в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, указав на то, что согласно акту обследования от 27.05.2019 здание, расположенное на земельном участке, не используется, а следовательно, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Не согласившись с данным решением Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий и сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий и сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории, которая осуществляется в том числе в виде градостроительного зонирования территорий, представляющего собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункты 1, 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 ГрК РФ градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
Правила землепользования и застройки включают в себя также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использованияземельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В абзаце 4 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и в части 8 статьи 36 ГрК РФ содержатся одинаковые положения, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 №631-О и от 30.06.2020 №1491-О, приведенные положения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, атакже органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
Реконструкция указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 статьи 36 ГрК РФ).
В случае, если использование указанных в части 8 статьи 36 ГрК РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 статьи 36 ГрК РФ). Аналогичная норма приведена в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.
Таким образом, из положений земельного и градостроительного законодательства прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходят из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Пунктом 4 статьи 28 Правил землепользования и застройки Нижнего Новгорода также предусмотрено, что градостроительные регламенты, установленные данными правилами, не применяются при образованииземельных участков и изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены не соответствующие градостроительному регламенту здания, сооружения, в целях предоставления земельных участков собственникам таких объектов в собственность или в аренду по правилам подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ; вид разрешенного использования таких земельных участков устанавливается в соответствии с видом разрешенного использования объектов капитального строительства и Классификатором.
Классификатором предусмотрен вид разрешенного использования «спорт» (код 5.1): размещение зданий и сооружений для занятий спортом; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1.1 – 5.1.7.
Как указано выше, на основании решения рабочей группы инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области от 16.04.2009 №3733-39р-1548 и распоряжения Правительства Нижегородской области №3232-р от 29.12.2009 ООО "Автогильдия С" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 52:18:0010017:46, площадью 5740кв.м., расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома №31, под строительство Детского спортивного комплекса "Картодром".
30 марта 2010 года между Правительством Нижегородской области и Обществом заключено Соглашение №49 о реализации инвестиционного проекта по строительству Детского спортивного комплекса "Картодром".
По окончании строительства Обществом зарегистрировано право собственности на расположенный на вышеназванном земельном участке объект недвижимости: нежилое здание Детский спортивный комплекс "Картодром", площадью 562,7кв.м., кадастровый номер 52:18:0010017:99, о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись №52:18:0010017:99- 52/124/2017-1 от 16.01.2017.
Названный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010017:46, вид разрешенного использования "Под строительство Детского спортивного комплекса "Картодром".
Поскольку Общество в установленном порядке реализовало проект и построило здание «детский спортивный комплекс «Картодром» на земельном участке, предоставленном публичным уполномоченным органом для строительства этого объекта, но вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному Правилами землепользования и застройки Нижнего Новгорода, принятыми после возведения указанного объекта, Общество вправе использовать участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования, при этом в целях оформления права собственности или права арены на спорный участок в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ вид разрешенного использования участка может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и Классификатором.
В соответствии с позицией Департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, изложенной в отзыве от 06.06.2019 по делу №А43-12703/2019 (представлен заявителем) по генеральному плану г.Нижнего Новгорода, утвержденному постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 17.03.2010 №22 (с изменениями) спорный земельный участок расположен в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ПАО "Международный аэропорт Нижний Новгород"), зона «А» и в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (III пояс). Департамент считает целесообразным установить вид разрешенного использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 (с изменениями), а именно «Спорт» (в соответствии статьей 28 Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода). Предоставление в собственность запрашиваемого земельного участка осуществлять в соответствии с действующим законодательством, при условии фактического использования земельною участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно Правилам землепользования и застройки Нижнего Новгорода спорный земельный участок расположен в функциональной зоне ТПК-4 – зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности, не содержащего вид разрешенного «Спорт».
При решении вопроса об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с видом разрешенного использования построенного капитального объекта и Классификатором необходимо исследовать, не опасно ли использование спорного объекта «детский спортивный комплекс«Картодром» и земельного участка для жизни или здоровья человека в указанной функциональной зоне.
Из экспертного заключения от 26.03.2014 №06/21553/58, подготовленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", следует, что проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны для детского спортивного комплекса «Картодром», расположенного по адресу: <...> соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», пунктам 4,5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1/2.1.1.-2361-08 «Изменение №1 к СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 (изменение №2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Документальных доказательств, подтверждающих обратное Министерством при новом рассмотрении настоящего заявления суду не представлено.
С учетом того, что Общество является собственником объекта недвижимости «детский спортивный комплекс «Картодром», возведенного по результатам инвестиционного проекта, соглашение о реализации которого подписано Обществом и Правительством Нижегородской области 05.04.2017, а также принимая во внимание наличия экспертного заключения о соответствии спорного объекта «детский спортивный комплекс«Картодром» и спорного земельного участка санитарным нормам и правилам, Министерство не вправе было отказывать Обществу в изменении вида разрешенного использования участка в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и Классификатором.
Довод Ответчика об отсутствии у последнего полномочий на установление вида разрешенного использования «Спорт» несостоятелен, поскольку в соответствии с пунктами 3.5 и 3.5.47 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 №183, в сфере земельных и имущественных отношений Министерство рассматривает ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Кроме того, согласно ответам Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 03.06.2020, Управления Росреестра по Нижегородской области от 03.06.2020 на запросы Общества для решения вопроса об изменении (приведении) вида разрешенного использования участка на вид «Спорт» необходимо обращаться с соответствующим заявлением к правообладателю участка - ответчику. Таким образом, уполномоченным органом на приведение вида использования участка в соответствии с классификатором является - Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В связи с чем, суд находит оспариваемое решение Министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
В качестве правовосстановительной меры суд считает необходимым обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО «Автогильдия С», г.Н.Новгород путем приведения в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010017:46, местоположение: г.Н.Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома 31, по заявлению ООО «Автогильдия С» от 06.05.2019.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ООО «Автогильдия С», г.Н.Новгород,, удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010017:46, местоположение: г.Н.Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома 31, формализованное в письме от 28.06.2019 №Исх-326-157522/19.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО «Автогильдия С», г.Н.Новгород путем приведения в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010017:46, местоположение: г.Н.Новгород, Сормовский район, ул.Коминтерна, у дома 31, по заявлению ООО «Автогильдия С» от 06.05.2019.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в пользу ООО «Автогильдия С», г.Н.Новгород, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья Л.В. Соколова