ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-35312/15 от 15.02.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-35312/2015

г. Нижний Новгород                                                                                  15 февраля 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-865)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаврилиной Я.С.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, при их надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении товарищества собственников жилья "На улице Варварская" (ОГРН <***>; ИНН <***>) г.Н.Новгород, к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

установил:

заявитель просит привлечь товариществj собственников жилья "На улице Варварская " к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инспекция и ТСЖ "На улице Варварская ", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Товарищество представило письменный отзыв на заявление в котором указало, что в настоящее время им принимаются все зависящие меры по получению положительного заключения экспертизы. В связи с чем, полагает, что в рассматриваемой ситуации возможно применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Признаки указанного правонарушения выявлены 04 декабря 2015 года в ходе осуществления мероприятий государственного строительного надзора по выполнению ответчиком требований предписания от 24.08.2015 №519-03/01-04/335, выданного должностным лицом заявителя по результатам проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего градостроительную деятельность в Российской Федерации.

Заявителем установлено, что ответчик, являющийся застройщиком при строительстве объекта капитального строительства «Жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой» по адресу г.Н.Новгород, Нижегородский район, на пересечении улиц Варварской и Володарского, не выполнил в установленный срок требования законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Нижегородской области.

Результаты проверки оформлены актом от 07 декабря 2015 года №519-03/01-03/777, составленном в присутствии представителя ТСЖ "На улице Варварская" ФИО1, действовавшего по специальной доверенности от 04.12.2015 №15.

Производство по делу об административном правонарушении возбуждено протоколом об административном правонарушении №519-03/01-05/396 от 10 декабря 2015 года.

Названный протокол составлен в отсутствие законного представителя товарищества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в присутствии представителя ТСЖ "На улице Варварская" ФИО1, действовавшего по специальной доверенности от 04.12.2015 №15.

Указанное правонарушение было квалифицировано заявителем как административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП, которой установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти извещение о начале таких работ, к которому прилагаются: копия разрешения на строительство, проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства, копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий, общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ, положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Порядок осуществления государственного строительного надзора, в силу части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.

Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).

В соответствии с частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, основаниями для выдачи органом государственного строительного надзора предписания являются выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований нормативных правовых актов, технических регламентов, проектной документации.

Предписанием от 24.08.2015 №519-03/01-04/335 на товарищество возложена обязанность по представлению в Инспекцию положительного заключения экспертизы проектной документации (шифр 05/05-00, 06/05-00 и шифр 329-2005, 330-2005 корректура), разработанной ООО "ПМА Лазарева А.С." 06.2008.

Материалы дела свидетельствуют о том, что застройщиком при строительстве объекта капитального строительства «Жилой дом с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой» по адресу г.Н.Новгород, Нижегородский район, на пересечении улиц Варварской и Володарского, является ТСЖ "На улице Варварская". Следовательно, в силу вышеизложенных норм, именно на товарищество возложена обязанность по получению заключения экспертизы на проектную документацию (шифр 05/05-00, 06/05-00 и шифр 329-2005, 330-2005 корректура), разработанной ООО "ПМА Лазарева А.С." 06.2008.

Однако, Обществом требования предписания от 24.08.2015 №519-03/01-04/335 в установленный срок не выполнены, чем нарушены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства товариществом не оспариваются.

Ответственность за нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена в статье 58 Кодекса, где указано, что лица виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия ТСЖ "На улице Варварская", обоснованно квалифицированы заявителем как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ответчика, полномочия лица, возбудившего дело об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, арбитражный суд пришел к выводу, что ответчик не может быть привлечен к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.

Принимая данное решение, арбитражный суд исходит из следующих фактических и юридических обстоятельств.

Согласно статье 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом статьей 4.5 КоАП предусмотрено, что постановление (итоговое решение) по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, либо со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в ходе производства по делу об административном правонарушении является безусловным основанием для прекращения соответствующего производства (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП).

Срок для привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, согласно части 1 статьи 4.5 названного Кодекса, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Установленный в законе срок привлечения к административной ответственности является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.

Следовательно, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.

Как следует из материалов дела, ответчику вменяется нарушение – невыполнение в установленный срок предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Нижегородской области №519-03/01-04/335.

Последний день срока выполнения предписания является 26 октября 2015 года, поскольку предписание выполнено не было, датой совершения административного правонарушения следует считать 27 октября 2015 года. Срок давности привлечения к административной ответственности истекает 26 января 2016 года.

Для вменяемого ответчику правонарушения - невыполнение законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - законодательством более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, чем 3 месяца, установленные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предусмотрен.

С проверкой, выполнения предписания, административный орган вышел 04 декабря 2015 года.

Заявление о привлечении товарищества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП от заявителя в арбитражный суд поступило 30 декабря 2015 года, согласно штампу канцелярии о регистрации исковых заявлений.

Определением суда от 12 января 2016 года дело к рассмотрению в судебное заседание назначено на 26 января 2016 года, в срок, установленный статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела.

В связи с отсутствием у суда на момент рассмотрения дела доказательств извещения ТСЖ "На улице Варварская" о существе рассматриваемого спора (о дате и времени судебного разбирательства), определением от 26 января 2016 года судебное заседание было отложено на 15 февраля 2016 года.

На момент рассмотрения судом дела, срок давности привлечения ТСЖ "На улице Варварская" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП истек – 26 января 2016 года.

На основании части 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2013 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области, г. Нижний Новгород, о привлечении товарищества собственников жилья "На улице Варварская" (ОГРН <***>; ИНН <***>) г.Н.Новгород, к административной ответственности по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                    Л.В. Соколова