АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-35553/2021
г.Нижний Новгород 30 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр дела 54-1018),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению некоммерческой организации кредитного потребительского кооператива "Кредитъ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области
об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 22 871,66 руб.
при участии представителей:
от заявителя: не явись, извещены,
от Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области: не явись, извещены,
от Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области: не явись, извещены,
от ИФНС России по г.Сыктывкару: не явись, извещены,
от Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми:не явись, извещены,
установил:
некоммерческая организация кредитный потребительский кооператив "Кредитъ" (далее - заявитель, НО КПК "Кредитъ") обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области (далее - ответчик, инспекция) об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 22 871,66 руб.
Межрайонная ИФНС России №22 по Нижегородской области в отзыве на заявление указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции по взысканию просроченной задолженности и по возврату излишне уплаченных и излишне взысканных налогов на территории Нижегородской области с 14.12.2020 осуществляет Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области.
Соответственно Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области привлечена судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области в отзыве на заявление указала, что НО КПК "Кредитъ" снято с учета по месту нахождения обособленного подразделения в связи с прекращением деятельности обособленного подразделения 21.01.2021. С указанной даты обязанность по выявлению, учету, возврату переплаты налогоплательщика, в том числе по платежам, уплаченным в бюджет города Нижнего Новгорода перешла к налоговому органу по месту учета головной организации, то есть ИФНС России по г.Сыктывкару. Соответственно ни Межрайонная ИФНС России №22 по Нижегородской области, ни Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области не могут являться ответчиком по настоящему делу.
В дополнительном отзыве на заявление Межрайонная ИФНС России №22 по Нижегородской области также указала на данное обстоятельство и пояснила, что карточка "расчеты с бюджетом" по НДФЛ обособленного подразделения НО КПК "Кредитъ" была закрыта 08.02.2021. Остаток переплаты в сумме 41 581,00 руб. был передан в ИФНС России по г.Сыктывкару. В данный налоговый орган НО КПК "Кредитъ" обращалось с заявлением о возврате переплаты в мае 2021 года. Соответственно все требования о возврате переплаты должны предъявляться ИФНС России по г.Сыктывкару.
С учетом отзыва ИФНС России №18 по Нижегородской области суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ИФНС России по г.Сыктывкару.
ИФНС России по г.Сыктывкару в отзыве на заявление указала, что начиная с 01.03.2022 функции по возврату, зачету излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов переданы Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми. Соответственно ИФНС России по г.Сыктывкару полномочиями на осуществление возврата переплаты не обладает.
Соответственно Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми привлечена судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми в отзыве на заявление указала, что рассмотрела все поступившие в ее адрес заявления НО КПК "Кредитъ" о возврате переплаты и не нашла оснований для их удовлетворения по причине отсутствия документов подтверждающих факт излишнего удержания налога у работников и даты возникновения переплаты.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц участвующих в деле при их надлежащем извещении.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
НО КПК "Кредитъ" в своей структуре имела дополнительный офис "Нижегородский", являвшийся структурным подразделением НО КПК "Кредитъ".
В этой связи НО КПК "Кредитъ" с 04.02.2013 был поставлен на налоговый учет по месту нахождения данного обособленного подразделения в ИФНС России по Советскому району г.Нижнего Новгорода, впоследствии реорганизованной в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области.
В указанный налоговый орган НО КПК "Кредитъ" в качестве налогового агента представлял отчетность и уплачивал НДФЛ.
23.12.2019, 07.12.2020 НО КПК "Кредитъ" обратилось в Межрайонную ИФНС России №22 по Нижегородской области с заявлением о возврате переплаты по НДФЛ в сумме 41 581,25 руб. (41 581,00 руб. - налог, 0,25 руб. - пени). Данные заявления налоговым органом рассмотрены не были и решение по ним не принято.
23.12.2020 НО КПК "Кредитъ" вновь обратилось в Межрайонную ИФНС России №22 по Нижегородской области с заявлением о возврате переплаты по НДФЛ в сумме 41 581,25 руб.
Данные заявления были перенаправлены в Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области, которая с 14.12.2020 осуществляет функции по возврату, зачету излишне уплаченных налогов на территории Нижегородской области, для принятия соответствующих решений.
По результатам рассмотрения данного заявления Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области принято решение от 28.12.2020 №226204 о возврате пени в размере 0,25 руб. Данные денежные средства поступили на расчетный счет заявителя 29.12.2020.
22.04.2021 НО КПК "Кредитъ" вновь обратилось в Межрайонную ИФНС России №22 по Нижегородской области с заявлением о возврате оставшейся части переплаты по НДФЛ в размере 41 581,00 руб. По результатам рассмотрения данного заявления Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области принято решение от 22.04.2021 №4584 об отказе возврате переплаты, поскольку по состоянию на 22.04.2021 НО КПК "Кредитъ" уже не состояло на учете в Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области по месту нахождения его обособленного подразделения по причине прекращения деятельности вышеназванного обособленного подразделения (дата снятия с учета - 21.01.2021).
Соответственно 07.05.2021 НО КПК "Кредитъ" обратилось с заявлением о возврате переплаты в сумме 41 581,00 руб. в ИФНС России по г.Сыктывкару - по месту своего основного учета.
По результатам рассмотрения данного заявления ИФНС России по г.Сыктывкару приняты решение от 07.05.2021 №18556 о возврате налоговому агенту денежных средств в размере 18 709,34 руб., решение от 07.05.2021 №18534 о зачете налога в сумме 137,66 руб., решение от 07.05.2021 №2073 об отказе в возврате налоговому агенту переплаты в размере 22734,00 руб. в связи с пропуском трехлетнего срока на подачу заявления о возврате переплаты. Впоследствии решением от 20.10.2021 №109743 произведен также зачет налога в сумме 83,77 руб. Остаток переплаты составил 22 650,23 руб.
07.04.2022 НО КПК "Кредитъ" по телекоммуникационным каналам связи направил в адрес ИФНС России по г.Сыктывкару заявление на возврат переплаты в сумме 22 650,23 руб. В данном заявлении НО КПК "Кредитъ" просило пересмотреть решение от 07.05.2021 об отказе в возврате переплаты в связи с пропуском трехгодичного срока, поскольку заявление на возврат переплаты неоднократно направлялось в адрес Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области и было оставлено без ответа.
Указанное обращение было перенаправлено ИФНС России по г.Сыктывкару в адрес Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми, осуществляющей с 01.03.2022 функции по осуществлению расчетов с бюджетом, в том числе возвратов излишне уплаченных и (или) взысканных в бюджет обязательных платежей.
В целях установления причин отказа в возврате переплаты Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми направила в адрес Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области запрос о сроках и причинах образования переплаты на который Межрайонная ИФНС России №22 по Нижегородской области письмом от 15.04.2022 №16-07/005422@ сообщила, что НО КПК "Кредитъ" не были представлены документы, подтверждающие образование переплаты (выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, документы подтверждающие излишнее удержание и перечисления суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации).
На основании полученной информации Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми приняла решение от 18.04.2022 №12414 об отказе в возврате переплаты в сумме 22 650,23 руб. по причине не подтверждения переплаты налоговым органом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями. При этом заявитель считает, что поскольку отказ в возврате переплаты вызваны неправомерными действиями со стороны Межрайонной ИФНС России №22 по Нижегородской области, не рассмотревшей своевременно заявления НО КПК "Кредитъ" о возврате переплаты от 23.12.2019, от 07.12.2020, от 23.12.2020 и не принявшей соответствующие решения, именно на этот налоговый орган должна быть возложена обязанность по возврату переплаты.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 84 Налогового кодекса РФ в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета: российской организации (в том числе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета) по месту ее нахождения, по месту нахождения ее филиала, представительства, воздушного транспортного средства, транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через отделение - в течение пяти дней со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц; российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения - в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации.
Снятие обособленного подразделения налогоплательщика с налогового учета в одном из субъектов Российской Федерации, равно как и изменение места налогоплательщика не влечет прекращения обязанности налоговых органов по проведению зачета или возврата переплаты платежей между бюджетами и проведения межрегионального зачета переплаты в соответствии с разделом III Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2020 №66н, с последующим решением вопроса о наличии оснований для зачета или возврата образовавшейся переплаты по актуальному месту налогового учета.
При снятии с учета организации в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе все регистрационные, учетные и налоговые дела в отношении налогоплательщика передаются налоговому органу по его новому месту нахождения.
Одновременно с пакетом документов в налоговые органы по месту постановки на учет организации передаче подлежат карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ). Закрытие КРСБ осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе.
При наличии недоимки или переплаты в налоговом органе по старому месту учета в налоговом органе по новому месту учета открываются КРСБ с ОК
ТМО по старому месту учета, за исключением КРСБ по федеральным налогам и сборам, страховым взносам, в полном объеме зачисляемым в доход федерального бюджета.
Таким образом КРСБ передается по новому месту учета с отражением всех данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по старому месту учета. В последующем корректировку полученного КРСБ производит налоговый орган по новому месту учета.
Кроме того на территории Нижегородской области полномочиями по возврату имеющейся у налогоплательщика переплаты наделена Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области, поскольку в связи с модернизацией организационной структуры ФНС и реорганизацией территориальных налоговых органов Нижегородской области с 14.12.2020 функции по урегулированию задолженности налогоплательщиков переданы в Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области. В соответствии с приказом ФНС России от 27.07.2020 №ЕД-7-4/470 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области" все ранее направленные документы относительно зачетов и уточнений платежей, а также функции по осуществлению зачетов, переданы в Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области.
С учетом изложенного надлежит признать, что обязанность по возврату переплаты не может быть возложена на Межрайонную ИФНС России №22 по Нижегородской области, поскольку на дату обращения заявителя в суд указанный налоговый орган не обладал полномочиями на осуществление указанных действий. Не может быть возложена данная обязанность и на Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области, поскольку на дату обращения заявителя в суд НО КПК "Кредитъ" уже не состояло на учете в территориальных налоговых органах Нижегородской области.
При этом в силу искового характера заявленного налогоплательщиком требования о возврате переплаты, а также статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ именно на заявителя возлагается бремя доказывания факта уплаты в бюджет налоговых платежей в большем размере, чем обусловлено суммой задолженности перед бюджетом (излишней уплаты).
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, исчисленных и подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Данные карточки расчетов с бюджетом, как единственное имеющееся доказательство наличия переплаты не может рассматриваться судом в качестве убедительного доказательства излишней уплаты налога, поскольку уплатой налога признается не только перечисление денежных средств в бюджетную систему, но и проведение налоговым органом операций по лицевому счету, который ведет налоговый орган.
С учетом положений статей 24, 209, 210, 224, 226, 227, 228 Налогового кодекса РФ, учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении Президиума от 05.11.2002 №6294/01, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 №16507/04, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено представление налоговыми агентами деклараций по суммам удержанных из доходов работников налогов, поэтому суммы перечислений НДФЛ отраженные в лицевом счете налогового агента как переплата, сами по себе не является доказательством того, что данная сумма действительно излишне уплачена в бюджет.
Информация об НДФЛ из КРСБ налоговых агентов носит справочный характер и сама по себе не несет юридических последствий для плательщиков.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных конкретных обстоятельств, а также принимая во внимание, что карточка расчетов с бюджетом по НДФЛ не является документом, который бесспорно подтверждает наличие или отсутствие переплаты, а ни одного первичного документа подтверждающего основания для возникновения обязанности по уплате спорных сумм НДФЛ, равно как и документы подтверждающие факт их уплаты, в том числе в размере превышающем действительные обязательства налогового агента заявителем не представлены, оснований считать взыскиваемые заявителем суммы задолженности переплатой по НДФЛ у суда не имеется, в связи с чем, требования заявителя не могут быть удовлетворены судом.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
Судья И.С.Волчанская