ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-3658/2021 от 18.03.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-3658/2021

г. Нижний Новгород                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена                                      18 марта 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено                                       26 марта 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-138),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Архиповой А.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 (служебное удостоверение ТО №233714),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Нижегородской области к администрации Пикшенского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействие,

установил:

прокуратура Нижегородской области (далее - заявитель, Прокуратура) просит признать незаконным бездействие администрации Пикшенского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не размещении на территории поселения в информационных системах в сети Интернет ввиду отсутствия личного Интернет-сайта на официальном сайте администрации Большеболдинского муниципального района Нижегородской области http://admbbl.omsu-nnov.ru в разделе «Сельские администрации - Пикшенский сельсовет» предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон №209-ФЗ) информации для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещаемых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

С позиции заявителя оспариваемое бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области малого и среднего предпринимательства, препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении и поддержана его представителем в ходе судебного заседания.

В судебном заседании 15.03.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 18.03.2021. Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

После перерыва представитель Прокуратуры позицию, изложенную в заявлении, поддержал в полном объеме.

Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии ее представителя, а также выразила свое согласие с позицией заявителя, обязалась устранить выявленные нарушения. На основании статей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав позицию заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой 23.12.2020 проведена проверка исполнения Администрацией законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Проверкой установлено, что на территории поселения в информационных системах в сети Интернет ввиду отсутствия личного Интернет-сайта на официальном сайте администрации Большеболдинского муниципального района Нижегородской области http://admbbl.omsu-nnov.ru в разделе «Сельские администрации - Пикшенский сельсовет» не размешена предусмотренная пунктом 2 статьи 19 Закон №209-ФЗ вышеуказанная информация для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не размещена, что отражено в акте мониторинга сети "Интернет" от 23.12.2020, справке о результатах проверки от 23.12.2020.

Посчитав оспариваемое бездействие Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Настоящие требования заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), Закона №209-ФЗ.

Заявление предъявляется в интересах неограниченного круга лиц, осуществляющих (желающих осуществлять) предпринимательскую деятельность на территории соответствующего муниципального образования, и обусловлены неисполнением Администрацией возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.

Право на предъявление заявления в арбитражный суд предусмотрено частью 1 статьи 52, частью 2 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п.2 ст. 198 АПК РФ)

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Закон №209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 3 Закона №209-ФЗ для целей его регулирования используются следующие основные понятия:

- субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства -деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по рассматриваемым вопросам относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Пунктом 1 статьи 16 Закона №209-ФЗ предусмотрено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в указанных целях (пункт 1 статьи 19 Закона №209-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 19 Закона №209-ФЗ информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующей информацией.

Информация, указанная в части 2 статьи 19 Закона №209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 №505 утверждены требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Закона №209-ФЗ (далее - Требования).

Согласно пункту 2 Требований информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы и иных ограничений. Информация должна быть доступна пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы (пункт 3 Требований).

В соответствии с пунктом 4 Требований информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.

Пунктом 8 Требований установлено, что при размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы.

Отсутствие бездействия со стороны Администрации может быть констатировано лишь в случае осуществления ею всех предусмотренных статьей 19 Закона №209-ФЗ действий по размещению в информационных системах, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетях информации для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций.

Вместе с тем в данном случае, Администрацией не предприняты все зависящие от нее и входящие в сферу компетенции действия (меры) по размещению в информационных системах, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетях предусмотренной пунктом 2 статьи 19 Закона №209-ФЗ информации для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций.

Данный факт Администрацией не оспаривается, что отражено в ее заявлении от 16.03.2021.

Согласно справке от 03.03.2021, предоставленной Прокуратурой выявленное нарушение Администрацией до настоящего времени не устранено.

Таким образом, оспариваемое бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит целям и задачам государственной политики, проводимой в области малого и среднего предпринимательства, препятствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения.

Бездействием Администрации нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в целях создания условий для их развития.

В связи с изложенным требование Прокуратуры в силу части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление прокуратуры Нижегородской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пикшенского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Большеболдинского муниципального района Нижегородской области http://admbbl.omsu-nnov.ru в разделе «Сельские администрации - Пикшенский сельсовет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обязать администрацию Пикшенского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области принять меры по размещению на официальном сайте в сети Интернет необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья                                                                                                            Л.В. Соколова