ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-38717/2021 от 09.03.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-38717/2021

г. Нижний Новгород                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена                                    09 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                                       10 марта 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-1087),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 15.11.2021),

от ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород": ФИО2 (по доверенности от 15.12.2021),

от ООО "Альтаир": ФИО3 (по доверенности от 21.10.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Нижний Новгород, к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решение, формализованное в письме от 02.09.2021 №103-400551/21 об отказе в согласовании трассы и размещение проектируемого газопровода,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" и ООО "Альтаир",

установил: в арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (далее - заявитель, Общество) с заявлением к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решение, формализованное в письме от 02.09.2021 №103-400551/21 об отказе в согласовании трассы и размещение проектируемого газопровода.

Заявленные требования мотивированы тем, что отказ уполномоченного органа нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Подробно позиция заявителя изложена в письменном заявлении и поддержана его представителем в судебном заседании.

По мнению заинтересованного лица, оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представители третьих лиц поддержали позицию заявителя.

В судебном заседании 28.02.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 09.03.2022. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено, представитель заявителя поддержал ранее изложенную позицию.

Заинтересованное и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

Изучив материалы дела, заслушав позиции присутствующих представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Обществу на основании договора от 01.10.2020 в безвозмездное срочное пользование сроком на 10 лет передан земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п.Ляхово. Участок находится примерно в 520м по направлению на север, кадастровый номер 52:17:0060405:199 (далее - земельный участок).

25.12.2020 ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» выданы ООО «ТехноГрупп» технические условия О-1-1626БО/2020/СТ на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства - котельная - к сети газораспределения в пределах границ земельного участка.

11.01.2021 в соответствии с данными техническими условиями между ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» и ООО «ТехноГрупп» заключен договор №0-1-1626БО/СТ о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

ООО «Альтаир» выполняет проектно-изыскательские работы в отношении подземного газопровода высокого давления, строящегося до границ земельного участка.

ООО «Альтаир» обращалось в Администрацию с заявлениями о согласовании трассы наружного газопровода по объекту «Подземный газопровод давлением до 0,6 МПа от точки присоединения к распределительному газопроводу до объекта по адресу: Нижегородская область, Балахнйнский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п.Ляхово. Участок находится примерно в 520м по направлению на север, кадастровый номер 52:17:0060405:199» (письма от 24.02.2021 исх.№288, от 29.04.2021 исх.№688).

Письмами от 29.03.2021 №103-141941/21, от 24.05.2021 №103-244489/21 Администрация отказала ООО «Альтаир» в согласовании технического решения по строительству спорного объекта.

25.08.2021 с аналогичным заявлением обратилось Общество.

Решением, формализованным в письме от 02.09.2021 №103-400551/21, Администрация также отказала Обществу в согласовании технического решения по строительству объекта: «Подземный газопровод давлением до 0,6 МПа от точки присоединения к распределительному газопроводу до объекта по адресу: Нижегородская область, Балахнйнский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п.Ляхово. Участок находится примерно в 520м по направлению на север, кадастровый номер 52:17:0060405:199», в связи со следующим:

1) согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино» земельный участок, на котором планируется возведение котельной, расположен в территориальной зоне СХ - пашня, луг.

Для земель сельскохозяйственного использования, находящихся в границах населенного пункта градостроительными регламентами предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков:

- выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур;

- овощеводство;

2) в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино» земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности р.Волги (отметка паводка - 75,85 мБС), а также катастрофическим паводком при прорыве сооружения напорного фронта Нижегородской ГЭС (отметка - 76.35). Генеральным планом МО «р.п. Малое Козино» для защиты от затопления территорию проектируемой застройки предусматривается повышать до отметки не менее, чем на 0.5 м выше отметки весеннего паводка 1% обеспеченности. В настоящее время инженерная защита данной территорий отсутствует;

3) в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статьей 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 №37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» котельная с расходом гам 908 м куб-час не может быть отнесена к объектам, строениям, сооружениям, возведение которых осуществляется без выдачи разрешения на строительство, и является самовольной постройкой;

4) на представленных материалах трасса проектируемого газопровода частично проходит в пределах береговой полосы водных объектов, предназначенной для общего пользования и не подлежащей приватизации;

5) трасса проектируемого газопровода пересекает магистральный газопровод, находящийся в ведении Приокского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:

- государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации.

В силу пункта 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила №1314), подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пункту 88 Правил №1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.

Заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 90 Правил №1314 для целей настоящих Правил под границей земельного участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами (в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г.Москвы) границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находится принадлежащий заявителю на праве собственности или на ином законном основании объект капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

Согласно части 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 85 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как указано в пункте 1 части 2 названной статьи ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 17 статьи 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны затопления и подтопления.

Как установлено в. пункте 1 части 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены: порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон.

В соответствии с частью 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно части 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 19 статьи 106 ЗК РФ в случае, если зона с особыми условиями использования территории возникает в силу федерального закона, принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории не требуется. В этом случае уполномоченными в соответствии с федеральными законами органами государственной власти или органами местного самоуправления осуществляется подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах такой зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно части 21 статьи 106 ЗК РФ правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Границы зоны с особыми условиями использования территории в случае, если это предусмотрено положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, и (или) местоположение объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, должны быть обозначены на местности специальными знаками, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения таких знаков. Обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах зоны с особыми условиями использования территории не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

В соответствии с частью 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 67.1 Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ) в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 "О зонах затопления, подтопления" были утверждены Положения о зонах затопления, подтопления (далее - Положение), устанавливающее порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления (пункт 1).

В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Судом установлено, что 25.08.2021 Общество обратилось в Администрацию с просьбой о согласовании трассы наружного газопровода низкого давления от точки подключения к распределительному газопроводу до границы участка заявителя по объекту: «Подземный газопровод давлением до 0,6 МПа от точки присоединения к распределительному газопроводу до объекта по адресу: Нижегородская область, Балахнйнский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п.Ляхово. Участок находится примерно в 520м по направлению на север, кадастровый номер 52:17:0060405:199».

Письмом от 02.09.2021 №103-400551/21 Администрация ответила отказом Обществу в согласовании технического решения по строительству объекта: «Подземный газопровод давлением до 0,6 МПа от точки присоединения к распределительному газопроводу до объекта по адресу: Нижегородская область, Балахнйнский район, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п.Ляхово. Участок находится примерно в 520м по направлению на север, кадастровый номер 52:17:0060405:199».

Данный отказ мотивирован тем, что в соответствии с утвержденными генеральным планом и правилами землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино» земельный участок, на котором планируется возведение котельной, расположен в территориальной зоне СХ - пашня, луг; трасса проектируемого газопровода частично проходит в пределах береговой полосы водных объектов, предназначенной для общего пользования и не подлежащей приватизации; а также территория Общества, газификация которой планируется, расположена в зоне с особыми условиями использования территорий: зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности, в которой запрещено строительство без проведения мероприятий по инженерной подготовке и защите территории.

Между тем, в соответствии с представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН в отношение земельного участка с кадастровым номером 52:17:0060405:199 установлен вил разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства»; категория земель: «земли населенных пунктов».

Кроме того, согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, полученным на запрос суда, по состоянию на 07.02.2022 сведения о границе зон затопления паводком 1% обеспеченности, распространяющиеся на земельный участок с кадастровым номером 52:17:0060405:199, в ЕГРН отсутствуют.

Письмом от 15.02.2022 №12/14/203 на запрос суда Верхне-Волжское Бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов также сообщило, что заявления в виде файлов XMLс приложением предложений о сведений о границах зон затопления, подтопления территории в отношении территории г.Балахна и других поселений Балахнинского района не поступали. В настоящее время зоны затопления и подтопления на территории администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области не установлены.

Соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определенном Положением, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего заявителю, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют. Доказательств обратного Администрацией не представлено.

Администрацией также не представлено каких-либо законных оснований, являющихся препятствием для прохождения подземной газовой трассы по береговой полосе водных объектов, предназначенной для общего пользования.

Подлежит и отклонению ссылка заинтересованного лица на то, что котельная является самовольной постройкой, поскольку ООО «Альтаир» выполняет проектно-изыскательские работы в отношении поземного газопровода высокого давления, строящегося до границ земельного участка. Следовательно, строительство спорного газопровода до земельного участка технологически не связано с освоением земельного участка. Обоснования, каким образом наличие на земельном участке котельной препятствует строительству газопровода до границ этого земельного участка, заинтересованным лицом не обосновано.

Так же Администрация ссылается на то, что трасса проектируемого газопровода пересекает магистральный газопровод, находящийся в ведении Приокского ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Между тем, планируемое строительство каких-либо объектов на спорном земельном участке не является основанием для отказа в согласовании трассы газопровода. Каким именно образом согласование трассы газопровода будет мешать дальнейшей эксплуатации магистрального газопровода Администрация пояснений не дала.

На основании изложенного в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд в административном судопроизводстве обязан восстановить нарушенные права заявителя.

По смыслу 24 главы АПК РФ определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.

По смыслу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, определение надлежащего способа устранения нарушения права зависит от оценки спорных правоотношений, совокупности конкретных обстоятельств по делу.

При этом меры, принимаемые судом, должны являться эффективными, то есть быть направлены на практическое устранение неблагоприятных последствий, наступивших для заявителя вследствие принятия оспоренного ненормативного правового акта или решения, совершения действий (бездействия) органом, наделенным публичными полномочиями. Иное обесценивало бы право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, придавая административному судопроизводству, осуществляемому арбитражными судами, лишь декларативный характер.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что надлежащим (эффективным) способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в данной ситуации будет являться возложение на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу первого; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Нижний Новгород, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области об отказе в согласовании трассы и размещение проектируемого газопровода, формализованное в письме от 02.09.2021 №103-400551/21.

Обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Нижний Новгород.

Взыскать с администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Нижний Новгород, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Техногрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г.Нижний Новгород из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000,00 руб., уплаченную по платежному поручению №311 от 16.11.2021. Возврат государственной пошлины осуществляется на основании настоящего решения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                             Л.В. Соколова