ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-42071/2021 от 20.04.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-42071/2021

г. Нижний Новгород                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-1110),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,

при участии в деле представителей сторон:

от заявителя: Брылевой Н.В. (по доверенности от 10.01.2022), Толиченкова И.В. (директор, выписка из ЕГРЮЛ),

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода: Жуковой С.П. (по доверенности от 13.01.2022), Терехина М.Е. (по доверенности от 21.03.2022),

от Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области: Осенчуговой Е.А. (по доверенности от 18.01.2022),

от Уполномоченного по защите прав предпринимателя в Нижегородской области: Гордеева М.С. (по доверенности от 10.12.2021),

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Маркетинг компани», г.Н.Новгород (ИНН 5260248852), к Управлению федеральной налоговой службы по Нижегородской области о признании незаконным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №09-23/2 от 29.11.2021,

при участии в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателя в Нижегородской области и Производственного кооператива "Розничный сервис",

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Маркетинг компани» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 29.11.2021 №09-23/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает на то, что Общество не осуществляет выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в связи с выполнением ими трудовых функций, не имеет с ними какие-либо гражданско-правовых взаимоотношений, соответственно не является плательщиком страховых взносов. Выплаты физическим лицам, являющимся пайщиками производственного кооператива, производил производственный кооператив "Розничный сервис" (далее - Кооператив) в виде дивидендов. Наличие протоколов о принятии физического лица в члены кооператива является доказательством, что указанные лица являются пайщиками Кооператива. Наличие признаков взаимозависимости лиц не является основанием для обвинения налогоплательщика в извлечении налоговой выгоды. Также указал на процессуальные нарушения, допущенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) при проведении мероприятий налогового контроля, в части проведения двух камеральных проверок в отношении одной декларации, предупреждения свидетелей об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, отсутствия номеров протоколов допросов, подписей и дат получения их копий, непредставления заявителю видеозаписей протоколов допросов, нарушения порядка проведения экспертизы (эксперт не предупрежден об ответственности, не разъяснены его права).

Подробно позиция Общества изложена в письменном заявлении, дополнении и поддержана его представителями в судебном заседании.

Представители Инспекции и Управления возражали против доводов заявителя, просили оставить оспариваемое решение в силе.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателя в Нижегородской области поддержал позицию заявителя.

Кооператив, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. В своем письменном отзыве поддержал позицию Общества.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании 18.04.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 20.04.2022. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено, представители присутствующих лиц поддержали свои ранее изложенные позиции.

Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 29.10.2020 по 29.01.2021 проведена камеральная проверка расчета по страховым взносам за 2019 год, в ходе которой было выявлено расхождение между суммой выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по данным расчета по страховым взносам и суммой начисленного дохода по данным справок по форме 2-НДФЛ за 2019 год в размере 13 941 404,19руб.

По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 12.02.2021 №387, дополнения к акту проверки от 31.05.2021 №24, возражений, представленных налогоплательщиком и иных материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 25.08.2021 №2235 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Из расчета сумм доначисленных страховых взносов были исключены суммы начисленных по акту налоговой проверки от 12.02.2021 №387 страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в виду отсутствия безусловных доказательств перечисления спорных сумм выплат, исключительно в рамках заключенных трудовых договоров. Таким образом, сумма доначисленных страховых взносов по решению от 25.08.2021 № 2235 составила- 3 778 120,53 руб., пени - 965 464,24 руб., штраф - 755 624 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств).

Общество обжаловало решение Инспекции от 25.08.2021 в апелляционном порядке в Управление.

При рассмотрении апелляционной жалобы Управлением установлено, что Инспекцией в нарушение пункта 3.1 статьи 100, пункта 6.1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Обществу не вручены следующие документы: доверенности и заявления от членов Кооператива; протоколы собраний Кооператива; справки по форме 2-НДФЛ за 2019 год; выписки по расчетным счетам Кооператива в банках за 2019 год и ответы банков; устав Кооператива; сведения о наименовании и об учредителях Кооператива; отчет по УСН и РСВ Кооператива за 2019 год; доверенность на Толиченкова И.Б.

В целях восстановления прав Общества, предусмотренных статьями 100, 101 НК РФ, Инспекцией по поручению Управления вышеперечисленные документы вручены 07.10.2021 представителю Общества.

Управлением на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 140 НК РФ отменено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.08.2021 №2235 полностью и принято по делу новое решение №09-23/2 от 29.11.2021, в соответствии с которым заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 3 778 120,53 руб. и Общество привлечено к ответственности за нарушение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 755 624 руб., пени в размере 1 112 398,06 руб.

Не согласившись с вынесенным Управлением решением от 29.11.2021, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений плательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Целью налоговых проверок является контроль зa соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2 статьи 87 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Исходя из пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (пункт 1 статьи 93 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1. 2 и 2.1 статьи 93.1 НК РФ, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета липа, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 5 статьи 100 НК РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (абзац 1 пункта 6 статьи 100 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 6.2 статьи 101 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Пунктом 7 статьи 101 НК РФ определено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Общество, являясь плательщиком страховых взносов, 30.01.2020 представило в налоговый орган первичный расчет по страховым взносам за 2019 год, в соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка завершена 17.04.2020, нарушений не установлено.

Плательщиком 29.10.2020 по телекоммуникационным каналам связи представлен уточненный (корректировка I) расчет по страховым взносам за 2019 год (срок окончания камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 88 НК РФ - 29.01.2021).

Причиной представления уточненного расчета по страховым взносам за 2019 год, по мнению плательщика, явилось направление в адрес ООО «Маркетинг компании» требования  от 22.10.2020 №19700, содержащего поручение Обществу представить уточненный расчет по страховым взносам за 2019 для перевыгрузки в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Посчитав действия налогового органа в части направления в адрес Общества требования, плательщик обратился с жалобами в Прокуратуру Нижегородского района г.Нижнего Новгорода, которые были перенаправлены в Инспекцию для рассмотрения и в Управление.

По результатам рассмотрения жалобы от 29.01.2021, поступившей на рассмотрение в Управление посредством интернет-обращения в электронном виде, установлено, что жалоба не содержит указания на акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу, Управление, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ, решением от 17.02.2021 №09-12/03531@ оставило жалобу Общества от 29.01.2021 на действия должностных лиц Инспекции без рассмотрения.

В отношении остальных жалоб Общества Управлением вынесено решение от 17.02.2021 №09-12/03531, которым жалобы оставлены без удовлетворения, а в действиях Инспекции противоправных деяний не установлено.

Камеральная налоговая проверка уточненной декларации проводится по аналогичным правилам, что и первичной декларации, в порядке, установленном статьей 88 НК РФ,

НК РФ не содержит оснований, исключающих проведение камеральной проверки уточненной декларации, представленной за аналогичный отчетный (налоговый) периоде с идентичными показателями.

Фактов злоупотреблений полномочиями сотрудниками Инспекции, проводящими камеральную налоговую проверку расчета по страховым взносам за 2019 год, не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении плательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Представление уточненной декларации является волеизъявлением плательщика, и не может быть исключительно следствием получения от налогового органа требования о ее представлении.

Налоговый орган по результатам камеральной проверки первичного расчета по страховым взносам за 2019 нарушений не выявил, плательщика к ответственности не привлекал.

В акте от 12.02.2021 №387 отражено, что камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 2019 год проводилась Инспекцией в период с 29.10.2020 по 29.01.2021.

Акт налоговой проверки составлен 12.02.2021 в пределах 10-дневного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 100 НК РФ с учетом положений статьи 6.1 НК РФ.

Акт налоговой проверки от 12.02.2021 №387 и извещение от 17.02.2021 №950 о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки направлены плательщику по почте заказным письмом 19.02.2021, что подтверждается почтовым идентификатором №80093657180627 (по данным сайта АО «Почта России» плательщиком получено 24.02.2021). Дополнительно Инспекцией направлено по телекоммуникационным каналам связи извещение от 23.03.2021 №1402 и письмо от 23.03.2021 №13-03/003565 о рассмотрении материалов налоговой проверки 07.04.2021, получено плательщиком - 29.03.2021.

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоялось 07.04.2021 в присутствии представителей ООО «Маркетинг компани» Морозова А.Р. по доверенности б/н от 07.04.2021, Пегова И.Г. по доверенности б/н от 07.04.2021.

Обществом представлены возражения к акту проверки от 12.02.2021 и дополнение от 31.05.2021 №24.

В связи с необходимостью истребования документов у налогоплательщика и его контрагентов и допроса свидетелей, Инспекцией 07.04.2021 принято решение №17 о продлении срока дополнительных мероприятий налогового контроля от 07.04.2021 №17.

По результатам проверочных мероприятий вынесено решения от 25.08.2021 №2235, в соответствии с которым заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 3 778 120,53 руб. и Общество привлечено к ответственности за нарушение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 755 624 руб., пени в размере 1 112 398,06 руб.

Общество, воспользовавшись правом, предусмотренным статьей 137 НК РФ, обжаловало решение Инспекции от 25.08.2021 №2235 в Управление.

В связи с нарушением Инспекцией требований пункта 3.1 статьи 100, пункта 6.1 статьи 101 НК РФ Управление на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 140 НК РФ отменило решение Инспекции и приняло по делу оспариваемое решение.

Решением от 29.11.2021 Управление, отменив решение Инспекции по процедурным основаниям и учетом доводов Общества, приняла аналогичное решение, в соответствии с которым признало Общество нарушившим статьи 54.1, 420, 419, 431 НК РФ.

В силу основных начал законодательства о налогах и сборах, а именно признания всеобщности и равенства налогообложения, закрепленных в статье 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии с положениями пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы, вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ, и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

В силу пункта 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ. признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Тарифы страховых взносов установлены в пункте 2 статьи 425 НК РФ в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ:

- на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2.9 процента;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

В силу пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 №1440-О, согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

При этом, поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 №9-П).

В целях обеспечения возмещения ущерба, понесенного казной в случае неисполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и сборы, федеральный законодатель на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, устанавливая систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, предусматривает и необходимые меры государственного принуждения - правовосстановительные и штрафные, с тем чтобы было гарантировано суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объеме соответствующие суммы - недоимку, пеню и штраф.

В качестве правового механизма обеспечения исполнения закрепленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности, полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Избежание налогообложения в результате совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, является неправомерным поведением участника гражданского оборота, не совместимым с указанными положениями статьи 3 НК РФ, поскольку приводит к возникновению у лиц, обязанных к уплате налога, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, нарушению публичного интереса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 №305-КГ16-4920).

Из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 №169-О, от 04.11.2004 №324-О следует, что оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок на предмет их действительности. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.

В налоговых правоотношениях недопустима ситуация, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать ситуацию формального наличия права на получение налоговых выгод.

Уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, рассматривается в качестве налоговой выгоды (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").

Как отмечено в письме ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации», искажение сведений об операциях может быть произведено путем отражения в учете фактов, не имевших место в действительности, а также путем ложного отражения отдельных показателей операций, ведущих к уменьшению налоговой обязанности, или, напротив, посредством сокрытия (неотражения) фактов и (или) занижения показателей операций, в силу которых налоговая обязанность возникает, увеличивается или наступает ранее. Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы плательщик не допускал нарушений.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество зарегистрировано 20.03.2009, код ОКВЭД 82.99 «Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

По результатам анализа сведений о движении денежных средств по расчетным счетам установлено, что на расчетный счет Общества поступают денежные средства по договорам оказания маркетинговых услуг и услуг мерчандайзинга. Согласно представленным договорам, установлено, что Обществом (исполнителем) заключаются типовые договоры мерчандайзинга с заказчиками (сетевыми поставщиками продукции), предусматривающие оказание услуг по размещению продукции, конечной целью которых является стимулирование сбыта и увеличение объёмов продаж продукции заказчиков. Стоимость услуг Общества рассчитывается, исходя из отработанных нормо-часов по каждой торговой точке и стандартам показателей качества отработанных услуг.

В соответствии с условиями договора мерчандайзинга от 01.05.2014 №01/05/14, заключенного между ООО «Паулиг Рус» (заказчик) и ООО «Маркетинг компани» (исполнитель) предметом договора является оказание услуг по размещению продукции (услуги мерчандайзинга) в местах размещения и продажи продукции, включая набор маркетинговых действий Исполнителя, конечной целью которых является стимулирование сбыта и увеличение объемов продаж продукции Заказчика (пункт 1.1). Объем, ассортимент продукции, а также перечень мест размещения и продаж (торговых точек) продукции согласовываются Сторонами в Адресной программе (Приложение №2 к Договору) (пункт 1.2).

В Адресной программе (Приложении №2 к договору) указан перечень торговых точек с наименованием городов России и адресом местонахождения. Внесение и исключение торговых точек из Адресной программы осуществляется на основании письменной заявки Заказчика, направленной по электронной почте на электронный адрес Исполнителя, указанный в настоящем договоре (пункт 1.2.1).

Данное обстоятельство также подтверждено показаниями свидетеля Абрамичевой Т.Б. (протокол допроса от 04.05.2021 №196), согласно которым заказчик присылает на электронную почту (принадлежащей какой организации она не знает) ассортимент товара и в каких торговых точках и каких городах должна производиться выкладка товара. После этого координатор заносит в «Галеон» (продукт программного обеспечения) эти данные, как проект, в свою очередь мерчандайзеры используют данную информацию, как задание для исполнения. Заказчики имеют доступ в систему «Галеон» и имеют возможность контролировать выполнение заданий, оставлять свои комментарии, если их что-то не устраивало. В системе «Галеон» существует база мерчандайзеров, которой при необходимости пользуются координаторы при поиске новых мерчандайзеров, как правило, это мерчандайзеры, которые уже работают в указанных торговых точках.

Согласно условиям пункта 8.1 договора Заказчик вправе в любое время без предварительного уведомления Исполнителя осуществлять аудит (проверку) качества оказанных Исполнителем услуг в любой торговой точке. Маршруты мерчандайзеров предоставляются Исполнителем Заказчику на сайте отчетности «Галеон» www.mygaleon.ru/.

Аналогичные условия договора по организации проведения программы мерчандайзинга в сетевых точках согласно Адресной программы, а также о предоставлении ООО «Маркетинрг компани» Заказчику для пользования и применения Заказчиком и Исполнителем в работе программного обеспечения «Галеон» в целях осуществления контроля за исполнением договора содержатся в договорах, заключенных между ООО «Маркетинг компани» с Заказчиками, в том числе с ЗАО «Умалат» от 01.03.2019 №М03/19 (пункты 3.1.9, 3.1.11), согласно условиям которых каждую неделю с детализацией Исполнитель предоставляет Заказчику «График по Торговым точкам» по электронной почте в формате Excel, в котором указываются данные сотрудников или иных уполномоченных представителей Исполнителя с детализацией по ТТ, которые планируется посетить на данной неделе (пункт 3.1.11). Отчетность Исполнителя дополнительно размещается в системе электронной отчетности «Галеон» свидетельство от 18.01.2019 №2019610917 с предоставлением доступа (Логин и пароль) ответственному лицу Заказчика по адресу: www.mygaleon.ru/. В исключительных случаях Заказчик самостоятельно скачивает информацию из системы «Галион» (пункт 3.1.9).

По условиям договора от 01.07.2018 №08НТ, заключенному между ООО «Маркетинг компани» (Исполнитель) и ООО «Новые технологии» (Заказчик) об организации проведения программы мерчандайзинга в сетевых точках согласно Адресной программы, предметом договора предусмотрено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать Услуги, указанные в Приложениях к настоящему Договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти Услуги (пункт 1.1). В соответствии с пунктом 1.1 Приложения №1-18 от 01.07.2018 к Договору от 01.07.2018 №8НТ Исполнитель обязуется организовать проведение программы мерчандайзинга в сетевых розничных точках «Карусель» согласно прилагаемого списка, расположенных в г.Санкт-Петербург. Отчетность Исполнителя предоставляется в системе электронной отчетности «Галеон» свидетельство от 18.01.2019 №2019610917, посредством предоставления доступа в систему «Галеон» по адресу http://mygaleon.ru (логин и пароль),ответственному лицу Заказчика.

На основании выписки с расчетного счета ИП Толиченкова И.Б. (учредитель и руководитель ООО «Маркетинг компани» - Толиченков И.Б.) ООО «Маркетинг компани» ежемесячно перечисляет денежные средства в сумме 35 000 руб. за предоставление ИП Толиченковым И.Б. неисключительного Программного обеспечения «Галеон» согласно лицензионного договора, используемого ООО «Маркетинг компани».

На основании вышеизложенного следует вывод о том, что ООО «Маркетинг компани» (учредитель и руководитель Толиченков И.Б.), является пользователем на возмездной основе программного продукта «Галеон», правообладателем которого в свою очередь является ИП Толиченков И.Б. Указанный программный продукт «Галеон» предоставляется ООО «Маркетинг компани» Заказчикам при заключении договоров для организации проведения программы мерчандайзинга в сетевых (розничных) торговых точках и возможности осуществления контроля со стороны Заказчика путем скачивания информации из системы «Галеон», о чем содержатся условия договоров. Таким образом, программный продукт «Галеон» уже предоставлен Заказчикам ООО «Маркетинг компани» на стадии заключения договора и сторонами определены условия его применения и использования в работе.

Согласно условиям пунктов 7.6.1, 7.6.2, 7.6.4 договора оказания услуг от 01.03.2019г №М03/19, заключенного между ЗАО «УМАЛАТ» (Заказчик) и ООО «Маркетинг компани» (Исполнитель), Исполнитель имеет право с письменного согласия заказчика привлекать для выполнения работ/оказания услуг третьих лиц (Субподрядчика), в том числе физических лиц.

Анализ документов, представленных контрагентами: ЗАО «Умалат», ООО «Барилла Рус», ООО «Новые технологии», ООО «ЭДБЕРРИ», показал идентичность договоров мерчандайзинга в части условий исполнения работ, услуг Обществом и оплаты ему заказчиками вознаграждения в полном объеме за отчетный период (календарный месяц). Таким образом, исходя из представленных договоров следует, что взаимодействие заказчика и исполнителя ООО «Маркетинг компани» осуществляется на основании Адресной программы с приложением фотоотчетов в программе «Галеон».

В 2017 году зарегистрирован ПК «Розничный сервис». Среднесписочная численность в 2019 году составляла 0 человек. В расчете по страховым взносам за 2019 год количество застрахованных лиц - 1369 чел. Учредители ПК «Розничный сервис»: Толиченков И.Б., Толиченков В.И., Толиченкова Л.Г, Захарова Е.Ю., Мустафаева Т.Б.

Место регистрации ПК «Розничный сервис»: г.Н.Новгород, ул.Рождественская, д.30, пом.303. Место регистрации ООО «Маркетинг компани»: г.Н.Новгород, ул.Рождественская, д.30, пом.207.

Обе организации используют один IP адрес - 91.230.65.103. ООО «Маркетинг компани» в 2020, 2021 годах представлялась вся налоговая отчетность. ПК «Розничный сервис» также в 2019-2020 годах использовал данный адрес для представления налоговой отчетности.

Вид деятельности соответствует виду деятельности Общества: ОКВЭД 82.99 «Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

В справках 2-НДФЛ за 2019 год, представленных ПК «Розничный сервис» указан контактный телефон Толиченкова И.Б.

В 2018 году 41% работников Общества стали работниками ПК «Розничный сервис» (Захарова Е.Ю., Петрунина Т.Н., Привалова Э.А., Смирнова Л.Г., Толиченков И.Б., Толиченков В.И., Толиченкова Л.Г.). Причем 4 человека, как указывалось выше являются учредителями данного кооператива, а один человек Привалова Э.А. относится к группе управления. Таким образом, учредители и члены управления кооператива являются бывшими сотрудниками Общества, и как следует из протоколов заседаний в течение 2018-2019 годов осуществляли управление деятельностью кооператива и распределение поступивших денежных средств. Толиченков И.Б., Толиченков В.И., Толиченкова Л.Г., Мустафаева Т.Б. и Общество и Кооператив являются взаимозависимыми лицами.

В целях исполнения условий договора мерчандайзинга, заключенных ООО «Маркетинг компани» (исполнитель) с соответствующими заказчиками предметом которых является оказание услуг по размещению продукции (услуги мерчандайзинга) в местах размещения и продажи продукции, включая набор маркетинговых действий Исполнителя, конечной целью которых является стимулирование сбыта и увеличение объемов продаж продукции Заказчика, между Обществом (заказчик) и Кооперативом (Исполнитель) заключен договор от 01.04.2018 №01/04/18, согласно которому исполнитель по заданию заказчика оказывает услуги по контролю размещения продукции в сетевых розничных торговых точках. Отчетность исполнителя представляется в системе электронной отчетности "Galeon".

Основными видами деятельности кооператива является оказание маркетинговых услуг, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, рекламная деятельность и т.д. (пункт 2.1 Устава).

При этом согласно положению Устава Кооператива:прибыль кооператива распределяется решением общего собрания членов кооператива следующим образом:

50% - между членами кооператива пропорционально размеру их паевого взноса (начислен только НДФЛ);

10% - между членами кооператива согласно их личного трудового участия в соответствии с коэффициентом трудового вклада (начислен НДФЛ и страховые взносы);

40% - между членами кооператива в соответствии с их иным участием в деятельности кооператива (начислен только НДФЛ).

Согласно представленным документам, сумма дивидендов, именуемая плательщиком «дивидендами ПВ (паевой взнос)», должна быть распределена пропорционально внесенным паевым взносам членов кооператива. Размер обязательного паевого взноса для всех членов кооператива одинаков и составляет 50 рублей (пункт 5.1 Устава), следовательно, размер выплаченных дивидендов, зависящих от размера паевого взноса, также же должен быть одинаков.

Вместе с тем, на основании приложений №1 к решениям внеочередных собраний суммы дивидендов ПВ не одинаковы и не повторяются. Таким образом, распределения дивидендов не соответствует порядку, определенному Уставом кооператива. Перечисление физическим лицам денежных средств производится с расчетного счета Кооператива не в равных пропорциях, что свидетельствует о зависимости размера выплат от исполнения физическими лицами своих трудовых обязанностей и напрямую связано с системой оплаты труда.

Физические лица, в пользу которых производились выплаты с расчетного счета Кооператива не являлись пайщиками и членами кооператива в силу следующих обстоятельств:

- отсутствуют заявления о приеме в члены кооператива, что следует из протоколов опроса физических лиц;

- отсутствуют суммы внесенных паевых взносов (в нарушение пункта 1 статьи 106.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 3.2.2, 4.2, 5.1, 5.3 Устава);

- отсутствие надлежащего извещения физических лиц о времени и месте предстоящего собрания членов кооператива.

Согласно протоколам заседаний правления кооператива счетная комиссия ежемесячно избиралась в составе одного человека Захаровой Е.Ю., а рабочий президиум в составе председателя Мустафаева Т.В. и Толиченковой Л.Г. Данные лица являются учредителями кооператива.

К ежемесячным протоколам также приложен реестр присутствующих на собрании членов кооператива. Причем все члены кооператива лично не присутствовали на данных собраниях, а их голоса учитывались на основании доверенностей на принятие решений по вопросам деятельности кооператива, оформленных на учредителей кооператива.

В соответствии с пункту 9 Положения прибыль кооператива может быть распределена в других пропорциях при условии решения об этом не менее, чем 75% голосов присутствующих на общем собрании членов кооператива. Учитывая, что на собраниях члены кооператива лично не присутствовали, то распределение денежных средств, поступивших от ООО «Маркетинг компании», фактически осуществлялось только учредителями кооператива.Фактически физические лица не извещались о дате, месте и времени проведения общего собрания члены кооператив.

Как следует из протоколов допросов 56 человек из 88 допрошенных, они занимались раскладкой товаров на полки в магазинах «Метро», «АШАН», ТРЦ «7 Небо», АО «Прогресс», «Проктер энд гэмбел», сети «СПАР» и др. магазинах. При выполнении трудовых обязанностей использовали мобильное приложение «Galeon». Отчеты о выполнении работ отправлялись через мобильное приложение «Galeon». ООО «Маркетинг компани» и ПК «Розничный сервис» им неизвестны. Они не являлись членами ПК «Розничный сервис», не вносили паевой взнос в ПК «Розничный сервис», на собраниях ПК «Розничный сервис» никогда не присутствовали, доверенности на принятие решений по вопросам деятельности кооператива от своего имени не выдавали, доход, полученный от распределения прибыли ПК «Розничный сервис» не получали, с Толиченковым Ильей Борисовичем и Толиченковым Владиславом Ильичем незнакомы, денежные средства поступали на карту с назначением платежа «дивиденды».

Кроме того, согласно протоколов допросов свидетелей: Ганюшкиной О.В., Кабаковой Т.А., Минеевой И.Б. следует, что доверенности на принятие решений по вопросам деятельности кооператива от своего имени не выдавали. Что также подтверждается почерковедческой экспертизой;

- территориальная разбросанность по России физических лиц по месту регистрации (проживания) и по месту осуществления деятельности (разные регионы России).

В силу подпункта 1 статьи 106.1 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

В соответствии с пунктами 3.2.2, 5.1, 5.3 Устава Кооператива, член кооператива обязан внести обязательный паевой взнос в размере 50 рублей в течение 5 рабочих дней, начиная со следующего дня после решения общего собрания кооператива о приеме в кооператив. Имущество кооператива образуется в том числе за счет паевых взносов членов кооператива, предусмотренных настоящим уставом (пункт 4.2 Устава).

Отсутствие внесенных сумм паевых взносов подтверждается выпиской расчетного счета Кооператива, а также декларацией по УСН за 2019 год, которой подтверждено отсутствие выплат дивидендов. Физические лица - мерчандайзеры не являются членами кооператива и не осуществляли выполнение работ в интересах Кооператива.

Согласно пункту 3 статьи 106.4 ГК РФ член производственного кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. При отсутствии доказательств надлежащего извещения физических лиц о месте и времени проведения общего собрания производственного кооператива по вопросам распределения прибыли, у членов правления кооператива отсутствуют основания голосовать по ранее выданным общим доверенностям иными участниками кооператива.

Основания для перевода денежных средств в пользу физических лиц у Кооператива отсутствовали, поскольку лица не являлись членами кооператива и не состояли в гражданско-правовых отношениях с производственным кооперативом. Применение и использование указанного программного продукта было передано заказчикам ООО «Маркетинг компани» при заключении договоров.

То обстоятельство, что указанные физические лица не являлись членами производственного кооператива подтверждены отсутствием заявлений о вступлении в кооператив, отсутствием членских взносов в Кооператив, а также показаниями свидетелей согласно протоколов опроса 55 лиц, работавших мечендайзерами по мобильному приложению «Galeon», проживающих в разных регионах России.

Выплата вознаграждения за оказанную услугу в сфере марчендайзинга в виде «дивидендов» физическим лицам через Кооператив обусловлено в целях исключения из налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов. Координатором механизма выплаты вознаграждений лицам, оказывающим услуги через мобильное приложение «Galeon», являлся Толиченков И.Б. Денежные средства, предназначенные для оплаты физическим лицам, за оказанные услуги мерчендайзера переводились из ООО «Маркетинг Компани» в Кооператив для выплаты вознаграждения в виде «дивидендов».

Гражданско-правовые отношения складываются между ООО «Маркетинг компани» и Заказчиками с применением программного продукта «Галеон». Систему Галеон ООО «Маркетинг компани» согласно условиям договора передает заказчикам для осуществления контроля исполнения договора, по данной программе также получают задание, работают и отчитываются физические лица («мерчандайзеры»). Следует вывод о том, что гражданско-правовые отношения с физическими лицами возникают между Обществом и физическими лицами, оплата «мерчандайзерам» производится ООО «Маркетинг компани» через расчетный счет Кооператива.

Прекращение исполнения обязанностей мерчендайзера осуществлялось простым выходом из мобильного приложения программы «Galeon», что также противоречит положениям пунктов 14 и 16 Устава Кооператива.

Между физическими лицами (пользователями мобильного приложения программы «Galeon», посредством которой ими принимались заявки на выполнение работы в сети магазинов по раскладке товара, осуществлялся фотоотчет исполнителя о выполненной работе и производился расчет для вознаграждения) и Обществом, являющимся обладателем программного продукта «Galeon», фактически сложились гражданско-правовые отношения, предметом которых являлось возмездное выполнение услуг мерчендайзинга.

Таким образом, выплачиваемые денежные средства производились на расчетный счет граждан, пользователям мобильного приложения программы «Galeon», ежемесячно в зависимости от исполнения ими своей трудовой функции.

Согласно анализу расчетных счетов Кооператива - установлено, что поступление денежных средств от Общества за 2019 год составляет 98% всех доходов кооператива. При этом установлено отсутствие у ПК «Розничный сервис» расходов на ведение финансово-хозяйственной деятельности: практически все поступившие денежные средства (98,9%) от ООО "Маркетинг компани" израсходованы на выплату физическим лицам дивидендов и на уплату НДФЛ с указанных сумм.

Толиченков И.Б., разработчик и владелец программного продукта «Галеон» являлся соучредителем в обеих организациях, имел генеральную доверенность от учредителей ПК «Розничный сервис» на ведение дел и представление интересов производственного кооператива в том числе в государственных учреждениях, в банках, на открытие расчетных и накопительных счетов ПК «Розничный сервис» (доверенность от 28.02.2017 52 АА 3257070). Учредителями Кооператива являлись: Толиченков И.Б., Толиченков В.И., Толиченкова Л.Г., Закарова Е.Ю., Мустафаева Т.Б.

Согласно сведениям ЗАГС Нижегородской области (от 11.01.2021 исх.№020-R5200000-Н00011), Толиченков И.Б. является отцом Толиченкова В.И., Толиченкова Л.Г. является матерью Толиченкова В.И.. Толиченков И.Б. является братом Мустафаевой Т.Б. (от 11/01/2021 исх.№021-R5200000-Н00011). Указанные лица соответствуют признаку взаимозависимых, определение которых содержится в статье 105.1 НК РФ. Также Толиченков И.Б., являясь единоличным исполнительным органом Общества, также осуществлял внешнее представительство Кооператива, учредителем которого он являлся.

Общество обеспечивало заказчиков при заключении договоров программой «Галеон», контроль за работой «мерчандайзеров» производился в режиме онлайн как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя ООО«Маркетинг компани». Мерчандайзеры отчет о проделанной работе в интересах заказчиков производили через указанную программу.

После того, как Общество передавало право пользования программой «Галеон» Заказчикам в рамках заключенных договоров, то в последствии Кооператив являлся только средством осуществления платежей физическим лицам от поступивших денежных средств от Заказчиков Общества через расчетный счет производственного кооператива.

Всего за оказанные услуги в 2019 году на расчетный счет Общества поступило 39820,7 тыс.руб. В свою очередь ООО «Маркетинг компани» перечислило контрагентам за оказание маркетинговых услуг и услуг мерчандайзинга 31767,1 тыс. руб., из которых 54,8% (17404,5 тыс.руб.) перечислено на расчетный счет Кооператива.Расходы Кооператива из полученной суммы от ООО «Маркетинг компани» согласно расчетного счета составляют: дивиденды физическим лицам 14219 тыс.руб. (по расчетному счету организации); налоговые платежи и страховые взносы - 2 972 тыс.руб.; остальное хозяйственные расходы. Согласно сведениям НП из расчета по страховым взносам за 2019 год :сумма выплат и вознаграждений в пользу физическим лицам - 4 544 056,42 руб. всего;необлагаемые выплаты - 2 810 711,60 руб.; сумма, облагаемая СВ - 1 733 344,82 руб. (4544056,42-2810711,60). Согласно расчетному счету налогоплательщиком уплачены СВ в размере 80 т.р.Из 2,9 млн.руб. налоговых платежей СВ составляют около 80 т.р., остальное -НДФЛ.

По декларации 2-НДФЛ за 2019 год сумма дохода физических лиц, выплаченных Кооперативом в виде дивидендов - 15 542 787 тыс.руб.Доход физических лиц, указанный в расчете по страховым взносам за 2019 год, по которым Кооператив не представил справки 2-НДФЛ за 7 человек составляет 131 962,01 руб.Итого по сведениям налогоплательщика из 2-НДФЛ и Расчета по страховым взносам общая сумма дохода, выплаченная Кооперативом в 2019 году в пользу физических лиц составила 15 674 749,01 руб.

Разница между выплатами 15674749,01 руб. по декларации 2-НДФЛ и расчету по страховых взносов (выплаты, обложенные налогоплательщиком 1733 т.р.) составляет 13 941 404,19 руб.

Таким образом, 13 941 404,19 руб. - это сумма перечислений Кооперативом в пользу физических лиц, которая заявлена самим налогоплательщиком в 2-НДФЛ и Расчете по страховым взносам за 2019 год за минусом суммы по страховым взносам, с которой исчислены страховые взносы самостоятельно (1733 т.р.).

Согласно допроса Абрамичева Т.Б., которая являлась в 2019 году координатором проектов мерчандайзинга в ПК «Розничный сервис», следует, что трудоустроена она была по трудовой книжке в ПК «Розничный сервис», место работы она нашла на сайте Хед Хантер, на котором предлагались вакансии на конкурсной основе, на работу ее принимал Толиченков И.Б. (отец), Толиченкова В.И. (сына) она никогда не видела, трудовые обязанности исполняла по юридическому адресу: ул.Рождественская, д.30, график работы был установлен 5/2, с 8-ми часовым рабочим днем. В должностные обязанности входил контроль за выполнением заданий менчендайзерами, выполняющими работы с использованием мобильного приложения «Galeon». Задания для выполнения также находились в «системе Галион». Контроль за должностными обязанностями сотрудников осуществлял Толиченков И.Б. На собраниях кооператива Абрамичева Т.Б. не присутствовала, доверенностей на принятие решений по вопросам деятельности ПК «Розничный сервис» не подписывала. Вознаграждение, которое поступало на ее электронную карту, считала заработной платой.

Согласно допроса Смирновой Л.Г. (протокол допроса свидетеля от 04.05.2021 №197), которая после увольнения из ООО «Маркетинг компани» в 2018 году через полтора месяца решила вернуться обратно, но ее приняли только в ПК «Розничный сервис», сославшись на открытие нового структурного подразделения, вернулась она в тот же офис, за тот же компьютер, за которым работала в ООО «Маркетинг компани» и руководитель был все тот же - Толиченков Илья Борисович.

Согласно показанием свидетелей, они осуществляли выкладку товаров используя программу Галеон, ООО «Маркетинг компани» и ПК «Розничный сервис» им неизвестны, с Толиченковым Ильей Борисовичем и Толиченковым Владиславом Ильичей незнаком.

Таким образом, из протоколов допросов следует, что выплаты на электронные карты производились с регулярностью один paз в месяц. Все допрошенные лица утверждают, что Общество и Кооператив им неизвестны, доверенностей на принятие решений по вопросам деятельности ПК «Розничный сервис» не подписывали.

Согласно справок по форме 2-НДФЛ указанные лица являлись членами Кооператива, ежемесячно получали дивиденды, и, как следует из представленных Кооперативом документов, должны были внести паевой взнос, однако при анализе операций по расчетному счету поступлений с назначением платежа «паевой взнос» не выявлено, также члены кооператива должны были оформить доверенность на принятие решений по вопросам деятельности кооператива.

Таким образом, именно Общество действовало на рынке с 2009 года, обладало клиентской базой и ресурсами, выступало исполнителем но договорам с заказчиками и несло ответственность за результаты оказания услуг, обладало правом пользования мобильного приложения «Galeon», извлекало экономическую выгоду, инициировало создание Кооператива - технической компании, имело возможность использования сэкономленных средств, в том числе путем их вывода из оборота.

Общество в проверяемом периоде находилось на общеустановленной системе налогообложения (являлось плательщиком, в том числе НДС и налога на прибыль организаций), тогда как Кооператив в этот же период применяло УСН, что исключает совместное использование преимуществ специальных налоговых режимов.

Исходя из вышесказанного, выявленное Инспекцией нарушение правомерно квалифицировано по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ.

Фактически совокупность и взаимосвязь установленных Инспекцией обстоятельств, свидетельствует о создании Обществом при участии подконтрольной организации - Кооператива искусственной ситуации, при которой под видом выплаты дивидендов производилась оплата трудовых функций лиц, официально не трудоустроенных в ООО «Маркетинг компани», а обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате страховых взносов формально не возникали.

В рассматриваемом споре схема минимизации платежей преобразована ООО «Маркетинг компани» путем создания подконтрольного кооператива при сохранении организационно-правовой формы самим Обществом, а также характеризуется использованием продукта из сферы информационных технологий, разработанного и внедренного мобильного приложения «Galeon», позволяющего контролировать трудовую деятельность работников дистанционно и обезличено (без конкретизации работодателя), охватывать различные регионы России, сократить расходы на подготовку персонала для оказания услуг.

Таким образом, Инспекция пришла к обоснованному выводу об умышленном искажении Обществом сведений о фактах хозяйственной деятельности, а именно: отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций, которых в реальности не было. ООО «Маркетинг компани» создало Кооператив для минимизации налоговой базы по страховым взносам с выплат работникам, использующим мобильное приложение «Galeon», т.е. основной целью создания ПК «Розничный сервис» является неуплата в бюджет страховых взносов.

В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, которые влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Вместе с этим размер штрафа, установленный в оспариваемом решении от 25.08.2021, определен налоговым органом исходя из страховых взносов, возникший из налогооблагаемой базы платежей, поступивших в адрес Кооператива, в том числе, от индивидуальных предпринимателей, которые в общем размере от всех платежей составили 2%.

Судом предложено налоговому органу представить соответствующий расчет доначисленных сумм страховых взносов и штрафов за их неуплату при исключении из налогооблагаемой базы платежей, поступивших в адрес ПК «Розничный сервис» от индивидуальных предпринимателей. Согласно данного расчета сумма доначисленных страховых взносов составила 3700889,60 руб., сумма штрафа 740177,92 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств), пени 1092581,18 руб.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием и недопустимости произвольного налогообложения.

С учетом представленного налоговым органом расчета за исключением из налогооблагаемой базы платежей, поступивших в адрес ПК «Розничный сервис» от индивидуальных предпринимателей, суд находит подлежащим отмене решение Управления в части суммы доначисленных страховых взносов в размере 77230,93 руб., пени в размере 19813,88 руб., штрафа в размере 15446,00 руб. Считает обоснованным и законным решение Управления в части доначисленных страховых взносов в размере 3 700 889,60 руб., пени в размере 1 092 581,18 руб., штрафа в размере 740 178,00 руб.

На основании вышеизложенного, суд находит решение Управления от 29.11.2021 №09-23/2, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 НК РФ, не соответствующим нормам налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества в части размера подлежащих возмещению стразовых взносов и уплате штрафа и пени, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление ООО «Маркетинг компани», г.Н.Новгород (ИНН 5260248852), удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управление федеральной налоговой службы по Нижегородской области о привлечении ООО «Маркетинг компани», г.Н.Новгород (ИНН 5260248852) к ответственности за совершение налогового правонарушения №09-23/2 от 29.11.2021 в части суммы доначисленных страховых взносов в размере 77230,93 руб., пени в размере 19813,88 руб., штрафа в размере 15446,00 руб. В удовлетворении оставшихся требований заявителю - ООО «Маркетинг компани», г.Н.Новгород (ИНН 5260248852), отказать.

Взыскать с Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области в пользу ООО «Маркетинг компани», г.Н.Новгород (ИНН 5260248852) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                     Л.В. Соколова