АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-44409/2017
г. Н. Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-842),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: ФИО1 (доверенность от 16.11.2017),
представителей Контрольно-счетной палаты Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 10.01.2018), ФИО3 (доверенность от 10.01.2017),
представителя Правительства Нижегородской области: ФИО4 (доверенность от 09.01.2018),
представителя администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области: ФИО5 (по доверенности от 21.04.2017),
третьих лиц: ФИО6 (паспорт), ФИО7 (паспорт), ФИО8 (паспорт), ФИО9 (паспорт), ФИО10 (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства социальной политики Нижегородская область, о признании недействительным предписание по устранению выявленных нарушений Контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 01.11.2017 №01-11/1255,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФИО11, ФИО6, ФИО12, ФИО7, ФИО8, ФИО13, ФИО9, ФИО10, ФИО14, ФИО15, Правительства Нижегородской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области, администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, администрации городского округа Семеновский Нижегородской области,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство социальной политики Нижегородская область (далее - заявитель, Министерство) с заявлением о признании недействительным представление контрольно-ревизионного управления администрации города Нижнего Новгорода от 20.06.2017 №28-966/17ис.
В обоснование заявленного требования Министерство указывает, что оспариваемое предписание не содержит указаний на конкретное нарушение, допущенное именно Министерством, на устранение которого направлено вынесенное предписание. Также заявитель считает неустановленным факт необоснованного получения молодыми семьями социальных выплат.
Кроме того, заявитель указывает на фактическую неисполнимость оспариваемого предписания.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, письменных дополнениях и поддержана представителем в ходе судебного заседания.
Представители Контрольно-счетной палаты Нижегородской области с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, считают оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Представитель Правительства Нижегородской области поддержала позицию заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает, что Министерством не допущено нарушений бюджетного законодательства, в том числе нецелевого или неэффективного расходования бюджетных денежных средств.
Представитель администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области также поддержал позицию Министерства по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10) поддержали позицию заявителя.
ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрация городского округа город Выкса Нижегородской области, администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области и администрация городского округа Семеновский Нижегородской области, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрация городского округа город Выкса Нижегородской области и администрация городского округа Семеновский Нижегородской области представили письменные отзывы, в которых по существу поддержали позицию заявителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие названных третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетной палаты Нижегородской области проведена плановая проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году и истекшем периоде 2017 года на реализацию мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области" ГП "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области", по результатам которой составлен соответствующий акт от 07.07.2017.
В ходе проведенной проверки КСП Нижегородской области установлено, что государственным заказчиком-координатором подпрограммы является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Целью подпрограммы является государственная поддержка молодых семей Нижегородской области в решении жилищной проблемы.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.06.2016 №888-р утвержден список из 97-ми молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году.
Однако, КСП Нижегородской области выявлено, что в названный список включены 5 молодых семей, в которых на день утверждения Правительством Нижегородской области списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году одному из супругов (обоим супругам) исполнилось 36 лет (семья Б-вых - муж 04.03.1980г.р.; семья П-вых - муж 10.04.1980г.р.; семья С-вых - муж 23.04.1980г.р., жена 16.05.1980г.р.; семья Г-ных - муж 14.03.1980г.р.; семья ФИО17 - жена 31.05.1980г.р.), что исключало их участие в названной программе.
Однако, вышеуказанными семьями в 2016 году реализованы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на общую сумму 5 203 265,00 рублей, в том числе 1 033 36,00 рублей средств областного бюджета.
По результатам проверки Министерству выдано представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений от 22.08.2017 №01-11/904.
Ввиду непредставления Министерством в КСП Нижегородской области информации о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, Министерству социальной политики Нижегородской области выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 01.11.2017 №01-11/1255, в соответствии с которым на Министерство возложена обязанность представить в КСП Нижегородской области документы, подтверждающие возврат в областной бюджет 1 033 368,00 рублей.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В силу пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации также осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств.
В статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии со статьей 2 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-З "О контрольно-счетной палате Нижегородской области" контрольно-счетная палата осуществляет, в том числе, полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 23 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-З в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти и государственные органы Нижегородской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание, которое должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания.
Таким образом, Контрольно-счетная палата Нижегородской области наделена полномочиями по выдаче предписаний по устранению выявленных нарушений, относящихся к ее компетенции, в случае выявления таких нарушений.
Согласно материалам дела, постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 302 утверждена государственная программа "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области", включающая в себя в том числе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области" (приложение №2 к государственной программе).
Государственным заказчиком - координатором названной подпрограммы является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Исполнителями мероприятий являются Министерство социальной политики Нижегородской области и органы местного самоуправления Нижегородской области (при условии участия).
Расходы Подпрограммы формируются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Механизм реализации данной Подпрограммы установлен в приложении к Подпрограмме, и предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам Подпрограммы, нуждающимся в жилых помещениях, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 3 механизма реализации Подпрограммы участником Подпрограммы может быть молодая семья, все члены которой имеют постоянное место жительства в одном муниципальном образовании на территории Нижегородской области, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день утверждения Правительством Нижегородской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 4 настоящего Механизма;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Право молодой семьи - участника Подпрограммы на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой (п.6 механизма реализации Подпрограммы).
Согласно пункту 9 механизма реализации Подпрограммы оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям осуществляют органы местного самоуправления в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, утвержденным Правительством Нижегородской области.
Для участия в Подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, предусмотренные пунктом 11.1 механизма реализации Подпрограммы.
В силу пунктов 11.2, 11.5 механизма реализации Подпрограммы орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 11.1 настоящей Подпрограммы, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Подпрограммы.
Орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы в хронологической последовательности.
В соответствии с пп."а" п.11.3 механизма реализации Подпрограммы основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Подпрограммы, а также для исключения из числа участников Подпрограммы, является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Механизма, в том числе исполнение одному из супругов (обоим супругам) молодой семьи 36 лет до утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Министерство социальной политики Нижегородской области на основании списков молодых семей - участников Подпрограммы, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, планируемых из федерального, областного и местных бюджетов на софинансирование мероприятий Подпрограммы на соответствующий год, в целях оформления заявки на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утвержденной государственным заказчиком Федеральной Подпрограммы (п.11.7 механизма реализации Подпрограммы).
В силу пункта 11.9 механизма реализации Подпрограммы Министерство социальной политики Нижегородской области в целях заключения соглашения на предоставление субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Нижегородской области на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках Федеральной Подпрограммы исходя из объемов средств федерального, областного и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию Подпрограммы, формирует список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем году.
Пунктом 11.10 механизма реализации Подпрограммы Министерство установлено, что Министерство социальной политики Нижегородской области в установленном порядке перечисляет средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление социальных выплат, в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области, и соглашениями с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, заключенными в целях реализации Подпрограммы, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.
Право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи, включенные в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, утверждаемый Правительством Нижегородской области (п.12.1 механизма реализации Подпрограммы).
Таким образом, утверждение Правительством Нижегородской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, фактически является основанием для перечисления Министерством средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление социальных выплат молодым семьям, включенной в данный список, сформированный Министерством социальной политики Нижегородской области на основании утвержденного Министерством сводного списка молодых семей - участников Подпрограммы.
В силу пункта 15 механизма реализации Подпрограммы реализация Подпрограммы осуществляется в рамках Федеральной Подпрограммы.
Социальные выплаты молодым семьям - участникам Подпрограммы предоставляются в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
Пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение №4 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище") определено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие том числе следующему требованию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с пунктом 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение №4 Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище") после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет.
В пунктах 15.3, 15.4 механизма реализации Подпрограммы определено, что для получения средств федерального бюджета на софинансирование предоставления социальных выплат в сроки, установленные государственным заказчиком Федеральной Подпрограммы, министерство социальной политики Нижегородской области обеспечивает заключение соглашения о перечислении средств из федерального бюджета на софинансирование предоставления социальных выплат.
Министерство социальной политики Нижегородской области ежегодно в 20-дневный срок с даты получения от государственного заказчика Федеральной Подпрограммы подтверждения объемов финансирования мероприятий Федеральной Подпрограммы утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Как следует из материалов дела, письмом от 25.02.2016 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как государственный заказчик - координатор Федеральной целевой программы "Жилище", довело до высших органов исполнительно власти сведения о необходимости представления подписанного Соглашения о перечислении средств из федерального бюджета на софинансирование предоставления социальных выплат и утвержденных списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
В связи с чем, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области" государственной программы "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" Министерством социальной политики Нижегородской области из сводного списка молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, 02 марта 2016 года сформирован и утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в текущем году.
На дату формирования и утверждения Министерством социальной политики Нижегородской области (министром ФИО16, действовавшим по доверенности от 10.12.2014 №86, предоставлявшей ему от имени Правительства Нижегородской области подписывать все необходимые документы в целях реализации федеральной целевой программы "Жилище") названного списка семьи Б-вых, П-вых, С-вых, Г-ных и ФИО17, соответствовали всем предъявляемым вышеназванными нормами права требованиям получателя социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области" государственной программы "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области".
В соответствии с заключенным между Министерством социальной политики Нижегородской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Соглашением от 20.04.2016 №05-232/с, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставления социальных выплат поименованным в указанном выше списке молодым семьям (в том числе и вышеназванным) на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы из федерального бюджета бюджету области предоставлены соответствующие субсидии.
В дальнейшем, вышеназванный список, включающий в том числе семьи Б-вых, П-вых, С-вых, Г-ных и ФИО17, отвечающий требованиям Федеральной целевой программы "Жилище" (подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"), в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области" государственной программы "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" утвержден Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23 июня 2016 года №888-р.
В связи с чем, Министерством на основании данного распоряжения на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, в соответствии с соглашениями с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, заключенными в целях реализации Подпрограммы перечислены средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление социальных выплат, согласно сформированного и утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
Указанное выше распоряжение Правительства Нижегородской области действующее в настоящее время незаконным (недействительным) не признано, вышеназванные семьи из сформированного списка не исключены, в связи с чем, оснований для принятия мер по возврату средств областного бюджета, перечисленных на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов и фактически предоставленных вышеназванным молодым семьям в качестве социальных выплат, не имеется.
В силу вышеизложенного, суд находит оспариваемое предписание не соответствующими действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы Министерства, Правительства, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины вопрос о ее взыскании судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Министерства социальной политики Нижегородская область, удовлетворить.
Предписание по устранению выявленных нарушений Контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 01.11.2017 №01-11/1255 признать недействительным.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Л.В. Соколова