ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-45299/19 от 17.02.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-45299/2019

г.Нижний Новгород                                                                                              03 марта 2020 года

Резолютивная часть решения  объявлена                                                      17 февраля 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-912),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрирован 15.10.1998)

к Администрации города Нижнего Новгорода

о признании недействительными протокола заседания городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода от 12.09.2019 №06-09/2019, решения городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода по вопросу не внесения изменений в схему №5.394 в части изменения специализации НТО с "оказания услуг проката компьютеров и видеотехники" на "продукцию общественного питания" ,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО2 (по доверенности от 19.02.2019),

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,

в судебном заседании 10.02.2020 объявлялся перерыв до 17.02.2020,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской обратился индивидуальный  предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) с заявлением к Администрации города Нижнего Новгорода (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с заявлением, содержащим требования, указанные выше.

Согласно позиции заявителя, оспариваемое решение Администрации о не внесении схему размещения НТО №5.394  изменений в части специализации, по причине отсутствия в Постановлении №590 четкого регламента по смене специализации, нарушает права ФИО1 как предпринимателя, ограничивает его конкурентоспособность и не соответствует закону.

ИП ФИО1 отметил, что ранее заинтересованное лицо принимало решения о внесении изменений в схему расположения НТО в отношении иных субъектов предпринимательской деятельности и в соответственно в рассматриваемом случае основания для отказа отсутствуют.

Подробно позиция заявителя изложена в письменном заявлении и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.

Администрация с заявленными требованиями не согласна, считает оспариваемое решение о не внесении изменений в схему размещения НТО в части изменения специализации НТО законным и не нарушающим права заявителя.

Подробно доводы Администрации изложены в письменном отзыве.

В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды от 16.02.2009 №18-1164 земельного участка площадью 60,50 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: г.Нижний Новгород, Нижегородский район на пересечении улиц Трудовая и Ковалихинская, кадастровый номер - 52:18:060108:0020.

Данный земельный участок предоставлен арендатору для использования его под временный павильон пункта проката компьютеров и видеотехники.

Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2019 №2574 внесены изменения в постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 01.09.2017 №4123 "Об утверждении схемы размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы", в частности, внесен пункт 5.394, со сведениями  о размещении павильона по прокату компьютеров и видеотехники по адресу: <...> у дома 93Б.

На основании протокола заседания городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода от 29.05.2019 №01-05/2019, Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода (далее - Администратор) и ИП ФИО1 (далее - Предприниматель) заключили договор на размещение нестационарного торгового объекта от 16.08.2019 №05/179/2019.

Согласно пункту 1.1 данного договора Администратор предоставляет Предпринимателю право разместить нестационарный торговый объект (далее - НТО) -  павильон площадью 60,50 кв.м. по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники, по адресу: <...> у дома 93Б, а Предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта согласно ситуационному плану размещения НТО, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора, на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором, федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.

Настоящий договор является подтверждением права Предпринимателя на размещение объекта в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов (схема №5.394) и пунктом 1.1 настоящего договора.

В силу пункта 6.1 договора не допускается изменение существенных условий договора: основания заключения договора на размещение НТО, адресной привязки месторасположения Объекта, срока договора, ответственности сторон. 

16.08.2019, в день заключения договора на размещение НТО,  ИП ФИО1 обратился в Администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода с заявлением о внесении изменений в схему размещения НТО в части изменения специализации НТО с "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" на "общественное питание" и изменения площади НТО с "60,50 кв.м" на "110,50 кв.м".

Заявление рассмотрено районной комиссией по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода 05.09.2019.

По результатам проведенного заседания районной комиссией по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода оформлен протокол от 05.09.2019 №23-09/2019-05 в соответствии с которым комиссия приняла следующие решения:

- не увеличивать площадь НТО с 60,50 кв.м до 110,50 кв.м, поскольку предполагаемое место размещения павильона расположено в границах места размещения НТО, принадлежащего ИП ФИО3,  уже включенного в схему;

- вынести на заседание согласительной комиссии вопрос об изменении специализации НТО, в связи с отсутствием механизма по Постановлению Администрации города Нижнего Новгорода "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" от 08.02.2019 №590.

По результатам заседания городской согласительной комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода  оформлен протокол от 12.09.2019 №06-09/2019, в соответствии с которым принято решение не вносить изменение в пункт №5.394 схемы в части изменения специализации нестационарного торгового объекта с "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" на "общественное питание", поскольку внесение изменений в существенные условия договора на размещение не предусмотрено нормами постановления Администрации города Нижнего Новгорода "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" от 08.02.2019 №590.

Не согласившись с решением Администрации предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Администрация города Нижнего Новгорода.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу положений статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон №281-ФЗ), а также статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (далее - Закон №131-ФЗ).

Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 (далее - Правила от 29.09.2010 №772).

Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 13.09.2016 №143 (далее - Порядок №143) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствие с пунктом 5 Порядка №143 схема размещения должна содержать: тип нестационарного торгового объекта, специализацию, местоположение, вид (форма) собственности земельного участка и размеры площади каждого места размещения нестационарного торгового объекта, а также сведения о нестационарных торговых объектах, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства и период размещения нестационарного торгового объекта.

Тип нестационарного торгового объекта: павильон, киоск, торговый автомат, торговая галерея, автомагазин (автофургон, автолавка), автоцистерна, торговая тележка, палатка, лоток, иные объекты и специальные приспособления.

Специализация нестационарного торгового объекта - торговая деятельность, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы. Специализация нестационарного торгового объекта указывается в наименовании нестационарного торгового объекта.

При осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, минимальный ассортиментный перечень, который должен быть постоянно в продаже.

В силу пункта 6 Порядка №143 при разработке схемы размещения орган местного самоуправления должен учитывать: требования Закона №381-ФЗ, земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"; размещение существующих торговых объектов, находящихся в стадии строительства, реконструкции или эксплуатации; необходимость восполнения недостатка стационарной торговой сети и (или) недостатка тех или иных групп товаров.

Согласно пункту 8 Порядка №143 внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется на основании предложений физических или юридических лиц, а также при изменении условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в порядке, установленном для разработки и утверждения схемы размещения, но не чаще одного раза в месяц.

Требования к разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода (далее - Схема) и к заключению договоров на размещение НТО установлены Постановлением Администрации г.Н.Новгорода от 28.02.2019 №590 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" (вместе с "Порядком размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода", "Административным регламентом администрации города Нижнего Новгорода по предоставлению муниципальной услуги "Включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода или заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Нижнего Новгорода").

Согласно пункту 1.4.8. Порядка размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок №590) заявления субъектов предпринимательской деятельности, а также обращения структурных и территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода, контролирующих и надзорных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, общественных организаций и жителей города о включении (исключении) мест в (из) Схему(ы), внесении изменений в действующую Схему в части изменения типа, площади, специализации и периода размещения объекта рассматриваются на заседаниях районных комиссий и Согласительной комиссии в сроки и порядке, установленные Регламентом.

Субъекты предпринимательской деятельности при размещении НТО обязаны: размещать НТО по указанному в договоре адресу (адресному ориентиру) в границах места размещения, установленного Схемой и определенного договором на размещение НТО; размещать НТО в количестве, предусмотренном договором и Схемой; сохранять тип НТО, специализацию, местоположение и размеры НТО в течение установленного договором периода размещения; обеспечить соответствие внешнего вида НТО индивидуальному форэскизу либо дизайн-коду НТО, утвержденному муниципальным правовым актом; не допускать размещение НТО, изготовленных из материалов, качество и безопасность которых не подтверждены документами, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующего вида материала (пункт 1.5. Порядка №590).

НТО размещаются на территории города Нижнего Новгорода на основании договоров на размещение НТО, заключаемых по результатам открытых аукционов на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Нижнего Новгорода (далее - аукцион), проводимых в соответствии с настоящим Порядком, или без проведения аукциона, в порядке, установленном Регламентом.

Договоры на размещение НТО заключаются на места, включенные в Схему.

Субъекты предпринимательской деятельности, размещающие НТО на земельном участке, предоставленном на праве аренды, либо планирующие разместить НТО, вправе обратиться в порядке, установленном Регламентом, с заявлением о включении нового места в Схему, а в случае, если место включено в Схему, - о заключении договора на размещение НТО.

В случае необходимости освобождения земельного участка от НТО в связи с изменением градостроительной ситуации (реализация планов благоустройства, строительство дорожных магистралей, транспортных развязок, изменение охранных зон инженерных сетей, перенос красных линий, реализация документов территориального планирования) администрация соответствующего района города не менее чем за 30 календарных дней до дня прекращения договора на размещение данного НТО организует уведомление субъекта предпринимательской деятельности об одностороннем расторжении договора на размещение НТО. Субъект предпринимательской деятельности в случае освобождения земельного участка от НТО в связи с изменением градостроительной ситуации вправе обращаться в установленном Регламентом порядке с заявлениями о внесении изменений в утвержденную Схему о включении нового места на территории того района города Нижнего Новгорода, где ранее размещался НТО, аналогичной площадью, типа объекта и специализации и о заключении договоров на размещение НТО на новых местах по приоритетному праву без проведения аукциона. Субъект предпринимательской деятельности вправе обращаться о включении нового места в Схему и заключении договора не более пяти раз до заключения договора на размещение НТО на новом месте (пункты 2.1.-2.3. Порядка №590).

В рассматриваемом случае, на основании договора аренды заявителю предоставлен земельный участок для использования его под временный павильон пункта проката компьютеров и видеотехники, а впоследствии с заявителем  заключен договор на размещение на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники.

Принадлежащий заявителю павильон по оказанию услуг проката компьютеров и видеотехники включен в  схему размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы.

Доказательств несоответствия утвержденной Администрацией города Нижнего Новгорода схемы размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2018-2022 годы вышеназванным нормативным актам, а также отсутствие потребности в обеспечении населения услугами проката компьютеров и видеотехники заявителем не представлено и судом не установлено, что исключает возможность признания решения об отказе во внесении изменений в такую схему незаконным.

Иное толкование норм действующего законодательства позволяло бы заинтересованным лицам, в любой момент, требовать внесения изменений в схему размещения НТО в зависимости от их желания изменить направление предпринимательской деятельности посредством принятия соответствующего судебного акта, тогда как утверждение схемы относится к полномочиям органов местного самоуправления, а суд не вправе вмешиваться в осуществление органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий по решению вопросов местного значения, таких как обеспечение населения необходимыми товарами и услугами на определенных земельных участках.

Суд также считает необходимым отметить, что заключенные с предпринимателем договоры определяют четкую цель и предмет использования земельного участка и расположенного на нем НТО.

Договор на размещение НТО от 16.08.2019 №05/179/2019 заключен ИП ФИО1 на конкретных условиях. Подписывая договор, предприниматель согласился с указанными в нем условиями, однако в этот же день он обратился с заявлением о внесении  изменений в схему НТО, что свидетельствует о том, что фактически материально-правовой интерес заявителя по существу заключается в изменении вида осуществляемой им предпринимательской деятельности путем изменения специализации принадлежащего ему НТО.

При этом пункт 8 Порядка №143 не предусматривает безусловной обязанности уполномоченного органа по включению изменений в схему по желанию (заявлению) субъектов предпринимательской деятельности.

Суд также отмечает, что предприниматель, изначально согласившийся на использование НТО на условиях специализации "оказание услуг проката компьютеров и видеотехники" и желающий изменить специализацию своей деятельности на "продукция общественного питания" не ограничен в правах на уступку занятого НТО места иным субъектам предпринимательской деятельности желающим оказывать услуги проката компьютеров и видеотехники на  специально предусмотренной для этого схемой территории, а также в правах на участие в конкурсе в целях размещения НТО со специализацией  "продукция общественного питания" в иных предусмотренных схемой местах.

Вместе с тем внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части специализации принадлежащего заявителю НТО само по себе не приведет к получению заявителем полномочий на изменение вида осуществляемой им предпринимательской деятельности в силу наличия заключенного между предпринимателем и Администрацией договора от 16.08.2019 №05/179/2019 на размещение нестационарного торгового объекта по прокату компьютеров и видеотехники, которым в качестве существенного условия договора согласована специализация НТО.

Таким образом, между сторонами имеют место обязательственные правоотношения, возникшие из заключенных гражданско-правовых договоров, что в свою очередь свидетельствует о наличии у сторон настоящего спора статуса контрагентов по договору, правоотношения между которыми регулируются нормами гражданского законодательства.

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса).

В случае не достижения согласия по поводу изменения условий договора заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора. Требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса).

При этом по смыслу пункта 2 статьи 450, статьи 451 Гражданского кодекса договор может быть изменен по требованию одной из сторон в судебном порядке, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной, лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором, а также в связи с существенным изменением обстоятельств. Данная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №1756/13, от 08.10.2013 №3463/13.

Требование о внесении изменений в договор подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, поскольку в таком случае рассматривается гражданский спор между двумя (либо более) равноправными сторонами сделки.

Требований о внесении изменений в заключенный с Администрацией договор от 16.08.2019 №05/179/2019 на размещение нестационарного торгового объекта по прокату компьютеров и видеотехники предпринимателем не заявлено, оснований для внесения изменений, поименованных в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, не названо.

Поскольку оснований для признания отказа во внесении изменений в схему размещения стационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода незаконным не имеется, а также учитывая, что признание такого отказа незаконным при наличии заключенного и не оспоренного договора на размещение торгового объекта само по себе не восстановит каких-либо прав заявителя, в удовлетворении требований заявителя суд отказывает.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Вернуть индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрирован 15.10.1998) из федерального бюджета 2700, руб. государственной пошлины уплаченной чеком Сбербанка онлайн от 23.10.2019 №68730.

Настоящий судебный акт является основанием для возврата госпошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                                 И.С.Волчанская