ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-4881/2021 от 29.03.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-4881/2021

г. Нижний Новгород 02 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2021 года

Текст решения в полном объеме изготовлен 02 апреля 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-186), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., после перерыва - -помощником судьи Пятановой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления МВД России по городу Н.Новгороду о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лана" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителя ответчика: ФИО1 (доверенность от 22.03.2021),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление МВД России по г.Н.Новгороду (далее - заявитель, Управление, административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лана" к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Представитель общества с заявленным требованием не согласился, указал на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, поскольку спорная конструкция обществу не принадлежит, общество арендует данное помещение у ИП ФИО2 Собственником данной конструкции является магазин московской сети "Южный двор", которая в начале 2020 года закрыла свой филиал в г.Н.Новгороде, включая данный магазин. Информационная конструкция, по которой вынесено постановление, не имеет отношения к ООО "Лана", не является его собственностью, не стоит на балансе организации, не обладает правом распоряжения информационной конструкцией.

Также общество полагает, что поскольку спорная конструкция, размещенная на козырьке крыльца над входом в магазин, где ООО "Южный двор" осуществляло свою деятельность, является вывеской и не включает в себя рекламного содержания и не отвечает признакам рекламы.

Подробно позиция ответчика отражена в письменном отзыве, дополнении к отзыву и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов деле, в адрес Управления Министерства внутренних дел по городу Нижнему Новгороду (далее - Управление, административный орган) от муниципального казенного учреждения "Городской центр градостроительства и архитектуры" (далее - МКУ "ГЦГиА") поступили материалы по факту установки и эксплуатации 17.08.2020 рекламного (информационного) изображения - "Южный двор" без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию по адресу: <...>, РК3, (акт выявления рекламной конструкции №2-1737).

По данному факту старшим инспектором отдела по исполнению административного законодательства Управления 26 ноября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение №3051.

Придя в ходе административного расследования к выводу о наличии в действиях ООО "Лана" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, должностным лицом Управления в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (л.д. 13-14, 53), 15.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении Ф52 №200996.

Вышеназванный протокол об административном правонарушении и материалы проверки переданы для рассмотрения в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами административного органа не допущено.

Правовые основы в сфере рекламной деятельности на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы права в сфере рекламной деятельности.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и размещение рекламных конструкций в Нижнем Новгороде регулируется Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 "О Правилах установки и эксплуатации рекламной конструкции в городе Нижнем Новгороде" (далее - Правила установки).

В силу пункта 1.2.1 Правил установки рекламная конструкция - техническое средство стабильного территориального размещения, используемое в целях распространения рекламы, социальной рекламы, монтируемое и располагаемое на земельном участке или на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения городского наземного транспорта, пешеходных ограждениях и других объектах городской инфраструктуры, установленных на территории города Нижнего Новгорода.

Согласно пункту 6.1 Правил установки, установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода допускается при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Форма разрешения утверждается постановлением администрации города Нижнего Новгорода.

Разрешение выдается администрацией города Нижнего Новгорода (6.2.1 Правил установки).

Административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, установлена статьей 14.37 КоАП РФ.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ, частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 26.11.2020 комиссией МКУ "ГЦГиА" выявлен факт размещения и эксплуатации по адресу: <...>, РК №2, с содержанием рекламного (информационного) изображения "Южный двор, что зафиксировано в акте выявления рекламной конструкции №2-1737 от 17.08.2020. Разрешение на установку и эксплуатацию названной конструкции уполномоченным органом не выдавалось.

Расценив данную конструкцию в качестве рекламной, размещение и эксплуатация которой допускается только при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления, установив, что ООО "Лана" осуществляет деятельность в магазине по данному адресу, административный орган пришел к выводу о наличии в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

По смыслу названных правоположений под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Квалифицирующими признаками рекламы является способность информации вызвать и стимулировать интерес к объекту рекламы для продвижения его на рынке, желание его приобрести.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьей 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяет свое действие на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые продавцом в соответствии со ст. 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".

То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В пункте 2 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 15805/11, от 20.10.2011 N 7517/11, от 16.04.2013 N 15567/12 сформирована правовая позиция, в силу которой размещение сведений о деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), а именно фирменного наименования (наименования), места ее нахождения (адреса), режима работы, либо размещение сведений о реализуемых товарах в месте нахождения предприятия (рядом с местом нахождения) представляет собой необходимую информацию и не является рекламой.

Как разъяснено в пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, спорная конструкция с изображением "Южный двор", обнаружена по адресу: <...>, над помещением (магазин), в котором осуществляет деятельность ООО "Лана" на основании договора аренды от 01.04.2020 с ИП ФИО2

Таким образом, спорная конструкция расположена непосредственно в месте осуществления обществом деятельности в магазине и содержит лишь изображение фирменного наименования общества ООО "Юный двор" и направлена на доведение до потенциальных потребителей информации для потребителей о реализуемых услугах.

Размещенная на спорной конструкции информация не содержит сведений рекламного характера, подпадающих под действие Закона о рекламе, данная информация не содержит каких-либо характеристик реализуемого товара, расположена на территории, где непосредственно осуществлялась реализация товаров обществом. Размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой, а направлено на обеспечение возможности более легкого обнаружения магазина потребителями.

Из содержания спорной конструкции не следует, что с ее помощью общество привлекает интерес потребителей к реализуемым товарам на более выгодных условиях, чем иные лица, осуществляющие схожий вид деятельности. Сообщение, размещенное на спорной конструкции, не содержит указания на какие-либо свойства реализуемых товары, особые условия и преимущества при приобретении этих товаров, то есть не преследует цели поддержания интереса потребителей к данным товарам.

Сама по себе индивидуализация товаров, реализовывающихся и обслуживаемых в данном магазине, путем размещения на вывеске изображение торговой марки (товарного знака) "Южный двор" не является основанием для отнесения данной конструкции к рекламной, поскольку такое изображение (в отсутствие каких либо сведений, выделяющих продаваемые тут товары от других, информации об условиях продажи) не может сформировать интерес у неопределенного круга лиц, и тем более, способствовать формированию или поддержанию интереса и продвижению данных товаров на рынке.

Информация на вывеске обезличена, не содержит конкретных сведений об условиях приобретения или использования товаров, каких-либо суждений о преимуществах данного магазина перед другими, а направлена исключительно на привлечение внимания к объекту, в котором осуществляется продажа товаров, и является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота в месте осуществления деятельности.

В силу вышеизложенного, размещение спорной конструкции непосредственно в месте осуществления обществом предпринимательской деятельности направлено на информирование потенциальных потребителей о месте нахождения магазина, в котором осуществляется продажа данных товаров, то есть носит информативный характер, не преследует целей, связанных с рекламой, в связи с чем, спорная конструкция не может быть признана рекламной и на размещение такой конструкции положения Закона о рекламе не распространяются.

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Лана" события и состава вменяемого административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с чем, требование Управлению МВД России по г.Н.Новгороду о привлечении ООО "Лана" к административной ответственности удовлетворению не подлежит.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 N 01АП-4940/2020 по делу N А43-14732/2020.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать Управлению МВД России по городу Н.Новгороду в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лана" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.


Судья М.Г.Чепурных