ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-48852/19 от 13.07.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-48852/2019

г. Нижний Новгород 22 июля 2020 года

резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2020 года

решение изготовлено в полном объеме 22 июля 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр 9-1496)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свиненковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газвторресурс» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

к ответчику: Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода,

о признании недействительным решения от 15.11.2019 №062V12190000605,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 27.05.2020,

от заинтересованного лица: не явились,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Газвторресурс» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения от 15.11.2019 №062V12190000605 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Отзывом на заявление ответчик заявленные требования отклонил, полагает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, органом Пенсионного фонда РФ проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

По результатам проверки составлен акт от 14.10.2019 №062V10190001799 и, после рассмотрения возражений по акту, принято решение от 15.11.2019 №062V12190000605.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде Общество не исчислило и не уплатило страховые взносы с сумм компенсаций части родительской платы за посещение детей МДОУ в период с июня по декабрь 2016 года, а также по дополнительным тарифам с сумм выплат работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (маляры).

Рассмотрев материалы проверки, начальником Управления принято решение от 15.11.2019 № 062V12190000605, согласно которому Обществу начислены страховые взносы в размере 31 583 руб. 63 коп., пени в сумме 1 240 руб. 64 коп. и штраф, предусмотренный частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в размере 6 316 руб. 71 коп.

Основанием доначисления взносов послужило невключение обществом в базу по страховым взносам с июня по декабрь 2016 года компенсации части родительской платы за посещение детей работников МДОУ, а также дополнительных тарифов с выплат, произведенных в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

Не согласившись с данным решением Пенсионного фонда, общество с ограниченной ответственностью «Газвторресурс» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

Как следует из решения органа Пенсионного фонда РФ от 15.11.2019 №062V12190000605, доначисление страховых взносов произведено в связи с не включением заявителем в базу для начисления страховых взносов компенсации части родительской платы за посещение детей МДОУ, произведенной на основании коллективного договора на 2016 год (пункт 6.1.3 коллективного договора); занижение облагаемой базы составило 1 626 руб.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В силу статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Следовательно, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между организацией и лицом, с которым у организации заключен трудовой договор.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15, 16 Трудового кодекса РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, частичная компенсация работникам заявителя стоимости услуг, связанных с содержанием детей в муниципальных дошкольных учреждениях не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Данная выплата предусмотрена положением о компенсации стоимости услуг за содержание детей в МДОУ, утвержденным Приказом учреждения от 25.12.2015 №77, пунктом 6.1.3 коллективного договора общества с ограниченной ответственностью «Газвторресурс» на 2016 год.

При изложенных обстоятельствах надлежит признать, что оспариваемый ненормативный правовой акт Пенсионного фонда в данной части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; следовательно, он должен быть признан недействительным в части начисления 13 191 руб. 68 коп. страховых взносов.

По эпизоду начисления страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат, произведенных в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

На основании части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год – 2 процента, 2014 год – 4 процента, 2015 год и последующие годы – 6 процентов.

Условиями, при которых страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной); профессия работника должна быть поименована в Перечне профессий, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обе с-печение» (Список № 1, Список № 2 и малые списки).

Исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

С 01.01.2015 плательщики взносов определяют дополнительные тарифы страховых взносов в отношении физических лиц, которые заняты на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующим образом:

– в зависимости от результатов специальной оценки условий труда после ее проведения на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– согласно результатам проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с которой последние признаны вредными и (или) опасными, на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, пункта 2.1 статьи 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– в остальных случаях – на основании частей 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

В рассматриваемом случае основанием для доначисления Обществу страховых взносов в сумме 18 391 рублей 95 копеек послужил вывод Фонда о необходимости применения страхователем дополнительного тарифа на выплаты в пользу работников, занятых на вредных работах (маляры) в соответствии с частью 2 статьи 58.3
Закона № 212-ФЗ.

В пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ приведен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона № 173-ФЗ.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ к таким лицам относятся мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если

они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 – 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 – 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 – 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Аналогичные положения приведены в пункте 2 части 1, части 2 и части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом согласно статье 58.3 Закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), менее 80 процентов рабочего времени.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона № 167-ФЗ, в статье 3 которого установлено, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в подпунктах 1 – 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из статьи 6 Закона № 27-ФЗ следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80 процентов рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562.

В подпункте «б» пункта 1 Постановления № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно разделу ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 право на досрочную пенсию имеют электросварщики ручной сварки (23200000-19906) и маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (23200000-13450).

На основе представленных в материалы дела доказательств, в том числе результатов аттестации и специальной оценки условий труда рабочих мест маляра, суд установил, что в 2016 году работники Общества ФИО2 и ФИО3, ФИО4, занимавшие указанную должность, были заняты на работах с вредными условиями труда менее 80 процентов рабочего времени.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что Общество было обязано начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу указанных работников.

При таких обстоятельствах доначисление Фондом Обществу страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа по данному эпизоду является правомерным. В этой связи оснований для удовлетворения заявления в данной части не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3 000 руб., относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180-182, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода от 15.11.2019 № 062 V 12190000605 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления 13 191 рубля 68 копеек страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафов.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газвторресурс" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Судья Н.В. Тряскова