ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-5095/15 от 27.04.2015 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-5095/2015

г. Нижний Новгород                                                                           27 апреля 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Окорокова Дмитрия Дмитриевича (шифр 17-130),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Ириной Сергеевной,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Прокуратуры Нижегородской области

в интересах администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области, с.Гагино Нижегородской области,

к ответчикам: 1. муниципальному казенному предприятию Ушаковского сельсовета Гагинского муниципального района «Ручеёк», с.Ушаково Гагинского района Нижегородской области (ИНН <***>; ОГРН <***>);         2. муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Итмановский детский сад, с.Итманово Гагинсского района Нижегородской области (ИНН <***>; ОГРН <***>),

о признании недействительным в части договора на водоснабжение,

при участии 

от Прокуратуры: ФИО1, удостоверение № 123872 от 05.10.2012г.,

от ответчиков: не явились,

от администрации Гагинского муниципального района НО: не явились,

установил:

Прокуратура Нижегородской области обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области в интересах администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области с иском к муниципальному казенному предприятию Ушаковского сельсовета Гагинского муниципального района «Ручеёк», с.Ушаково Гагинского района Нижегородской области, (далее – МКП «Ручеёк») и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Итмановский детский сад, с.Итманово Гагинсского района Нижегородской области, (далее МБДОУ Итмановский детский сад) о признании недействительными подпунктов «а, б, в, г, е, ж, и, к, л, м» пункта 3.2.5 договора на водоснабжение от 01.01.2014г. № 5, заключенного между ответчиками, в части предоставления МКП «Ручеёк» права прекращения полностью или частично предоставления услуг по подаче воды.

Прокуратура в заседании суда заявленные требования поддержала.

Администрация Гагинского муниципального района отзыва на иск не представила.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени разбирательства спора, в судебное заседание не явились. Ходатайствами от 16.04.2015г. просят освободить их от уплаты госпошлины.

В соответствии со ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и администрации Гагинского муниципального района.

Согласно ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

О возможности перехода от предварительного судебного заседания к судебному разбирательству дела по существу судом указано в определении от 16.03.2015г.

Исходя из изложенного, Арбитражный суд, исследовав представленные в дело документы, с учетом мнения Прокуратуры, признает дело подготовленным к судебному разбирательству, завершает предварительное заседание и открывает судебное  заседание в первой инстанции в порядке ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 01.01.2014г. между МБДОУ Итмановский детский сад (заказчик) и МКП «Ручеёк» (исполнитель) заключен договор № 5 на водоснабжение.

Предметом данного договора является оказание исполнителем объема согласованных услуг заказчику по подаче воды питьевого качества (водоснабжению), соответствующего нормам СанПиН 2.1.4.559-96, до места подключения к сетям исполнителя сетей заказчика.

В пункте 3.2.4 договора стороны определили право исполнителя без предварительного уведомления прекращать или ограничивать отпуск питьевой воды в случаях:

- возникновения аварий в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в том числе резкого ухудшения воды;

- необходимость увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

- прекращения энергоснабжения объектов водоснабжения.

По условиям пункта 3.2.5 рассматриваемого договора, стороны установили право исполнителя прекращать полностью или частично предоставление услуг (до ликвидации задолженности или устранения нарушений), предварительно уведомив заказчика, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел, в случаях:

- резкого ухудшения качества воды в источнике питьевого водоснабжения;

- получения предписания или решения местных служб госсанэпиднадзора;

- самовольного пользования системами коммунального водоснабжения;

- попадания неразрешенных к сбросу сточных вод или загрязняющих веществ в систему коммунального водоснабжения, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;

- устранения последствий аварий на системах коммунального водоснабжения;

- аварийного или неудовлетворительного состояние водопроводных сетей заказчика;

- проведения работ по присоединению новых абонентов и объектов по водоснабжению в сроки, согласованные с указанными органами;

- проведения планово – предупредительного ремонта и работ по обслуживанию водопроводных сетей и устройств, к которым присоединен заказчик;

- недопущения заказчиком полномочного представителя исполнителя к осмотру узла учета для контроля и снятия показаний приборов учета и установки пломб;

- обнаружения самовольного подключения заказчиком к своим системам водоснабжения других потребителей или дополнительных устройств и сооружений, находящимся на обслуживании заказчика;

- отказа от заключения или продления договора с исполнителем, а также при не рассмотрении заказчиком оферты исполнителя в течение 15 суток с момента ее получения;

- просрочки оплаты более одного расчетного периода.

Согласно статьям 421 (пунктам 1, 4), 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды утвержден Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 указанного Федерального закона горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, соответственно, порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам.

Пунктами 1, 3 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Договор водоснабжения является публичным договором.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В силу пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Изложенные нормы, в исключение из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации), допускают возможность подобного отказа, но ограничивают такую возможность случаями, установленными не только законом, но и иными правовыми актами, к каковым относятся и постановления Правительства Российской Федерации.

Договор водоснабжения является публичным договором в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Пунктом 68 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. № 644, установлено, что введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), в том числе общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций (подпункт «ж»).

Таким образом, частично пункт 3.2.5 договора противоречит названным правилам, поскольку потребитель имеет статус дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Ограничение водоснабжения социально значимого учреждения по согласованным ответчиками основаниям нарушает требования вышеназванного закона и постановления Правительства Российской Федерации и посягает на публичные интересы и права воспитанников учреждения, их родителей и законных представителей, так как лишает гарантий на непрерывный образовательный процесс.

Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения.

На основании статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей.

Учитывая вышеизложенное, пункт 3.2.5 рассматриваемого договора в оспариваемой части признается судом недействительным в силу его ничтожности.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования.

На основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по иску относятся на ответчиков в равных долях.

Ответчиками заявлено ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины.

Согласно статье 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, или освободить от ее уплаты.

Рассмотрев вышеуказанные ходатайства, суд, руководствуясь положением пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МКП «Ручеёк», до 500 руб.

Что касается МБДОУ Итмановский детский сад, суд считает возможным освободить данное учреждение от уплаты госпошлины, поскольку вины последнего в заключении договора в оспариваемой редакции не имелось.

Руководствуясь ст.ст.110, 167, 170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокуратуры Нижегородской области удовлетворить.

Признать недействительными подпункты «а, б, в, г, е, ж, и, к, л, м» пункта 3.2.5 договора на водоснабжение от 01.01.2014г. № 5, заключенного между муниципальным казенным предприятием Ушаковского сельсовета Гагинского муниципального района «Ручеёк» и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Итмановский детский сад.

Взыскать с муниципального казенного предприятия Ушаковского сельсовета Гагинского муниципального района «Ручеёк», с.Ушаково Гагинского района Нижегородской области (ИНН <***>; ОГРН <***>), в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                               Окороков Д.Д.

Малышева

419-26-74