ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-5226/08 от 31.07.2008 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-5226/2008

39-159

Нижний Новгород 31 июля 2008 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Чижова Игоря Владимировича

при ведении протокола судебного заседания судьей Чижовым И.В.,

при участии представителей

от Министерства финансов Нижегородской области: Евсеевой Н.П. (доверенность от 09.01.2008 № 4)

рассмотрел в судебном заседании дело № А43-5226/2008 39-159

по иску Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс», г. Воронеж,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Нижний Новгород,

Министерству финансов Нижегородской области, Нижний Новгород,

с участием третьего лица – Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости (Управления социальной защиты населения, труда и занятости г. Арзамаса Нижегородской области), г. Арзамас, Нижегородской области

о взыскании 985 604 рубля

и установил:

Воронежская региональная общественная организация инвалидов «Импульс» (далее ВРООИ «Импульс») обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации «Нижегородская область» в лице Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и Министерства финансов Нижегородской области, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости (Управления социальной защиты населения, труда и занятости г. Арзамаса Нижегородской области), г. Арзамас, Нижегородской области о взыскании убытков в сумме 758 157 рублей, связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 227447 рублей за период с 01.04.2005 по 31.03.2008.

Истец, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и третье лицо, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В обоснование иска ВРООИ «Импульс» указала, что МУП «СЭЗ ЖКУ», Арзамас, в мае 2004 года предоставляло льготы инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») по оплате жилищно-коммунальных услуг. Управление социальной защиты населения возместило истцу убытки частично.

МУП «СЭЗ ЖКУ» и ВРООИ «Импульс» заключили договор уступки права требования от 02.08.2007 и дополнительное соглашение к нему от 03.08.2007, по условиям которых истцу перешло право требования МУП «СЭЗ ЖКУ» с УФК по Нижегородской области денежных средств в счет возмещения предоставленных льгот в рамках ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Указанные расходы истцу не возмещены, поэтому ВРООИ «Импульс» на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 758 157 рублей и 227447 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01.04.2005 по 31.03.2008.

Министерство финансов Российской Федерации возразило против исковых требований ВРООИ «Импульс».

По мнению данного ответчика, договор уступки права требования от 02.08.2007 является ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречит Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В договоре уступки прав требования от 02.08.2007 отсутствует условие об обязательстве, которое кредитор уступает. Кроме того, в данном договоре Министерство Российской Федерации в качестве должника не указано, следовательно, для него данная сделка не порождает никаких обязанностей. Договор от 15.01.2004 № 16/31 о предоставлении льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, заключенный между МУП «Служба единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» (далее МУП «СЕЗ ЖКУ») и Управлением социальной защиты населения г. Арзамаса Нижегородской области в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключенным, так как в нем не согласован порядок и срок оплаты предоставляемых услуг. Протокол разногласий и сведения об урегулировании разногласий между сторонами, подписавшими договор истец не представил.

Министерство финансов Российской Федерации заявило также о пропуске срока исковой давности по требованию, заявленному за май 2004 года.

Министерство финансов Нижегородской области полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации.

В статьях 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) «Об основах федеральной жилищной политики» и в пункте 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536, определено, что финансирование этих расходов осуществляется посредством предоставления Министерством финансов Российской Федерации субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования (срок действия данного постановления продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 № 80).

На субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать целевое использование субсидий и субвенций (пункт 2 Постановления №536).

Источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

На реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет средств федерального Фонда компенсаций Нижегородской области было выделено в 2004 году 460 883 рублей.

Предусмотренные для Нижегородской области в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» средства были получены и перечислены в полном объеме получателям бюджетных средств.

Министерство финансов Нижегородской области заявило также о пропуске срока исковой давности.

Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости (Управление социальной защиты населения г. Арзамаса) сообщил о том, что лимиты расходования средств на реализацию на территории г. Арзамаса ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждались Законом Нижегородской области «Об областном бюджета на 2004 год».

Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости (Управление социальной защиты населения г.Арзамаса) в пределах выделенных лимитов полностью выполнило свои обязательства.

Территориальный орган департамента социальной защиты населения, труда и занятости (Управление социальной защиты населения г.Арзамаса) заявило о пропуске срок исковой давности.

Истец считает требование Министерством финансов Российской Федерации о применение судом исковой давности необоснованным, полагая, что срок исковой давности был прерван, в связи с предъявлением ВРООИ «Импульс» искового заявления от 22.11.2007 по делу № А43-28932/2007-7-546 к тем же лицам и о том же предмете, то есть о взыскании задолженности по компенсации льгот за 2004 год, вытекающих из тех же договоров и актов сверки.

Заслушав доводы представителя Министерства финансов Нижегородской области, рассмотрев представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения искового заявления ВРООИ «Импульс» в силу следующего:

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

В обоснование своих требований истец ссылается на договор уступки права требования от 02.08.2007 измененного соглашением от 03.08.2007 (л.д. 12- 13), согласно пункту 1.1. вышеуказанного договора МУП «СЕЗ ЖКУ» (цедент) передало истцу (цессионарию) право (требование) исполнения обязательств с Министерства финансов Нижегородской области и ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Арзамаса Нижегородской области по договорам о предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг от 15.02.2002 № 67/35, 15.04.2004 № 16 в сумме, указанной в двух справках о результатах инвентаризации кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006, являющихся неотъемлемыми частями договора цессии.

Договоры от 15.02.2002 № 67/35, 15.04.2004 № 16, на основании которых ВРООИ «Импульс» уступлено право требования денежных средств с Министерства финансов Нижегородской области и ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки г. Арзамаса» истец не представил.

Из материалов дела следует, что убытки, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», за май 2004 год составляют 758 157 рублей.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно статьям 15.3 и 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 (в редакции закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) «Об основах федеральной жилищной политики», с пунктами 1 и 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536, возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций бюджетам Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов (срок действия постановления от 14.07.2001 № 536 продлен на 2002, 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 137, от 10.02.2003 № 185 и от 14.02.2004 № 80).

Следовательно, источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

Из представленных в материалы дела актов сверки, справки об остатках средств, полученных из федерального бюджета УСЗН г. Арзамаса на 01.01.2005, отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам по состоянию на 01.01.2005, карточки учета получателей бюджетных средств и кассовых расходов на 2004 год следует, что искомая задолженность является сверхлимитной.

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006г. по иску, предъявленному по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, и денежные средства подлежат взысканию за счет казны соответствующего публично - правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Убытки, предъявленные к возмещению, относятся на Российскую Федерацию в связи с отнесением расходных обязательств по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к федеральным бюджетным мандатам и при наличии оснований взыскиваются за счет федеральной казны. По правилам статьей 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают ее финансовые органы, иные органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, иные органы и лица при наличии специального поручения, предусмотренного федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

Следовательно, по данным требованиям от имени Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета, выделенных на реализацию льгот инвалидам на 2004 год.

Таким образом, Министерство финансов Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Министерство финансов Российской Федерации заявило о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за май 2004 года.

В соответствии со статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Возникновение требований в связи с обязательствами, предусматривающими определенный срок исполнения, требует учета общей природы спора.

Согласно статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

В данном случае срок исковой давности по возмещению расходов по оплате коммунальных услуг за 2004 год должен исчисляться после окончания обязательства Министерства финансов Российской Федерации, то есть с 01.01.2005.

Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» за 2004 год истек 01.01.2008.

Исковое заявление ВРООИ «Импульс» поступило в Арбитражный суд Нижегородской области 07.04.2008 (штамп на конверте), то есть срок исковой давности пропущен.

Доводы истца о перерыве срока исковой давности предъявлением искового заявления от 14.11.2007 по делу № А43-28932/2007 7-546 судом считаются необоснованными.

Согласно статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Доказательства предъявления искового заявления о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за май 2004 года ВРООИ «Импульс» не представило.

Кроме того, истец заявил о взыскании процентов в сумме 227447 рублей за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2005 по 31.03.2008.

Данное требование истца несостоятельно, поскольку убытки по действующему законодательству представляют собой полную меру гражданско-правовой ответственности, поэтому начисление процентов на убытки не производится.

С учетом изложенного исковое заявление ВРООИ «Импульс» удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина не подлежит отнесению на истца, так как ВРООИ «Импульс» освобождена от ее уплаты на основании статьи 33337 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 177, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в иске Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Импульс», г. Воронеж.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья И.В. Чижов