ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-5981/14 от 20.10.2014 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-5981/2014

г. Нижний Новгород                                                                                         20 октября 2014 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-140),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куницыной А.В.,

при участии в заседании представителя таможни: ФИО1 (доверенность от 07 марта 2014 года №01-03-27/67);

рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г. Нижний Новгород, об оспаривании постановления Нижегородской таможни по делу об административном правонарушении,

установил:

заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 27 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении №10408000-122/2014, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У», г. Нижний Новгород, заместителя начальника Нижегородской таможни.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, общество исходило из того, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку основано на незаконных требованиях таможенного органа о предоставлении документов, являвшихся предметом рассмотрения в арбитражном суде (дело №А43-3032/2014), за непредставление которых общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.

В представленном отзыве и в устных объяснениях представителя, изложенных в судебном заседании, таможенный орган требования заявителя отклонил, считает несостоятельными доводы общества о том, что требования таможни выставлены после истечения сроков проведения плановой выездной таможенной проверки, а вину общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, полностью доказанной.

Дело рассмотрено без участия представителя заявителя по имеющимся в деле документам в порядке, установленном статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 13 июля 2009 года между обществом с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» и акционерным обществом «EASTCONAG» (Германия) заключен договор №02/09 на поставку товаров широкого потребления различных видов.

Согласно данному договору ассортимент, количество и стоимость товаров определяются на каждую партию путем предоставления письменной заявки Покупателя. Наименование, цена товаров указываются Продавцом в прайс-листе. Цены указываются на условиях поставки FCA Рохлитц, Германия. Оплата товара производится согласно накладной и инвойсу в течение 90 дней с момента таможенного оформления при ввозе товаров, также возможна предоплата. Срок действия договора – 31.12.2012. Согласно дополнительному соглашению №2 от 06.12.2010 к договору от 25.08.2009 №03/09 для некоторых отправок грузов по согласованию сторон могут применяться условия поставки CPT, Нижний Новгород. Общество с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» по данному договору 30.07.2009 оформило паспорт сделки №09070028/1481/0948/2/0 в уполномоченном банке – «Волго-Вятский банк открытого акционерного общества «Сбербанк России».

В рамках данного договора общество с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» произвело таможенное декларирование товаров широкого потребления различных видов по ДТ №№10408010/040611/0007337, 10408010/071211/0017543, 10408010/091111/0016002, 10408010/100911/0012497, 10408010/120311/0003191, 10408010/120411/0004746, 10408010/130311/0003194, 10408010/140511/0006210, 10408010/170711/0009589, 10408010/171011/0014685, 10408010/200211/0002123, 10408010/220811/0011495, 10408010/300311/0004069. Условия поставок – FCA Рохлитц, CPT Н.Новгород.

В рамках проведения выездной таможенной проверки, в целях проверки достоверности заявления сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости», Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14.02.2011 №272, в адрес общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» выставлено требование о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке от 17.12.2013 б/н, в соответствии с которым необходимо представить в срок до 10 января 2014 года следующие документы и сведения: учредительные документы Общества с изменениями и дополнениями; Приказы о назначении генерального директора, главного бухгалтера Общества; Бухгалтерская отчетность за 2012 год; Сведения об открытых банковских счетах; Договор или иной документ, на основании которого Общество использует в своем названии словесное обозначение «Eastcon» и комбинацию словесного и изобразительного обозначений в качестве эмблемы на своем фирменном бланке и в оттиске печати, являющиеся товарными знаками Компании «EastconAG» (Германия); Пояснения о причинах указания на фирменном бланке наряду с иными реквизитами Общества сайта www.eastcon.ru, который, исходя из его содержания, позиционируется как сайт немецкого концерна «Eastcon», имеющего представительства в России; Списки аффилированных лиц за период с 01.01.2011 по настоящее время; Бухгалтерские или иные документы Компании «EastconAG» (Германия), отражающие расчеты с аффилированными лицами, дебиторскую и кредиторскую задолженность аффилированных лиц, доходы от участия в других предприятиях, обязательства перед дочерними компаниями, доходы аффилированных компаний в отношении господина Клауса Липпса и ООО «ИСТКОН У» за период от 01.01.2011 по настоящее время; Пояснения Компании «EastconAG» (Германия) о причинах указания в финансовой отчетности за 2010-2011 годы, размещенной на сайте www.bundesanzeiger.de, о том, что доля участия Компании в ООО «ИСТКОН У» составляет 100% (предоставить подтверждающие документы, например, копии учредительных документов Компании «EastconAG»); Пояснения Компании «EastconAG» (Германия) о филиалах и представительствах в России с указанием наименований и реквизитов документов, на основании которых лица являются филиалами и представительствами Компании «EastconAG» (Германия) в России (учредительные документы, договоры и т.п.); Списки акционеров, членов правления и наблюдательного совета Компании «EastconAG» (Германия) за 2012-2013 годы; Пояснения по вопросу о том, каким лицом открыт в банке «DeutscheBankAG» (Германия) (BLZ 87070024) счет 0004809364 (какое лицо является владельцем данного счета, какие лица являются распорядителями по счету); Пояснения по вопросу о том, являются ли счета 0004809364 и DE48 8707 0024 0480 9364 00, открытые в банке «DeutscheBankAG» (Германия, BLZ 87070024), одним и тем же счетом; Пояснения по вопросу о том, каковы основания возврата перечислений Компанией «EastconAG» (Германия) денежных средств на счет ООО «ИСТКОН У» в немецком банке; Пояснения по вопросу о том, каким лицом открыт в банке «DeutscheBankAG» (Германия) (BLZ 87070024) счет 0480910900 (какое лицо является владельцем данного счета, какие лица являются распорядителями по счету); копии решений единственного участника ООО «ИСТКОН У» или иных документов, на основании которых 12.02.2013, 06.03.2013, 14.03.2013 осуществлено перечисление чистой прибыли (дивидендов) ООО «ИСТКОН У» со счета данного лица, открытого в банке за пределами территории Российской Федерации; Карточки бухгалтерских счетов 62, 60 за период 2011г.

Данное требование общество получило 17.12.2013. На основании ходатайства общества срок предоставления затребованных документов продлен таможенным органом до 31.01.2014.

До истечения установленного таможенным органом срока общество с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» представило в адрес Нижегородской таможни письмо от 20.01.2014, согласно которому часть затребованных документов были ранее представлены в таможенный орган, а часть из них не может быть представлена по иным причинам.

Нижегородская таможня посчитала, что направление письма от 20.01.2014 не является исполнением обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки, следовательно, по мнению таможенного органа, общество не исполнило требование о предоставлении в установленный срок (до 31 января 2014 года) документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Усматривая в действиях общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом таможенного органа 13 февраля 2014 года в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полномочий, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом телеграммой от 10.02.2014 (л.д.21-23, том 2), составлен протокол об административном правонарушении №10408000-122/2014.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностным лицом таможенного органа, в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом определением от 17 февраля 2014 года, полученным 20.02.2014 согласно телеграммы от 20.02.2014 (л.д.82-84, том 1) и 24.02.2014 согласно почтового уведомления (л.д.80-81, том 1), 27 февраля 2014 года было вынесено оспариваемое постановление №10408000-122/2014 о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей..

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 31 части 1 статьи 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Частью 1 статьи 95 ТК ТС установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

В силу статьи 210 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларантом товаров может быть, в том числе, юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладающее признаками, предусмотренными подпунктом 1 статьи 186 ТК ТС (часть 1). Права и обязанности декларанта при таможенном декларировании и совершении других таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, установлены соответственно статьями 187 и 188 ТК ТС.

Статьей 186 ТК ТС предусмотрено, что декларантом может быть, в том числе, лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку.

Статьей 188 ТК ТС предусмотрены обязанности декларанта. Так, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статьей 98 ТК ТС предусмотрено, что таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (часть 2). В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (часть 4).

Пунктом 12 статьи 110 ТК ТС предусмотрено, что одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.

В соответствии со статьей 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза (часть 1). Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза. Под проверяемыми лицами понимаются, в том числе, декларант (часть 2).

При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (пункты 1, 2 части 3 статьи 122 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ТК ТС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.

В силу пункта 2 части 2 статьи 135 ТК ТС проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.

Судом установлено, что в связи с проведением в отношении ООО "ИСТКОН У" таможенного контроля в форме внеплановой выездной таможенной проверки по вопросам проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, таможенным органом было выставлено требование о предоставлении Обществом в срок до 31.01.2014 (с учетом продления срока) документов и сведений. Решение о проведении выездной таможенной проверки от 11.10.2012 года N 10408000/400/111012/Р0125 вручено ФИО2, действующей по доверенности от 10.10.2012.

Однако вручение данного решения указанному лицу также не подтверждает надлежащее извещение законного представителя общества, поскольку доверенность на имя ФИО2 выдана ФИО3, то есть неуполномоченным лицом.

Доказательств обратного (то есть надлежащего извещения законного представителя общества о проведении выездной таможенной проверки) таможенным органом в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В связи с наличием нормативного требования об информировании проверяемого лица о решении таможенного органа о проведении выездной таможенной проверки и тем более запрашиванием каких-либо документов без надлежащего уведомления проверяемого лица действия таможенного органа являются неправомерными.

Более того, таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки и, соответственно, отсутствовали законные основания для запроса у заявителя документов за истечением сроков проведения проверки.

Указанные выше обстоятельства установлены вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23 апреля 2014 года и постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2014 года по делу №А43-3032/2014.

Вышеуказанными судебными актами действия таможенного органа по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям от 17.12.2013, 13.01.2014, 29.01.2014 признаны незаконными.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в деянии Общества события вменяемого административного правонарушения, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 16.12 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, суд находит, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене, а требование заявителя подлежит удовлетворению.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 180 — 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление Нижегородской таможни от 27 февраля 2014 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10408000-122/2014, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИСТКОН У» (ОГРН <***>; ИНН <***>), г. Нижний Новгород, отменить.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

Судья                                                                                                                           Г.И. Мустафаев