ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6234/2018 от 03.04.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-6234/2018

г. Нижний Новгород                                                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-151),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «ЛУКОЙЛ-Черноморье», г.Новороссийск о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.02.2018 по делу об административном правонарушении №10408000-217/2018, вынесенного Нижегородской таможней,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 14.03.2018),

от Нижегородской таможни: ФИО2 (по доверенности от 12.01.2018), ФИО3 (по доверенности от 13.03.2018), ФИО4 (по доверенности от 20.03.2018), ФИО5 (по доверенности от 12.02.2018),

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ЗАО «ЛУКОЙЛ-Черноморье» (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни о назначении административного наказания от 12.02.2018 по делу об административном правонарушении №10408000-217/2018, вынесенного Нижегородской таможней.

В обоснование заявленного требования Общество указывает, что при совершении таможенных операций в таможенный орган разрешительный документ в отношении спорного товара (ингибиторы коррозии для нефтяной промышленности DODICOR1830) - лицензия Минпромторга РФ, не предоставлялась, поскольку разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС на данный товар не распространяется, так как указанный товар не содержится в списках товаров, указанных в Разделе 2.12 Перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

Кроме того, Общество указывает на необоснованное составление таможенным органом одного протокола об административном правонарушении по нескольким фактам административных правонарушений. 

Подробно позиция Общества изложена в заявлении и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Представители Нижегородской таможни с заявленным требованием не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании 28.03.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 03 апреля 2018 года до 09 часов 00 минут. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено, Общество явку представителя не обеспечило.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Представители таможенного органа поддержали изложенную ранее позицию.

Проверив обстоятельства привлечения Общества к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административных правонарушений, изучив материалы дела, суд установил следующее.

30.01.2015 между АО «ЛУКОЙЛ-Черноморье» (Россия) и компанией UAB «PETROCHEMA» (Литва) заключен контракт UAB "PETROCHEMA" (Литва) №1-15/019 на поставку товара - «нейтрализатор "dodicor 1830"...».

В рамках заключенного внешнеторгового контракта № 1-15/019 от 30.01.2015 АО «ЛУКОЙЛ-Черноморье» на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен товар «Нейтрализатор "dodicor 1830"... Изготовитель: CLARIANTIBERICAPRODUCTIONS.A. Происхождение: Королевство ИСПАНИЯ». Товар заявлен АО «ЛУКОЙЛ-Черноморье» для таможенного декларирования на Кстовский таможенный пост Нижегородской таможни в соответствии с требованиями ст.ст. 179-181, 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на момент декларирования товаров; далее - ТК ТС) по следующим ДТ:

1.   По ДТ № 10408022/120216/0000169, товар № 1 - «Нейтрализатор "dodicor 1830":
композиция органических циклических аминов в углеводородном ароматическом растворителе,
без содержания этилового спирта, в бочках по 175 кг - 23 бочки. Представляет собой жидкость от бесцветного до коричневатого цвета, плотность при 20гр. Цельсия 0.86 г/см.куб (
di№ е№ iso
12185). Является нейтрализатором соляной кислоты, образующейся в процессе ректификации
нефти на установках первичной переработки газового конденсата. Применяется только для
защиты от коррозии технологического оборудования на установках первичной переработки нефти и газа нефте - и газоперерабатывающих заводов. Вес Нетто: 4483.85 кг (100% брутто). Вес Брутто: 4483.85 кг. Изготовитель:
CLARIANTIBERICAPRODUCTIONS.A. Происхождение: Королевство ИСПАНИЯ». Код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3811900000.

Товар заявлен под таможенную процедуру «импорт» (ИМ-40). Вышеуказанный товар перемещен в рамках контакта с UAB "PETROCHEMA" (Литва) от 30.01.2015 №1-15/019, на основании инвойса от 08.02.2016 №PETR0556.

В соответствии с паспортом безопасности б/н от 22.04.2013 «dodicor 1830» содержит в своем составе Cyclohexylamine (циклогексиламин) в концентрации 60 %.

2.      По ДТ № 10408022/140316/0000280, товар № 1 - «нейтрализатор "dodicor 1830":
композиция органических циклических аминов в углеводородном ароматическом растворителе.
Представляет собой жидкость от бесцветного до коричневатого цвета, плотность при 20гр.цельсия 0.86 г/см.куб (
di№ е№ iso 12185). Является нейтрализатором соляной кислоты, образующейся в процессе ректификации нефти на установках первичной переработки газового конденсата, применяется только для защиты от коррозии технологического оборудования на установках первичной переработки нефти и газа нефте- и газоперерабатывающих заводов, не содержит в своем составе этиловый спирт, поставляется в бочках по 216.5 л - 49 бочек (8575.00 кг). Тара не подлежит повторному использованию. Общий вес брутто с поддонами 9877.550 кг. Изготовитель: CLARIANTIBERICAPRODUCTIONS.A. Происхождение: Королевство ИСПАНИЯ. Вес Нетто: 9552.55 кг (100% брутто). Вес Брутто: 9552.55 кг». Код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3811900000. Товар заявлен под таможенную процедуру «импорт» (ИМ-40). Вышеуказанный товар перемещен в рамках контакта с UAB "PETROCHEMA" (Литва) от 30.01.2015 №1-15/019, на основании инвойса от 09.03.2016 №PETR0596.

В соответствии с паспортом безопасности б/н от 22.04.2013 dodicor 1830 содержит в своем составе Cyclohexylamine (циклогексиламин) в концентрации 60 %.

3.          По ДТ № 10408022/060317/000338, товар № 1 - «Нейтрализатор "dodicor 1830":
композиция органических циклических аминов в углеводородном ароматическом растворителе,
представляет собой жидкость от бесцветного до коричневатого цвета, плотность при 20гр.цельсия 0.87 г/см.куб (
di№ е№ iso 12185). Является нейтрализатором соляной кислоты, образующейся в процессе ректификации нефти на установках первичной переработки газового конденсата. Применяется в качестве ингибитора коррозии для защиты технологического оборудования на установках первичной переработки нефти и газа нефте- и газоперерабатывающих заводов. Не содержит в своем составе этиловый спирт. Поставляется в металлических бочках по 216.5л - 64 бочки (11200 кг). Тара не подлежит повторному использованию и входит в стоимость товара.

Изготовитель: CLARIATIBERICAPRODUCCIO№, S.A. Происхождение: Королевство ИСПАНИЯ. Вес Нетто: 12476.8 кг (96.89% брутто). Вес Брутто: 12876.8 кг». Код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3811900000.

Товар заявлен под таможенную процедуру «импорт» (ИМ-40). Вышеуказанный товар перемещен в рамках контакта с UAB "PETROCHEMA" (Литва) от 30.01.2015 №1-15/019, на основании инвойса от 21.02.2016 №PETR0933. В соответствии с паспортом безопасности б/н от 22.04.2013 dodicor 1830 содержит в своем составе Cyclohexylamine (циклогексиламин) в концентрации 60 %.

При анализе документов, представленных в комплекте к вышеназванным ДТ таможенным органом установлено, что товар Нейтрализатор "dodicor 1830" содержит Cyclohexylamine (циклогексиламин) в концентрации 60 %.

Вместе с тем в графе 44 названных ДТ сведения о разрешительных документах на момент подачи декларации отсутствовали, информация о предоставлении Обществом обязательства в декларации не указана.

В связи с чем, усматривая в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом таможенного органа 06 февраля 2018 года в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте (телеграмма 652/2 31), составлен протокол об административных правонарушениях №10408000-217/2018.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностным лицом таможенного органа, в отсутствии законного представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (телеграмма 652/9 30), при участии представителя ФИО6, действовавшего на основании доверенности от 06.02.2018, 12 февраля 2018 года вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которыми общество привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ с назначением наказания с учетом положения ч.1 ст.4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей (50000 рублей за каждое административное правонарушение).

Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениям Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В силу части 1 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ч.1 ст.99 ТК ТС).

В связи с чем, доводы Общества о том, что оно в течении длительного времени ввозило спорные товары и требований о предоставлении лицензии Минпромторга ему не предъявлялось, судом отклоняются как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.

Согласно статье 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 179 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В декларации на товары указываются в частности сведения о соблюдении ограничений (пункт 8 статьи 181 ТК ТС).

В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся в частности документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

В пункте 2 части 1 статьи 210 ТК ТС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.

При этом обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 ТК ТС).

Согласно пункту 3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" разрешительный порядок, указанный в пункте 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в том числе в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров согласно приложению N 10.

Так, из пункта 3 указанного приложения N 10 следует, что ввоз и (или) вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, за исключением ввоза и (или) вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

На основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.10.2016 N 3850 "Об организации работы в Минпромторге России по выдаче лицензии и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров" Минпромторг России осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренные пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 181 (в редакции от 27.06.2017) утвержден Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров вместе с Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Согласно вышеуказанному постановлению для осуществления ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в таблицы II и III перечня, юридическим лицом должно быть получено разрешение Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 утверждена Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары) (далее - Инструкция).

Раздел II Инструкции устанавливает Порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию.

Согласно Инструкции в графе N 44 указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ, в том числе номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений.

Как следует из материалов дела, при анализе документов, представленных в комплекте к ДТ №№ 10408022/120216/0000169, 10408022/140316/0000280, 10408022/060317/000338 таможенным органом установлено, что товар Нейтрализатор "dodicor 1830" содержит Cyclohexylamine (циклогексиламин) в концентрации 60 %.

Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

Вместе с тем в графе 44 названных ДТ сведения о разрешительных документах на момент подачи декларации отсутствовали, информация о предоставлении Обществом обязательства в декларации не указана.

Общество не отрицает факт непредставления при декларировании товара лицензии Минпромторга, однако считает, что разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в отношении спорного товара не применим.

Данная позиция судом отклоняется в силу следующего.

Так, вышеназванными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" вместе с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определен перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

В соответствии с п. 45 Списка III подраздела II раздела 2.12 перечня, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» смеси, содержащие в своем составе несколько веществ, указанных в Списке III подраздела II, в концентрациях, равных или превышающих концентрации, установленные для них в Списке III подраздела II.

Согласно списка III подраздела II «Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ» раздела 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» Приложения №2 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможеннойтерритории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вещество циклогексиламин (п.25), концентрация которого составляет 15% и более входит в перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

В связи с чем, разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза установлен как для вещества «циклогескиламин в концентрации 15% и более с кодом 2921 30 1000», так и для смесей, содержащих в своем составе «циклогесиламин в концентрации 15 % и более», при этом код ТН ВЭД смеси отличен от кода ТН ВЭД, указанного в п.25 Списка III подраздела П.

В связи с чем, доводы Общества о том, что контролю подлежит только само вещество «циклогексиламин в концентрации 15% и более с кодом 2921 30 100 0» судом не принимаются.

Следовательно, для ввоза спорного товара на таможенную территорию необходимо разрешение МВД России и получение лицензии Минпромторга России.

Названное подтверждается также тем обстоятельством, что в настоящее время АО "ЛУКОЙЛ-ЧЕРНОМОРЬЕ" получена лицензия Минпромторга №123 RU17002005860 от 27.06.2017 на импорт ингибитора коррозии для нефтяной промышленности dodicor 1830.

Раздел 2.12 «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры» утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования". Таким образом, на момент подачи ДТ № 10408022/120216/0000169, № 10408022/140316/0000280, №10408022/060317/0000338 порядок перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров был утвержден именно Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.

В связи с чем, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" не могло быть применено в части соотнесения с разделом 2.12 перечня. Однако, в период действия Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" перемещение (равно как помещение под таможенные процедуры) вещества «циклогексиламин» предусматривало разрешительный порядок. Что свидетельствует о необходимости получения разрешительного документа на перемещение вещества «циклогексиламин» несмотря на издание нового нормативно-правового акта, а именно Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования".

Согласно п.5 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров помещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу лицензии Минпромторга.

В соответствии с разделом III Положения для оформления лицензии юридические лица (далее - заявители) представляют в уполномоченный орган государства-члена (в РФ - Минпромторг России), на территории которого зарегистрирован заявитель, документы и сведения, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 10 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение к приложению № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 10 Правил для оформления лицензии на экспорт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров заявители представляют разрешение на ввоз конкретной партии наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (оригинал или его нотариально заверенную копию), выданное компетентным органом государства-импортера, либо официальное уведомление этого органа о том, что указанное разрешение не требуется.

В случае, если в соответствии с законодательством государства-члена решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом по согласованию с другим органом государственной власти этого государства-члена (далее - согласующий орган), то такое согласование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена.

Согласование может осуществляться посредством выдачи заключения (разрешительного документа).

Таким образом, согласующий орган и уполномоченный орган определяется в соответствии с законодательством государства-члена (законодательством РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1567-р от 23 сентября 2010 год утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченныхв рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензийна экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

По разделу 2.12 Перечня - уполномоченным органом является ФСКН России.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

а) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

б) правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно административному регламенту Министерства внутренних дел РФ на данное Министерство возложены функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ.

Кроме того, «циклогексиламин в концентрации 15 % и более» поименован в Перечне прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.

Таким образом, отсутствуют противоречия в том, что один и тот же орган государственной власти является уполномоченным на выдачу разрешительных документов, предусмотренных законодательством ЕАЭС и законодательством РФ. К тому же данный факт является обоснованным и логичным, в связи с тем, что согласующий орган согласно законодательству ЕАЭС определяется в соответствии с законодательством государства-члена (законодательством РФ).

На основании изложенного следует, что органом, определяющим соотносится той или иной товар с разделом 2.12 перечня, а также определяющим требуется ли получениеразрешительного документа на ввоз/вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является МВД России и Минпромторг России.

В графе 17 лицензии Минпромторга №123RU 17002005860 (выданной АО "ЛУКОЙЛ-ЧЕРНОМОРЬЕ" на товар DODICOR 1830) в качестве основания для выдачи лицензии указано «Решение Коллегии ЕЭК №30 от 21.04.2015, Разрешение МВД России №ПР/1-221/17 от 16.06.2017». Таким образом, лицензия Минпроморга выдана на право перемещения указанного выше товара в соответствии с законодательством ЕАЭС.

Таким образом, довод общества о том, что МВД России не выдает Разрешение на перемещение товаров в соответствии с разделом 2.12 Перечня, утвержденного Решением Коллегии №30 от 21.04.2015, судом отклоняется как несостоятельный.

Кроме того, необходимость получения для ввоза на таможенную территорию товара: нейтрализатор "dodicor 1830" (идентичного с товаром, рассматриваемым в рамках настоящего дела), разрешения МВД России и лицензии Минпромторга России, установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2017 по делу N А43-31752/2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 года.

Вместе с тем, разрешительный документ (лицензия Минпромторга) АО "ЛУКОЙЛ-ЧЕРНОМОРЬЕ" не был получен и представлен при перемещении и выпуске товара «Нейтрализатор "dodicor 1830», содержащего циклогексиламин в концентрации 60% по ДТ №№ 10408022/120216/0000169 (товар №1), 10408022/140316/0000280 (товар №1), 10408022/060317/0000338 (товар №1), 10408022/300517/0000755 (товар №1).

Таким образом, АО "ЛУКОЙЛ-ЧЕРНОМОРЬЕ" не соблюдены ограничения, связанные с перемещением товара, содержащего «циклогексиламин в концентрации 15% и более», при пересечении как государственной границы РФ, так и таможенной границы ЕАЭС, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

В силу ча сти 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

При этом обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (ст. 205 ТК ТС).

Поскольку Обществом не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, Таможня и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства Российской Федерации. Перед таможенными органами стоят задачи по обеспечению в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, а так же обязанность таможенных органов по исполнению возложенных государством задач, то есть, все действия таможенных органов РФ направлены, в том числе на сохранение экономической целостности и экономической стабильности государства и производятся во благо последнего.

Следовательно, допущенное обществом правонарушение посягает на государственный порядок правоотношений в сфере декларирования и отчетности, что представляет угрозу охраняемых законом общественных отношений.

Таким образом, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств заявителем суду не представлено.

Правонарушение совершено в области таможенного дела, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

При таких условиях совершенное заявителем правонарушение не может квалифицироваться судом в качестве малозначительного.

Основания для замены Обществу назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение судом не усматривается в связи с отсутствием в материалах дела доказательств соблюдения совокупности условий, установленных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

Штраф в оспариваемом постановлении назначен обществу с учетом положения ч.1 ст.4.4 КоАП РФ в отношении каждого административного правонарушения (по каждой из трех ДТ) по низшему пределу, установленному санкцией статьи 16.3 КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения обществом выявленных правонарушений.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав общества, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении административным органом не допущено.

Тот факт, что по нескольким административным правонарушениям составлен один протокол об административном правонарушении само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении (п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

В силу вышеизложенного оснований для отмены либо для изменения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении судом не усматривается.

Вопрос о взыскании государственной пошлины Арбитражным судом Нижегородской области не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

акционерному обществу «ЛУКОЙЛ-Черноморье», г.Новороссийск Краснодарский край (ИНН <***>), в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10408000-217/2018 от 12.02.2018, согласно которого заявитель привлечен к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150000 рублей, отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней с момента его принятия.

Судья                                                                                                     Л.В. Соколова