ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-6416/19 от 22.05.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-6416/2019

г. Нижний Новгород 22 мая 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена15 мая 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-135), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Арзамасского района Нижегородской области, содержащего требование:

признать незаконным решение администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отказе в установлении земельным участкам вида разрешенного использования, формализованное в письме №36 от 05.02.2019,

обязать администрацию Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области установить вид разрешенного использования земельным участкам с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43 по коду 1.18 - обеспечение сельскохозяйственного производства: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технологического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, в течении семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.03.2019),

от ответчика: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Администрация Арзамасского района Нижегородской области (далее - заявитель) с заявлением о признании незаконным решения администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Красносельского сельсовета) об отказе в установлении земельным участкам вида разрешенного использования, формализованное в письме №36 от 05.02.2019, и обязании администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области установить вид разрешенного использования земельным участкам с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43 по коду 1.18 - обеспечение сельскохозяйственного производства: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технологического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, в течении семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на вступившее в законную силу решение суда по делу №А43-13934/2018, в процессе исполнения которого установлено, что на земельные участки с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42 и 51:41:1402001:43, принадлежащие ОАО «Красносельское» на праве постоянного бессрочного пользования, не установлен вид разрешенного использования.

По мнению заявителя, поскольку на испрашиваемых земельных участках расположены объекты капитального строения и заявитель не имеет возможности разделить сформированные земельные участки под каждым объектом самостоятельно, а также ввиду невозможности присвоения одному земельному участку нескольких видов разрешенного использования, то такой вид использования должен быть установлен согласно первоначальному документу, то есть государственному акту.

Представитель заявителя считает, что на спорных земельных участках, на законных основаниях не может вестись иная деятельность, кроме как сельскохозяйственная, в связи с чем действия администрации Красносельского сельсовета по установлению иных видов разрешенного использования кроме сельскохозяйственного назначения в зоне П-4, противоречат действующему законодательству.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, возражении на отзыв и поддержана представителем в судебном заседании.

Администрация Красносельского сельсовета не согласна с требованием заявителя, так как присвоение данного вида разрешенного использования земельным участкам в настоящее время невозможно без изменения категории земли, так как налицо нецелевое использование данных сельскохозяйственных земель и нарушение требований Федерального закона №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 и ЗК РФ.

Подробно позиция Администрации Красносельского сельсовета изложена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.

Открытое акционерное общество "Красносельское" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств не заявило, отзыв не представило, в предварительном судебном заседании устно поддержало позицию заявителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ННО-02000083, свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №295 от 31.03.1993 Колхозу "Мировой Октябрь" предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 1034 га земли для сельскохозяйственного производства.

Данное право бессрочного (постоянного) пользования землей с 20.01.2004 по настоящее время принадлежит ОАО "Красносельское" - правопреемнику Колхоза "Мировой Октябрь" (выписка из ЕГРЮЛ).

13 ноября 2012 года указанный земельный участок с кадастровым номером 52:41:0000000:340, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Нижегородская область, Арзамасский район, из земель ОАО "Красносельское", снят с кадастрового учета в связи с образованием из него двух земельных участков с кадастровым номером 52:41:1402001:42, площадью 71225кв.м., и кадастровым номером 52:41:1402001:43, площадью 19649кв.м.

29 декабря 2017 года ОАО "Красносельское" обратилось в администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42 и 52:41:1402001:43 в соответствии с законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Письмом от 23.01.2018 №349 администрация отказала обществу в выкупе вышеназванных земельных участков, указав, что ввиду расположения на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимого имущества Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяет на них свое действие, договор купли-продажи испрашиваемых земельных участков может быть заключен только в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с данным отказом администрации, ОАО "Красносельское" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании отказа, формализованного в письме от 23.01.2018 №349.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2018 по делу А43-13934/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018, требование ОАО "Красносельское" удовлетворено, суд признал незаконным решение администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43, формализованное в письме от 23.01.2018 №349 и обязал администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ОАО «Красносельское», с.Красное Арзамасский район (ИНН <***>).

В процессе исполнения решения суда администрацией Арзамасского муниципального района установлено, что на земельные участки с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42 и 51:41:1402001:43, принадлежащие ОАО «Красносельское» на праве постоянного бессрочного пользования, не установлен вид разрешенного использования.

10.01.2019 заявитель направил обращение в администрацию Красносельского сельсовета об установлении указанным земельным участкам вида разрешенного использования.

Письмом от 05.02.2019 №36 администрация Красносельского сельсовета отказала в присвоении вида разрешенного использования, обосновывая свой отказ тем, что на данных земельных участках расположены здания различного назначения, в том числе производственные.

Не согласившись с данным отказом администрации Красносельского сельсовета, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Полномочия по определению видов разрешенного использования земельных участков посредством градостроительного зонирования в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены на органы местного самоуправления.

Земельный кодекс Российской Федерации закрепил общие положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков.

Согласно статье 1 ЗК РФ к числу принципов земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому "правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства".

В статье 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется "исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов".

Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2018 по делу №А43-13934/2018, ОАО "Красносельское" является правопреемником колхоза "Мировой Октябрь". В соответствии с Уставом общества и выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя является выращивание зерновых культур, дополнительными видами деятельности также являются виды сельскохозяйственной деятельности (выращивание зернобобовых культур, овощей, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина, разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока и пр.).

Испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42 и 52:41:1402001:43, образованные путем разделения земельного участка с кадастровым номером 52:41:0000000:340, принадлежат обществу, как правопреемнику колхоза "Мировой Октябрь", на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения.

Изначально земельный участок с кадастровым номером 52:41:0000000:340, из которого образованы испрашиваемые земельные участки, предоставлялся колхозу "Мировой Октябрь" (правопредшественнику ОАО "Красносельское") для сельскохозяйственного производства, и согласно выписке из ЕГРН относился к землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно государственному акту выданного колхозу «Мировой Октябрь» № ННО-02000083, правопреемником которого является ОАО «Красносельское», в бессрочное пользование предоставлено 1034 га для сельскохозяйственного производства. В соответствии с экспликацией в указанный массив входят как сельскохозяйственные угодья, так и другие земли, в том числе земли застройки, что подтверждается отчетом о наличии земель и распределение их формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. Согласно указанного отчета площадь земель застройки составляет 49,79 га. Право бессрочного пользования на пахотные земли из указанной площади ОАО «Красносельское» переоформило в собственность.

В рассматриваемом случае общество обратилось в администрацию Красносельского сельсовета с заявлением о присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42 и 52:41:1402001:43 вида разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства" (код 1.18).

Отказывая обществу в присвоении земельным участкам вида разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства" (код 1.18) администрация Красносельского сельсовета сослалась на то, что смена вида разрешенного использования земель будет нарушением Земельного и Градостроительного кодексов, а также Правил землепользования и застройки Красносельского сельсовета.

Вместе с тем, указанная позиция органа местного самоуправления является несостоятельной в силу следующего.

Специальный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения обусловлен необходимостью их целевого использования, что следует из норм пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, а также подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона N101-ФЗ.

Исходя из приведенных выше норм права и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе целевого использования земельных участков, принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о смене вида земель.

При этом, частью 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В данном случае, на спорных земельных участках не определен вид разрешенного использования.

Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению, подразумевающий, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Предусмотренный пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации состав земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) определен, исходя из той роли, которую играет земля в сельскохозяйственном производстве с учетом особых требований, предъявляемых к владельцам земель сельскохозяйственного назначения к сохранению сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, сенокосы).

Таким образом, ввиду того, что на испрашиваемых земельных участках расположены объекты капитального строительства им необходимо присвоить виды разрешенного использования по коду 1.18 - Обеспечение сельскохозяйственного производства: Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В связи с чем, судом отклоняется довод администрации Красносельского сельсовета о невозможности присвоения данного вида разрешенного использования земельным участкам без изменения категории земли.

Согласно ПЗЗ Красносельского сельсовета данные участки находятся в зоне П-4 «Зона размещения производственных, коммунальных объектов, объектов производства, хранения и переработке сельскохозяйственной продукции и иных объектов, не выше 4 класса опасности». Следует учесть, что ПЗЗ утверждены позднее, чем утвержден государственный акт.

Администрация Красносельского сельсовета указывает, что в соответствии с ч.4 ст.78 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Таким образом, с учетом указанной статьи, администрация Красносельского сельсовета не должна допускать установление зоны П-4 в указанном массиве.

Следовательно, администрация Красносельского сельсовета, установив виды разрешенного использования кроме сельскохозяйственного назначения в зоне П-4, противоречит действующему законодательству. На спорных земельных участках, на законных основаниях не может вестись иная деятельность, кроме как сельскохозяйственная, то есть Администрация Красносельского сельсовета, как орган местного самоуправления, должна препятствовать ведению незаконной предпринимательской деятельности, а не устанавливать вид разрешенного использования земельным участкам, который позволит вести промышленную деятельность в недопустимой зоне.

В рассматриваемом случае, установленная зона П-4 предусматривает размещение объектов для сельскохозяйственного использования, в том числе и вид разрешенного использования 1.18, что не противоречит требованиям заявителя.

Одному участку не могут быть присвоены разные виды разрешенного использования. Участки с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43 сформированы ОАО «Красносельское» под множественными объектами.

Заявитель не имеет возможности разделить сформированные земельные участки под каждым объектом самостоятельно.

Ввиду невозможности присвоения одному земельному участку нескольких видов разрешенного использования, вид должен быть установлен согласно первоначальному документу, то есть государственному акту.

На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, формализованный в письме от 05.02.2019 №36, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права общества, препятствует администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2018 по делу №А43-13934/2018, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Таким образом, суд в качестве правовосстановительной меры считает необходимым обязать администрацию Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области в течение семи рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу установить вид разрешенного использования земельным участкам с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43 по коду 1.18 - обеспечение сельскохозяйственного производства: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технологического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование Администрации Арзамасского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отказе в установлении земельным участкам вида разрешенного использования, формализованное в письме №36 от 05.02.2019, и обязать администрацию Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области в течение семи рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу установить вид разрешенного использования земельным участкам с кадастровыми номерами 52:41:1402001:42, 52:41:1402001:43 по коду 1.18 - обеспечение сельскохозяйственного производства: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технологического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных