ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-909/2022 от 16.02.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-909/2022

г. Нижний Новгород                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена                          16 февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено                           18 февраля 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-21),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,

с участием представителей сторон:

от заявителя: Мишуниной С.С. (по доверенности от 22.11.2021),

от заинтересованного лица: Казанцева Д.А. (по доверенности от 13.09.2021),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова» (ИНН 5249002485), о признании незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.10.2021 №052/01/18.1-3289/2021,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Издат-Черноземье»,

установил: в арбитражный суд обратилось ФКП «Завод имени Я.М.Свердлова» (далее - заявитель, Предприятие) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – ответчик, Управление) от 28.10.2021 №052/01/18.1-3289/2021.

С позиции заявителя, оспариваемое решение является незаконным и необоснованным. Подробно доводы Предприятия изложены в его заявлении (дополнениях к нему) и поддержаны представителем в судебном заседании.

Представители Управления требование заявителя отклонили по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, считают оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными.

Третье лицо (далее - Общество), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав позицию представителей сторон, суд установил следующее.

08.10.2021 заказчиком в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etprf.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку бланков «Лицевой счет» (номер извещения 32110712137).

Начальная (максимальная) цена договора - 59 400 руб.

До окончания срока подачи заявок (18.10.2021 в 09:00) подано три заявки.

19.10.2021 состоялась процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, что зафиксировано в протоколе № 32110712137.

Обществу отказано в допуске к участию в закупке на основании подпункта 1) пункта 18 раздела I извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно: в нарушение требований подпункта 6.1.6) пункта 15 раздела I извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в составе заявки участником закупки не представлена копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки или письмо/уведомление о том, что сделка не является крупной.

Общество обратилось в Управление с жалобой на действия закупочной комиссии при проведении указанных торгов.

В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссия Управления установила, что заявка Общества соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Решением от 28.10.2021 по делу №052/01/18.1-3289/2021 Управление признало жалобу Общества обоснованной, а закупочную комиссию Предприятия - нарушившей требования части 10 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ).

В этот же день Предприятию выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках №052/01/18.1-3289/2021, в соответствии с которым закупочной комиссии Предприятия в срок до 12.11.2021 предписывалось отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 19.10.2021 №32110712137 и повторно рассмотреть заявки с учетом выводов комиссии, указанных в решении №052/01/18.1-3289/2021.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц и оспаривания их результатов определены положениями Закона №223-ФЗ.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон №135-ФЗ), в частности положения статьи 18.1 данного Закона.

В соответствии со статьей 6 Закона №223-ФЗ контроль соблюдения требований данного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ).

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, оспариваемое решение выдано уполномоченным органом.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке) (часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ).

В силу части 9 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного закона.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08.10.2021 Предприятием в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etprf.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку бланков «Лицевой счет» (номер извещения 32110712137), и документация о проведении запроса котировок.

Закупочная деятельность Предприятия регламентирована Положением о закупках, утвержденным генеральным директором Предприятия 05.10.2021, согласно пункту 2.11.11 которого установлено, что не допускается предъявлять к участникам процедуры закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок/предложений на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в извещении и/или документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам процедур закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок/предложений на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам процедур закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2.12.1 названного положения при рассмотрении заявок/предложений на участие в закупках участник процедур закупок не допускается Комиссией к участию в закупках, в том числе, в случае непредоставления документов и/или сведений, определенных в извещении и/или документации о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание которых размещается закупка.

В силу подпункта "е" пункта 8.10.1 Положением о закупках, утвержденным генеральным директором Предприятия 05.10.2021, участникам процедуры необходимо представить копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе котировок, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. В случае, если для данного участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора - не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки представляет соответствующее письмо/уведомление.

Вышеуказанное требование продублировано в подпункте 6.1.6) пункта 15 раздела I извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в разделе "Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке".

На участие в запросе котировок в электронной форме Общество подало заявку с приложением, в том числе, копию решения единственного участника ООО «Издат-Черноземье» от 26.09.2019 №16.

Согласно пункту 1 решения от 26.09.2019 №16 единственным участком Общества одобрено совершение крупных сделок, совершаемых по итогам закупочных процедур по Закону №223-ФЗ и Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», сроком на 3 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон №14-ФЗ) принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

В решении о согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения (абзац 3 пункта 3 статьи 46 Закона №14-ФЗ).

В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки (абзац 4 пункта 3 статьи 46 Закона №14-ФЗ).

В соответствии с абзацем 10 пункта 3 статьи 46 Закона №14-ФЗ в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Закон №14-ФЗ не содержит требования о повторном подтверждении согласия на совершение крупной сделки в случае изменения состава участников.

Лица, являвшиеся участниками на момент принятия решения общим собранием ООО, обладали правом дать согласие на совершение крупной сделки, таким образом, в соответствии с Законом №14-ФЗ согласие на проведение крупной сделки действует в течение срока, установленного участниками в решении (или в течение одного года).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации одобрение на совершение крупной сделки действует в течение трех лет с момента его совершения.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.08.2018 №Ф01-2930/2018 по делу №А11-4701/2017.

Таким образом, заявка ООО «Издат-Черноземье» соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Изложенное свидетельствует о нарушении закупочной комиссией требований части 10 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ.

В связи с чем, комиссия заказчика необоснованно отклонила заявку указанного участника редукциона.

При изложенных обстоятельствах, суд находит оспариваемое решение от 28.10.2021 №052/01/18.1-3289/2021, вынесенное Управлением, соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Федеральному казенному предприятию «Завод им.Я.М.Свердлова» (ИНН 5249002485), в удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей отнести на заявителя.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                           Л.В. Соколова