АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-9194/2010
г. Нижний Новгород 25 апреля 2011 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Иванова А.В. (шифр 10-203),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цигулевой Э.В.,
при участии представителя заявителя — главы фермерского хозяйства ФИО1 (паспорт гражданина, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 июля 2010 года),
рассмотрев 18 апреля 2011 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление
фермерского хозяйства «Кузьмино» д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия, выраженного в нарушении порядка предоставления земельных участков в части невыдачи заявителю утвержденной схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — фермерского хозяйства «Ларино» д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области,
установил:
заявитель с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в части идентификации земель, необходимых заявителю для осуществления деятельности) просит признать незаконным бездействие Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выраженное в неутверждении и в невыдаче фермерскому хозяйству «Кузьмино» схемы расположения земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории: земельного участка № 1, приблизительной площадью 150 га, расположенного юго-западнее д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1 км от юго-западной границы д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области; и земельного участка № 2, приблизительной площадью 60 га, расположенного юго-восточнее д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1,5 км от юго-восточной границы д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области. В качестве меры правовосстановительного характера заявитель просит обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской областиутвердить и выдать фермерскому хозяйству «Кузьмино» схему расположения вышеназванных земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, мотивировав их тем, что фермерское хозяйство «Кузьмино» неоднократно обращалось на имя Главы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области:
с заявлением от 3 апреля 2008 года о выделении земель в аренду возле д. Серково для возделывания сельскохозяйственных культур в количестве 150 га согласно приложенной схемы,
с заявлением от 25 декабря 2008 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 га возле деревень Прокошевка и Полянка для возделывания сельскохозяйственных культур согласно приложенной схемы,
с заявлением от 29 июня 2009 года о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка возле д. Серково площадью 150 га согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для возделывания сельскохозяйственных культур (повторное обращение),
с заявлением от 13 августа 2009 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 га возле деревень Прокошевка и Полянка для возделывания сельскохозяйственных культур (повторное обращение).
В ходе судебного разбирательства заявитель вновь обращался к ответчикам с аналогичными заявлениями, приложив необходимые документы, обосновывающие размеры испрашиваемых земельных участков (заявление от 27 апреля 2010 года и заявления от 26 июля 2010 года № 14, 16 с приложениями).
Заявитель полагает, что в силу положений Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на основании названных обращений ответчики были обязаны утвердить и выдать фермерскому хозяйству «Кузьмино» схемы расположения названных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для постановки заявителем указанных земельных участков на государственный кадастровый учет с целью последующего заключения договоров аренды.
Вместо этого, ответчики на различных совещаниях предлагали заявителю принять участие в конкурсе на право заключения договоров аренды спорных земель, что, по мнению заявителя, является нарушением Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом заявитель обращает внимание суда на то, что испрашиваемые земли несколько лет фактически используются заявителем для сельскохозяйственного производства. С требованием об освобождении указанных земель к заявителю никто не обращался. Лиц, реально претендующих на упомянутые земли, нет.
Оспариваемое бездействие ответчиков, как полагает заявитель, нарушает права фермерского хозяйства «Кузьмино» в предпринимательской деятельности, препятствует наращиванию производства сельскохозяйственных культур, ведет к упадку хозяйства. Отсутствие оформленных надлежащим образом земельных отношений является препятствием для кредитования заявителя со стороны коммерческих банков.
В представленных отзывах ответчики требования заявителя не признают. При этом доводы ответчиков сводятся к тому, что заявитель не обращался в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности, с надлежащими заявлениями с приложением всех предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» документов (обоснований), что формально не позволяло ответчикам принять соответствующие распорядительные акты об утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В частности, не позволяло определить обоснованность заявленных фермерским хозяйством «Кузьмино» площадей земель сельскохозяйственного назначения, испрашиваемых в аренду.
Кроме того, ответчики утверждают, что по вопросу возможного использования спорных земель для целей сельскохозяйственного производства после публикации соответствующей информации о возможности предоставления испрашиваемых заявителем земель в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности, обратилось несколько сельхозпроизводителей, включая и участвующее в деле третье лицо. В связи с чем, по правилам пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» спорные земельные участки подлежали предоставлению сельхозпроизводителям на торгах (конкурсах, аукционах).
Третье лицо — фермерское хозяйство «Ларино» отзыв по делу не представило.
Ответчики и третье лицо, извещенные судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков и третьего лица по правилам статей 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доводы представителя заявителя, изучив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд находит, что требования фермерского хозяйства «Кузьмино» подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявитель создан и действует как юридическое лицо (основной государственный регистрационный номер <***>), осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Для указанного производства заявителю необходимо использовать (обрабатывать) сельскохозяйственные угодья. Фактически обрабатываемые заявителем сельскохозяйственные угодья являются землями, входящими в фонд перераспределения земель Кстовского муниципального района Нижегородской области. Именно в отношении указанных земель возник спор, разрешаемый в рамках данного дела.
Относительно вышеназванных фактических обстоятельств, приведенных заявителем в основание заявленных требований, ответчики каких-либо возражений не привели, что предполагает признание этих обстоятельств сторонами в силу правила части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С целью оформления фактически сложившегося землепользования, заявитель неоднократно обращался на имя Главы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области с заявлениями о предоставлении в аренду обрабатываемых земель: заявление от 3 апреля 2008 года о выделении земель в аренду возле д. Серково для возделывания сельскохозяйственных культур в количестве 150 га; заявление от 25 декабря 2008 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 га возле деревень Прокошевка и Полянка для возделывания сельскохозяйственных культур; заявление от 29 июня 2009 года о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка возле д. Серково площадью 150 га для возделывания сельскохозяйственных культур (повторное обращение); заявление от 13 августа 2009 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 га возле деревень Прокошевка и Полянка для возделывания сельскохозяйственных культур (повторное обращение); заявление от 27 апреля 2010 года и заявления от 26 июля 2010 года № 14, 16 с приложениями, указанными в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Между тем, вопрос о закреплении обрабатываемых сельскохозяйственных угодий за заявителем на праве аренды так и не был разрешен ответчиками.
Разрешая данный спор, арбитражный суд исходит из следующих правовых позиций.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном деле суд установил наличии обоих условий судебной защиты.
В силу правил пунктов 1 – 3 статьи 1, пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В то же время, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы названного Закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Таким образом, положения Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по общему правилу применяются к заявителю.
Согласно правилам статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу общих правил статей 78, 80, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе: гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Общие правила предоставления земельных участков заинтересованным лицам для целей, не связанных со строительством, установлены в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этим правилам, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса. В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 этого Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости». Уполномоченный в порядке статьи 29 этого Кодекса орган, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Специальные правила предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам установлены в статье 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В соответствии с указанной нормой Закона, лица, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для осуществления деятельности фермерского хозяйства, подают в уполномоченный орган заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании такого заявления с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Уполномоченный на предоставление земельных участков орган в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Применительно к данному делу уполномоченными органами являются ответчики, к которым заявитель неоднократно обращался с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду для целей сельскохозяйственного производства.
При этом в ходе судебного разбирательства заявитель доказал факт представления ответчикам всех необходимых обоснований для разрешения вопроса по оформлению фактически обрабатываемых им земельных участков фонда перераспределения земель в аренду, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Относительно указанных обоснований, включая размеры запрашиваемых земельных участков, ответчики возражений в порядке части 3.1 статьи 70, частей 1, 5 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привели.
В связи с чем, бездействие ответчиков, выраженное в неутверждении и в невыдаче фермерскому хозяйству «Кузьмино» схемы расположения земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а именно: земельного участка № 1, приблизительной площадью 150 га, расположенного юго-западнее д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1 км от юго-западной границы д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области; и земельного участка № 2, приблизительной площадью 60 га, расположенного юго-восточнее д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1,5 км от юго-восточной границы д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области, арбитражный суд признает несоответствующим вышеприведенным положениям земельного законодательства Российской Федерации.
Доводы ответчиков о том, что на спорные земельные участки имеются иные претенденты, арбитражный суд отклоняет как необоснованные. Так, ответчики указывают на то обстоятельство, что в целях реализации принципа прозрачности процедур предоставления спорных земель, в периодическом печатном средстве массовой информации — газете «Маяк» от 13 марта 2009 года была осуществлена публикации сообщения о предстоящем предоставлении земель. После этой публикации к ответчикам обратилось несколько сельхозпроизводителей. В связи с чем, по мнению ответчиков, спорные земельные участки подлежали предоставлению сельхозпроизводителям на торгах (конкурсах, аукционах) по правилам пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Между тем, процедура торгов ни по прошествии месячного срока со дня публикации сообщения о возможном предоставлении земель и поступления заявок на них, ни до настоящего времени ответчиками не осуществлена. Что подтверждает доводы заявителя о том, что реальных претендентов на спорные земли не имеется (поскольку, если бы такие претенденты были, то они, как минимум настаивали бы на проведении таких торгов).
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, о незаконности бездействия ответчиков и о наличии оснований для судебной защиты заявленных фермерским хозяйством «Кузьмино» требований.
При распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при его обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов. В связи с чем, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя с Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (как с исполнительного органа местного самоуправления, на имя которого поступали многочисленные заявления фермерского хозяйства «Кузьмино»).
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выраженное в неутверждении и в невыдаче фермерскому хозяйству «Кузьмино» д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области схемы расположения земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории: земельного участка № 1, приблизительной площадью 150 га, расположенного юго-западнее д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1 км от юго-западной границы д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области; и земельного участка № 2, приблизительной площадью 60 га, расположенного юго-восточнее д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1,5 км от юго-восточной границы д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области, как несоответствующее положениям земельного законодательства Российской Федерации.
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской областиутвердить и выдать фермерскому хозяйству «Кузьмино» д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области в срок не превышающий десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения схему расположения земельных участков сельскохозяйственного назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории: земельного участка № 1, приблизительной площадью 150 га, расположенного юго-западнее д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1 км от юго-западной границы д. Серково Прокошевской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области; и земельного участка № 2, приблизительной площадью 60 га, расположенного юго-восточнее д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области на расстоянии около 1,5 км от юго-восточной границы д. Прокошевка Чернышихинской сельской администрации Кстовского района Нижегородской области.
Взыскать с Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в пользу фермерского хозяйства «Кузьмино» д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4000 рублей — судебных расходов. По вступлению настоящего решения в законную силу выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.
Судья А.В. Иванов