АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Великий Новгород | Дело № А44-1280/2022 |
Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Федоровой А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сметаниной А.А., помощником судьи Морозковым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а)
к обществу с ограниченной ответственностью «Соммерс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 174400, <...>)
о взыскании 88 100,74 руб.,
по встречному исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Соммерс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 174400, <...>)
к государственному областному казенному учреждению «Центр занятости населения Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а)
о взыскании 313 325,97 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173002, <...>) и
общество с ограниченной ответственностью «ГрафИнфо» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173003, <...>)
при участии:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности №245 от 10.03.2022,
от ответчика: Пешко Константина Анатольевича – представителя по доверенности от 15.06.2022, ФИО2 – генеральный директор (личность подтверждена паспортными данными, полномочия – выпиской из ЕГРЮЛ), ФИО3 – представителя по доверенности № 454 от 23.09.2022;
от третьих лиц: не явились,
установил:
государственное областное казенное учреждение «Центр занятости населения Новгородской области» (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Соммерс» (далее - ответчик, Общество) о взыскании 88 100,74 руб. пеней за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН от 29.03.2021, а также почтовых расходов и. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 17.03.2022 исковое заявление Учреждение принято к производству арбитражного суда в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), сторонам установлены сроки для представления отзыва и дополнительных доказательств.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Новгородской области» и общество с ограниченной ответственностью «ГрафИнфо».
В арбитражный суд 19.04.2022 поступило встречное исковое заявление Общества к Учреждению о взыскании 313 325,97 руб., в том числе 296 523,00 руб. задолженности по государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН от 29.03.2021, 16 802,97 руб. пеней за период с 11.01.2022 по 05.04.2022, а также пеней по день фактической оплаты задолженности.
Определением от 25.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание назначено на 20.06.2022. Этим же определением встречное исковое заявление Общества принято к производству суда и назначено к рассмотрению совместно с первоначальным иском Учреждения.
В ходе рассмотрения дела Учреждение в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, исключив требование о взыскании почтовых расходов.
Уточнение первоначальных требований Учреждения принято, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Судебное заседание по делу неоднократно откладывалось, последнее судебное заседание на 23.09.2022.
В судебном заседании 23.09.2022 в соответствии со статьёй 163 АПК РФ объявлялись перерывы до 30.09.2022 и 05.10.2022 соответственно. Информация о перерывах размещена на доске расписаний рассмотрения дел в Арбитражном суде Новгородской области и на официальном сайте Арбитражного суда Новгородской области в сети Интернет.
Представитель истца поддержал первоначальные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на встречный иск, приобщил к материалам дела дополнительные документы.
Представители ответчика первоначальные требования Учреждения не признали по основаниям, изложенным в отзыве на первоначальный иск, встречные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 29.03.2021 по результатам электронного аукциона между ГОКУ ««Центр занятости населения Новгородской области» (Заказчик) и ООО «Соммерс» (Подрядчик) заключен государственный контракт № 0113-ЭА2021/ЦЗН (далее - Контракт), предметом которого являлось выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: <...> на условиях, в порядке и сроки, определяемые в Контракте.
Проектно-сметная документация по объекту: «Капитальный ремонт административного здания, расположенного по адресу: <...>» (далее - ПСД) передана Учреждением Обществу по акту приёма – передачи от 30.03.2021.
Между ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» (Заказчик) и ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» (Исполнитель) 06.04.2021 заключено Соглашение по осуществлению строительного контроля, согласно которому Исполнитель, по поручению Заказчика, безвозмездно осуществляет ведение строительного контроля, за ходом проведения работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: <...> в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» и Контрактом.
ГОКУ «ЦЗН Новгородской области» передало 09.04.2021, а ГБУ «УКС Новгородской области» приняло ПСД «Капитальный ремонт административного здания, расположенного по адресу: <...> д. ЗЗА» (далее - Объект), а также положительное заключение ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» № 53-1-0194Нр-20 о проверке стоимости капитального ремонта указанного объекта по акту приёма - передачи.
Согласно пункту 1.3 Контракта работы, предусмотренные настоящим Контрактом, выполняются Подрядчиком в соответствии с Проектной документацией, Техническим заданием, сметным расчётом стоимости работ, календарным графиком производства работ.
Пунктом 3.1 Контракта определён срок выполнения (завершения) работ: с даты подписания Контракта по 31 августа 2021 года.
Пунктом 2.3 Контракта установлено, что цена Контракта включает в себя помимо стоимости самих работ расходы на материалы, оборудование, транспортировку, погрузку-разгрузку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные затраты связанные с выполнением работ, предусмотренных контрактом.
По просьбе Подрядчика сроки выполнения работ неоднократно переносились, в адрес Подрядчика неоднократно высказывались замечания по качеству работ и срокам их выполнения.
В связи с необходимостью внесения изменений в сметную документацию по спорному объекту 22.04.2021состоялось совещание, на котором присутствовали представители ГБУ «УКС Новгородской области», Заказчика и Подрядчика, по результатам которого принято решение, оформленное протоколом № 1, о внесении изменений в сметную документацию и обязании ООО «Соммерс» предоставить Заказчику сметы: информационную - «минус» и на дополнительные работы.
ГБУ «УКС Новгородской области» 16.07.2021 сообщило Заказчику, что сметная документация к государственному контракту согласована в полном объёме, кроме того, согласована корректировка сметной документации к Контракту (локальные сметы на минусовые объёмы работ и на плюсовые объёмы работ), а также согласована сметная документация в счёт затрат на непредвиденные расходы в размере 2% от цены Контракта (на сумму 56,563 тыс. руб.) и на дополнительные работы в пределах 10% цены Контракта (на сумму 288,445 тыс. руб.) и рекомендовал направить откорректированную сметную документацию на повторную государственную экспертизу в ГАУ «Госэкспертиза Новгородской области» (исх. № УКС-795-и).
В ходе исполнения обязательств по Контракту Стороны пришли к соглашению об изменении объёма выполняемых работ и увеличении стоимости Контракта, что было оформлено Дополнительным соглашением № 1 от 23.08.2021 года. Цена Контракта составила 3 172 895,80 руб. (НДС не облагается).
Письмом от 27.08.2021 года Подрядчик (ООО «Соммерс») уведомил Заказчика о выполнении работ на Объекте на 83% (исх. № 30).
В адрес Заказчика 30.08.2021 поступило письмо исх. № 31, в котором Подрядчик сообщил о завершении выполнения работ по Государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН от 29.03.2021 года и просил создать комиссию и осуществить приёмку выполненных работ 31.08.2021 года.
Заказчик 31.08.2021 уведомил Подрядчика о преждевременности приёмки выполненных работ в связи с многочисленными недостатками и недоделками (исх. № 2153).
Исполнитель строительного контроля от ГБУ «УКС Новгородской области» 01.09.2021 сообщило Заказчику, что объём выполненных работ на Объекте соответствует заявленному ООО «Соммерс» и составляет 83% и указал реальный срок для устранения выявленных замечаний - 10.09.2021.
Подрядчик гарантировал устранение замечаний по Объекту в срок до 10.09.2021 года (исх. № 33 от 01.09.2021).
Заказчик 10.09.2021 уведомил подрядчика о выявленных в ходе проверки степени готовности Объекта к сдаче и качества выполненных работ недостатках капитального ремонта и, согласно п. 7.6 Контракта, установил срок для их устранения - не позднее 20.09.2021 года (исх. № 2265).
В письме исх. № 34 от 13.09.2021 ООО «Соммерс» сообщил информацию об устранении недостатков и указал окончательный срок их устранения и завершения работ по Контракту - 20.09.2021.
Письмом от 22.09.2021 года исх. № УКС-1142-и ГБУ «УКС Новгородской области» уведомил ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» о не устранении части недостатков, выявленных в ходе проверки 10.09.2021. Данная информация была доведена до сведения Подрядчика (исх. № 2315 от 23.09.2021).
ООО «Соммерс» 27.09.2021 уведомило о полном выполнении работ по Объекту в соответствии со сметной документацией и просил создать комиссию и осуществить приёмку выполненных работ (исх. № 40). В этом же письме Подрядчик сообщил о безвозмездном выполнении ряда дополнительных работ для улучшения эксплуатации здания, не учтенных ПСД.
В письме исх. № 2363 от 27.09.2021 «О выявленных недостатках капитального ремонта» Заказчик уведомил Подрядчика о не устранении недостатков, выявленных в ходе проверок 10.09.2021 и 24.09.2021. Письмо с перечислением выявленных недостатков и замечаний направлено ГБУ «УКС Новгородской области» (исх. № ЦЗ-342-и от 27.09.2021).
Приёмочной комиссией 06.10.2021, в присутствии и с участием со стороны Подрядчика - директора ООО «Соммерс» ФИО2 и инженера ООО «Соммерс» ФИО3, со стороны ГБУ «УКС Новгородской области» - инженера строительного контроля ФИО4, проверено соответствие выполненных работ условиям Контракта и проектно-сметной документации, комплектность и количество экземпляров исполнительной документации в соответствии с реестром, представленным Подрядчиком.
В ходе осмотра и проверки выполненных работ выявлены многочисленные замечания по качеству работ, недостатки и замечания, не соответствие требованиям и стандартам «доступной среды» в нарушение проектно-сметной документации, переданной по акту приёма - передачи ПСД от 30.03.2021. Указанные недостатки и замечания нашли своё отражение в Мотивированном отказе от подписания Акта о приёмке выполненных работ (исх. № 2464 от 07.10.2021). Там же установлен срок устранения всех обнаруженных недостатков своими силами и за свой счёт - на более 15 календарных дней (п. 7.6 Контракта).
Письмом исх. № 47 от 08.10.2021 ООО «Соммерс» не согласился с позицией Заказчика.
В адрес Подрядчика 12 и 15.10.2021 направлены письма исх. № 2496 и № 2539 «О завершающем этапе капитального ремонта» о необходимости устранения выявленных недостатков и согласования схем укладки тактильной плитки. 18.10.2021 года ООО «Соммерс» обратилось к проектировщику ПСД -ООО «ГрафИнфо» с просьбой согласовать схемы укладки тактильной плитки.
Подрядчик 21.10.2021, в связи с тем, что процесс согласования схем укладки тактильной плитки находится на стадии разработки чертежей ООО «ГрафИнфо», просил продлить срок устранения выявленных недостатков до 31.10.2021 (исх. № 52). Письмом исх. № 2586 от 22.10.2021 Заказчик согласился на продление срока устранения недостатков до 31.10.2021, одновременно указав на необходимость устранения недостатков, выявленных в последующий период.
ООО «Соммерс» 25.10.2021 обратилось к ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области», ГБУ «УКС Новгородской области», ООО «СтройДоступность» (эксперт Всероссийского общества инвалидов в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения) и ООО «ГрафИнфо» с просьбой согласовать предоставленную схему укладки тактильной плитки или создать комиссию для разрешения сложившейся ситуации (исх. № 54).
Подрядчик 03.11.2021 обратился к Заказчику с просьбой продлить срок устранения недостатков до 30-11.2021 в связи с незавершённостью процесса согласования схем укладки тактильной плитки (исх. № 58). ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» письмом исх. № 2740 от 09.11.2021 согласилось с продлением срока устранения недостатков до 30.11.2021.
В адрес Заказчика 15.11.2021 поступила претензия ООО «Соммерс» (исх. № 60), в которой Подрядчик указывает на несоответствие требований Заказчика по выполнению определённых работ проектно-сметной документации и настаивает на приёмке выполненных работ.
Претензия Заказчиком рассмотрена, в письме исх. № 2820 от 19.11.2021 указывается на соответствие требований ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» ПСД, переданной Подрядчику 30.03.2021 по акту приёма -передачи (6 альбомов на бумажном носителе), а также на не устранение ранее выявленных недостатков.
Комиссией ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» 22.11.2021 в присутствии представителей Подрядчика - директора ООО «Соммерс» ФИО2 и инженера ООО «Соммерс» ФИО3 проверено соответствие выполненных работ условиям Контракта и ПСД. По результатам проверки составлен акт, представители Подрядчика от подписания Акта отказались.
По результатам указанной проверки 23.11.2021 года прошло межведомственное совещание по вопросу «О завершении капитального ремонта административного здания, расположенное по адресу: <...> д. ЗЗА» в составе представителей министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области, министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области», ГБУ «УКС Новгородской области», ООО «СтройДоступность» и ООО «Соммерс», на котором представителям Подрядчика был вручен Акт проверки выполнения работ по капитальному ремонту Объекта от 22.11.2021 года, а также установлен срок устранения недостатков - до 3 0.11.2021.
Подрядчику 30.11.2021 было направлено письмо исх. № 2927 с просьбой в кратчайшие сроки устранить недостатки, выявленные при простановке объекта под охрану.
ООО «Соммерс» 30.11.2021 представило пояснения по акту от 22.11.2021, в котором сообщает об устранении отдельных недостатков, устанавливает срок расширения дверных проёмов и установки соответствующих дверных блоков до 07.12.2021 и гарантирует расшивку трещин и восстановление окраски после окончательной усадки цементного раствора кирпичной кладки, то есть в весенне - летний период 2022.
Письмом исх. № 2916 от 02.12.2021 Заказчик уведомил Подрядчика о готовности направить комиссию для осуществления приёмки Объекта при условии устранения Подрядчиком всех указанных в Акте от 22.11.2021 недостатков и направления письменного извещения Заказчику о дате завершения всех работ с приложением актуальных подтверждающих документов, согласованных с ГБУ «УКС Новгородской области».
Письмом исх. № 72 от 07.12.2021 ООО «Соммерс» сообщил о завершении выполнения работ по государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН. Письмами исх. № 73 и исх. № 74 ООО «Соммерс» гарантировал выполнение работ по устранению недостатков по окраске фасада и по устранению трещинообразования после полной усадки раствора в весенне -летний период 2022.
ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» 07.12.2021 уведомило ГБУ «УКС Новгородской области» о дате приёмки Объекта - 09.12.2021 (исх. № 2986).
Приёмочной комиссией 09.12.2021, в присутствии со стороны Подрядчика - директора ООО «Соммерс» ФИО2 и инженера ООО «Соммерс» ФИО3, со стороны ГБУ «УКС Новгородской области» - главного специалиста производственного отдела ФИО5 проверено соответствие выполненных работ условиям Контракта и ПСД, комплектность и количество экземпляров исполнительной документации, представленной Подрядчиком. Проверено устранение недостатков и замечаний, выявленных и отражённых в Акте от 22.11.2021. Недостатки устранены, за исключением недостатков по окраске фасада и по устранению трещинообразования, по которым Подрядчиком даны гарантийные обязательства (исх. №№ 73, 74 от 07.12.2021).
Приёмка выполненных работ в соответствии с требованиями строительных норм по «доступной среде» осуществлялась экспертом Всероссийского общества инвалидов в области создания и обеспечения безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения ФИО6 (ООО «СтройДоступность») в режиме видеоконференцсвязи.
Приёмочной комиссией принято решение в соответствии с пунктом 7.7 Контракта представить на подпись директору ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» акт о приёмке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-2), а также принять у Подрядчика копии сертификатов соответствия на применённые материалы, пожарные сертификаты и иную отчётную документацию.
Согласно пункту 9.5 Контракта в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Порядок расчёта пеней определён пунктом 9.9 Контракта.
Истец 20.12.2021 направил в адрес ответчика претензию, просил оплатить пени за просрочку исполнения обязательств в размере 88 100, 84 руб.
В ответе на претензию исх. № 75 от 29.12.2021 ООО «Соммерс» посчитало требования ГОКУ «ЦЗН «Новгородской области» не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Поскольку Общество не оплатило пени в установленный срок, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, Общество, ссылаясь на выполнение дополнительного объёма работ по спорному объекту, обратилось в арбитражный суд с встречным иском о взыскании стоимости дополнительных работ.
При рассмотрении настоящего спора суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Закон № 44-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Как следует из пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В части 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 476-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом» утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из пункта 3 названных Правил следует, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе, в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Обязательства по контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН ответчиком исполнены в полном объеме. Наличие просрочки исполнения обязательств по контракту сторонами не оспаривается. Заявленная сумма неустойки не превышает 5% от цены контракта.
Ответчик не признает требование о взыскании неустойки, ссылаясь на положения Постановления Правительства № 783.
Доказательств наличия обстоятельств, исключающих в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 списание неустойки, материалы дела не содержат, судом не установлены и истец на таковые не ссылается.
При этом часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ носит императивный характер (то есть обязательный к исполнению), прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 № 305- ЭС18-5712 по делу № А40-179525/2017, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 305-ЭС17-23242).
В данном случае суд усматривает наличие оснований для списания неустойки по пункту 2 Постановления Правительства № 783, поскольку сумма начисленной неустойки не превышает 5 процентов цены контракта.
Исходя из выше изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Также суд не находит оснований для удовлетворения встречных требований Общества, поскольку из материалов дела не следует, что сторонами согласовано в установленном порядке выполнение дополнительного объёма работ, стоимость этих дополнительных работ, а также сроки. Соответствующие дополнительные соглашения сторонами не подписаны, сметы не согласованы. Решения, принятые по результатам совещаний, также не содержат указания на объёмы и стоимость дополнительных работ. Представленная сторонами переписка также не свидетельствует о согласовании сторонами объёма и стоимости дополнительных работ, стоимость которых предъявлена Обществом ко взысканию в рамках встречного иска.
При указанных обстоятельствах встречное исковое заявление о взыскании стоимости дополнительных работ не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что отсутствуют основания для удовлетворения встречного иска в части взыскания стоимости дополнительного объёма работ, сверх установленного контрактом, в удовлетворении требования о взыскании пеней по встречному иску также надлежит отказать.
Оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу о недоказанности сторонами взаимных требований.
В силу части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам в силу статьи 106 АПК РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц (представителей), оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Судом установлено, что указанный срок заявителем не пропущен.
Учитывая изложенное, требования Общества о взыскании судебных расходов являются правомерными.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии, что сторона их фактически понесла.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления.
В подтверждение факта несения судебных расходов в сумме 40 000,00 руб. Общество представило соглашение об оказании юридической помощи от 27.01.2022, заключенное с адвокатом Пешко Константином Анатольевичем на сумму 40 000,00 руб., платежные поручения №21 от 15.04.2022 на сумму 20 000,00 руб., №98 от 17.06.2022 на сумму 20 000,00 руб.
Судом установлено, что понесенные Обществом расходы на оплату услуг представителя непосредственно связаны с рассмотрением первоначального и встречного исков в арбитражном суде.
Факт оказания юридических услуг подтверждается материалами дела, аудиозаписью заседаний протоколами судебных заседаний. Оплата юридических услуг подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями №21 от 15.04.2022 на сумму 20 000,00 руб., №98 от 17.06.2022 на сумму 20 000,00 руб.
Таким образом, представленными документами подтверждается как факт оказания юридических услуг, так и их оплата лицу, оказавшему такие услуги.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание характер спора, объём оказанных представителем услуг количество судебных заседаний, состоявшихся по данному делу с участием представителя Общества, представление интересов как по первоначальному иску так и по встречному суд считает заявленные ко взысканию расходы на оплату юридических услуг в сумме 40 000,00 руб., разумными.
Вместе с тем, поскольку в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано, следовательно, решение принято в пользу Общество только по первоначальному иску Учреждения.
Таким образом, суд относит расходы Общества на Учреждение в размере 50% от суммы понесенных расходов, то есть в размере 20 000,00 руб. В удовлетворении остальной части требования о возмещении судебных издержек Общества суд отказывает.
Расходы сторон по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат, поскольку в удовлетворении их первоначальных и встречных требований судом отказано.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении первоначального иска государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а) к обществу с ограниченной ответственностью «Соммерс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 174400, <...>) о взыскании 88 100,74 руб. пеней по государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН от 29.03.2021 отказать.
В удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью «Соммерс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 174400, <...>) к государственному областному казенному учреждению «Центр занятости населения Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а) о взыскании 313 325,97 руб., в том числе 296 523,00 руб. задолженности по государственному контракту № 0113-ЭА2021/ЦЗН от 29.03.2021, 16 802,97 руб. пеней за период с 11.01.2022 по 05.04.2022, а также пеней по день фактической оплаты задолженности отказать.
Взыскать с государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Соммерс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 174400, <...>) по первоначальному иску 20 000,00 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части требования общества с ограниченной ответственностью «Соммерс» о возмещении судебных издержек отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу на основании заявления взыскателя.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья | Федорова А.Е. |