АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-1966/2011
23 сентября 2011 года – решение изготовлено в полном объеме
20 сентября 2011 года – оглашена резолютивная часть решения
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ивановой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Новгородской таможни Северо-Западного таможенного управления
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новгородской области
третье лицо: Федеральная таможенная служба России
о признании недействительным распоряжения от 26.04.2011 г.№53-р и встречного иска Территориального управления Росимущества об обязании Новгородской таможни устранить нарушение прав собственника имущества и представить акт приема-передачи квартиры
при участии
от истца (заявителя): начальник правового отдела ФИО1, доверенность от 24.01.2011 года № 11-07/00443
от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 19.06.2009 года № 1
от третьего лица: представитель ФИО3, доверенность от 12.01.2011 года
установил:
Новгородская таможня (далее - таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее – Территориальное Управление Росимущества, управление) от 26.04.2011 года № 53-р «Об изъятии из оперативного управления Новгородской таможни объекта федерального имущества в государственную казну Российской Федерации».
Кроме того, заявитель просил приостановить действие оспариваемого распоряжения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 199 АПК РФ. Определением суда от 10.05.2011 года заявление таможни удовлетворено.
В обоснование своих требований таможня сослалась на то, что распоряжение не соответствует Указу Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлению Правительства РФ от 26.07.2006 года № 459 «Об утверждении Положения о федеральной таможенной службе», постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».
Спорная квартира находилась на законных основаниях в оперативном управлении Новгородской таможни и относилась к жилым помещениям специализированного жилищного фонда таможенных органов. Решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда таможенных органов могло быть принято ФТС России. Однако такого решения ФТС не принимала, а равно не давала согласия на высвобождение данного имущества и передачу его Территориальному управлению Росимущества.
Основание изъятия квартиры («в связи с установлением факта неиспользования») заявитель считает несостоятельным, так как тот факт, что на момент проверки никто из сотрудников таможни в указанной квартире не проживал, не означает, что эта служебная квартира не предполагается к дальнейшему использованию.
Управление заявленные требования не признало, указав, что факт неиспользования квартиры подтвержден материалами проверки и обращениями от федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои функции на территории города Старая Русса и остро нуждающихся в жилых помещениях, в частности, от УМВД России по Новгородской области.
Доводы таможни о дальнейшем использовании квартиры носят предположительный характер, так как таможенный пост в городе Старая Русса ликвидирован.
Издав оспариваемое распоряжение, управление действовало в пределах своих полномочий, предусмотренных пунктами 5.4 и 4.11 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 года № 63. Управление руководствовалось статьями 125, 209, 296, 299 Гражданского кодекса РФ.
Федеральная таможенная служба, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявленные требования считает обоснованными.
Служебная квартира в городе Старая Русса будет использована для обеспечения деятельности таможенных органов, так как, несмотря на ликвидацию Старорусского таможенного поста, эта квартира необходима для обеспечения деятельности Центра электронного декларирования (ЦЭД), созданного в соответствии с приказом ФТС России от 07.10.2010 года № 1842 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Северо-Западном таможенном округе».
Намерения руководства таможни и ФТС России в отношении указанной служебной квартиры управление не выясняло, в том числе, не рассматривался вопрос о возможности обмена служебным жильем между ведомствами, что также вероятно.
14.06.2011 года управление обратилось со встречным заявлением об обязании Новгородской таможни устранить нарушение прав собственника имущества и передать указанную квартиру по акту приема-передачи в государственную казну Российской Федерации в недельный срок с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований управление сослалось на то, что в установленный распоряжением от 26.04.2011 года № 53-р срок (две недели с момента издания распоряжения) квартира в государственную казну Российской Федерации не передана.
Таможня встречные требования не признала.
Доводы управления о неисполнении таможней распоряжения от 26.04.2011 года № 53-р по мнению таможни безосновательны, так как до истечения срока передачи квартиры (06.05.2011 года) таможня обратилась в суд с заявлением о признании недействительным указанного распоряжения, 10.05.2011 года судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого распоряжения.
Рассмотрение дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования Новгородской таможни подлежат удовлетворению, а встречное требование Территориального управления Росимущества отклоняется судом.
При рассмотрении дела установлено, что 14.10.2008 года таможне выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 47), согласно которому у Новгородской таможни на праве оперативного управления находится квартира по адресу: <...>.
22.10.2008 года Федеральной таможенной службой в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, принято решение об отнесении этой квартиры к служебному жилищному фонду.
29.03.2011 года Новгородская таможня обратилась в ТУ Росимущества с заявлением (л.д.15) о передаче имущества, высвобождаемого в связи с прекращением деятельности Старорусского таможенного поста, в казну Российской Федерации. Список передаваемого имущества согласован Федеральной таможенной службой. Служебная квартира в список передаваемого имущества не вошла.
В связи с обращением таможни 18.04.2011 года управлением проведена проверка эффективности использования и сохранности федерального имущества. Составлен акт проверки (л.д. 7-14).
В числе остальных объектов проверено состояние служебной квартиры. В акте констатировано, что в служебной квартире на момент проверки никто из сотрудников Новгородской таможни не проживает.
26.04.2011 года управление принято распоряжение № 53-р «Об изъятии из оперативного управления Новгородской таможни объекта федерального имущества в государственную казну Российской Федерации», которым указанная служебная квартира изъята у таможни в связи с установлением факта неиспользования.
Не согласившись с распоряжением, таможня обжаловала его в арбитражный суд в порядке ст. 198 АПК РФ.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» имущество таможенных органов
находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная таможенная служба осуществляет функции федерального органа исполнительной власти.
Руководство Федеральной таможенной службой осуществляет Правительство Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11.05.2006 года №473).
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2006 года № 459 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе.
Абзацем 2 п. 7 Положения руководитель службы наделен полномочиями по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления.
В п. «г» п. 2 Указа Президента от 09.03.2004 года № 314 разъяснено, что под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 25.03.2010 года № 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Из изложенного следует, что решение об исключении указанной служебной квартиры из специализированного жилого фонда таможенных органов и передаче его в государственную казну должно быть принято Федеральной таможенной службой.
Из материалов дела следует, что такого решения Федеральной таможенной службой не принималось.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее - Положение), управление осуществляет правомочия собственника в отношении объектов федерального имущества, расположенного на территории Новгородский области.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Пунктом 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Из анализа указанных норм Гражданского кодекса РФ следует, что собственник имущества должен осуществлять действия по распоряжению имуществом в соответствии с законом и иными правовыми актами и не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из оспариваемого распоряжения (л.д. 17) следует, что квартира изымаемается в связи с установлением факта неиспользования.
Такой вывод сделан управлением на том основании, что Старорусский таможенный пост прекратил свою деятельность и что на момент проверки (18.04.2011 года) в квартире не проживают работники таможни.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что квартира освобождена начальником Старорусского таможенного поста в связи с изменениями структуры таможенных органов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе.
Однако предполагается дальнейшее использование квартиры в качестве специализированного жилищного фонда таможенных органов, что подтверждено Федеральной таможенной службой.
Из акта проверки невозможно установить, сколько времени в указанной квартире не проживает работник таможенных органов.
Кроме того, период времени, по истечении которого можно квалифицировать действия таможни как неиспользование служебного жилого помещения, нормативно не установлен.
В связи с изложенным, управлением не доказано, что изымаемая квартира является излишней, неиспользуемой или используемой не по назначению.
Следовательно, оснований для изъятия имущества, предусмотренных п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, у управления не имелось.
Встречный иск управления не подлежит удовлетворению, поскольку распоряжение от 26.04.2011 года № 53-р является незаконным.
Кроме того, нарушений прав собственника имущества, связанных с неисполнением распоряжения № 53-р, таможней не допущено.
Оспариваемое распоряжение получено таможней 28.04.2011 года (л.д. 16).
В указанный в распоряжении двухнедельный срок (06.05.2011 года) таможня обратилась в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным распоряжения № 53-р и принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия распоряжения.
Право таможни на обращение в суд о признании недействительным ненормативного акта предусмотрено ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Срок исполнения распоряжения не наступил в связи с приостановлением действия распоряжения № 53-р.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обжалованное распоряжение на соответствие статьям 125,209,296,299 Гражданского кодекса РФ, Указу Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлению Правительства РФ от 26.07.2006г. №459 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе», постановлению Правительства РФ от 05.06.2008г. №432 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Новгородской таможни удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Территориального управления Росимущества в Новгородской области от 26.04.2011г. №53-р «Об изъятии из оперативного управления Новгородской таможни объекта федерального имущества в государственную казну Российской Федерации».
В удовлетворении встречного иска Территориального управления Росимущества в Новгородской области об обязании Новгородской таможни устранить нарушение прав собственника имущества и представить акт приема- передачи квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия.
Судья
И.Г. Ларина