ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-2566/20 от 24.08.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

Дело № А44-2566/2020

26 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2020 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Л.А. Максимовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Беловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании 75 083,96 руб.

при участии:

от заявителя: начальника правового отдела ФИО2 по доверенности от 06.02.2020 № 2-15/001300;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области (далее-Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее-Предприниматель) о взыскании задолженности в общей сумме 75 083,96 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2017 год - в сумме 74 040 руб., пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 - в сумме 1 043,96 руб.

Определением суда от 20.05.2020 заявление Инспекции принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ); ввиду поступления возражений от Предпринимателя определением от 19.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель Инспекции требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях от 17.08.2020, от 24.08.2020, представив доказательства тому, что ФИО1 в настоящее время зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) за основным государственным регистрационным номером <***>. В обоснование заявленных требований представитель Инспекции ссылался на полученную по электронным каналам связи в порядке взаимодействия от РЭО ГИБДД ОМВД по Валдайскому району Новгородской области, согласно которой за Предпринимателем зарегистрированы транспортные средства, по которым в 2017 году не уплачен транспортный налог, заявленный Инспекцией ко взысканию в данном деле (указанная информация РЭО ГИБДД приобщена к материалам дела). Кроме того, представитель Инспекции пояснил, что в Арбитражном суде Новгородской области имеется дело № А44-2914/2020, предметом спора по которому выступает взыскание Инспекцией с Предпринимателя пеней по транспортному налогу за 2015-2019 годы – 59 491,65 руб., в сумму которых не включены пени 1 043,96 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год – 74 040 руб., выставленную Предпринимателю отдельным требованием № 649 на 28.01.2019 (л.д. 7) и заявленную ко взысканию в настоящем деле (соответствующий расчет пеней приобщен к материалам дела).

Предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ, представил возражения на заявление от 28.05.2020, от 07.07.2020, в которых утверждал об отсутствии у него статуса индивидуального предпринимателя, об отсутствии права собственности на транспортные средства с 2014 года, пояснял, что транспортные средства в настоящее время находятся под арестом у судебных приставов, которые производят взыскание налогов, утверждал, что Валдайским районным судом Новгородской области уже производилось взыскание спорного налога, и что у него не имеется финансовых средств на уплату последнего.

Суд рассмотрел дело в порядке статьи 215 АПК РФ в отсутствие Предпринимателя; рассмотрение дела прерывалось судом в порядке 163 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителяИнспекции, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

ФИО1 согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 17.08.2020 является индивидуальным предпринимателем (зарегистрирован в Едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей 28.04.2004 за ОГРНИП <***>), основным видом деятельности при регистрации Предприниматель согласно сведениям ЕГРИП заявил розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, а одним из дополнительных видов деятельности заявил «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозке».

Согласно данным РЭО ГИБДД ОМВД по Валдайскому району Новгородской области за Предпринимателем в 2016-2017 годах имелись зарегистрированные транспортные средства:

  1. МАН 26.414 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 409 л.с., дата возникновения собственности -19.06.2013;
  2. МАН 19.403 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 400 л.с., дата возникновения собственности -05.05.2011;
  3. ТАЙОТА ХАЙС государственный регистрационный знак <***> (автобус) мощность двигателя 68 л.с., дата возникновения собственности -29.09.2000;
  4. ГАЗ 52 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 75 л.с., дата возникновения собственности -27.04.1999.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ Предприниматель в 2017 году являлся плательщиком транспортного налога, поскольку являлся лицом, на которого зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, 14.08.2018 Инспекцией в адрес Предпринимателя было направлено налоговое уведомление № 46032545 об уплате транспортного налога за 2017 год, за перечисленные автотранспортные средства в общей сумме 74 040 руб. в срок до 03.12.2018 (л.д. 11).

В связи с тем, что Предприниматель не уплатил транспортный налог в добровольном порядке в установленный срок, Инспекция выставила в адрес Предпринимателя требование № 649 по состоянию на 28.01.2019 об уплате транспортного налога в сумме 74 040 руб. и 1 043,96 руб. - пеней, начисленных на недоимку за 2017 год, за период просрочки с 04.12.2018 по 27.01.2019 в срок до 25.03.2019 (л.д. 7).

В связи с неуплатой Предпринимателем транспортного налога Инспекция в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Предпринимателя недоимки и пеней по транспортному налогу с физических лиц в общей сумме 75 083,96 руб.

04.09.2019 Арбитражный суд Новгородской области выдал судебный приказ по делу № А44-8124/2019, которым удовлетворил требования Инспекции.

18.02.2020 Арбитражный суд Новгородской области вынес определение об отмене судебного приказа ввиду поступления возражения от Предпринимателя (л.д. 5).

15.05.2020 Инспекция обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Предпринимателю с настоящим заявлением о взыскании задолженности в общей сумме 75 083,96 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2017 год - в сумме 74 040 руб., пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 - в сумме 1 043,96 руб.

Оценив доводы сторон в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд полагает требования Инспекции правомерными и обоснованными.

Так, в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщикауплачивать законно установленные налоги предусмотрена пунктом 1 статьи 23 НК РФ.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 НК РФ, являются плательщиками транспортного налога.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункты 1, 2 статьи 362 НК РФ).

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На территории Новгородской области транспортный налог введен Областным законом от 30.09.2008 № 379-ОЗ "О транспортном налоге", статьей 3 которого предусмотрены налоговые ставки.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 4 статьи 52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание налога с индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

По правилам статьи 46 НК РФ при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок налоговый орган принимает решение об обращении взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе обратиться в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога, если пропущен двухмесячный срок вынесения предусмотренного пунктом 3 статьи 46 указанного Кодекса решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), поскольку решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

С учетом приведенных выше норм, поскольку в рассматриваемом случае Инспекцией решения о взыскании с налогоплательщика задолженности в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ не принимались, то недоимка по транспортному налогу за 2017 год и соответствующие пени подлежат взысканию в судебном порядке.

Судом установлено и подтверждается имеющейся в деле информацией РЭО ГИБДД ОМВД по Валдайскому району Новгородской области, что за Предпринимателем в 2016-2017 годах имелись зарегистрированные транспортные средства:

  1. МАН 26.414 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 409 л.с., дата возникновения собственности -19.06.2013;
  2. МАН 19.403 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 400 л.с., дата возникновения собственности -05.05.2011;
  3. ТАЙОТА ХАЙС государственный регистрационный знак <***> (автобус) мощность двигателя 68 л.с., дата возникновения собственности -29.09.2000;
  4. ГАЗ 52 государственный регистрационный знак <***> (автомобиль грузовой) мощность двигателя 75 л.с., дата возникновения собственности -27.04.1999.

Таким образом, правомерны доводы Инспекции, что в силу положений статьи 357 НК РФ, согласно которым плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, Предприниматель по перечисленным выше транспортным средствам в спорный период являлся плательщиком транспортного налога.

Доказательств обратному Предпринимателем не представлено.

В силу изложенного, не имеет правового значения и довод Предпринимателя, что спорные транспортные средства не находились у него в собственности с 2014 года, поскольку законом, в частности, статьей 357 НК РФ, статус плательщика транспортного налога определяет не право собственности на транспортное средство, а его государственная регистрация за соответствующим лицом.

Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или в течение 10 суток после приобретения. Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362 НК РФ).

При этом, Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", действовавший с 15.10.2013 и в спорный период, подпункт 60.4 которого предусматривает в качестве основания прекращения регистрации транспортного средства, в том числе заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из материалов дела не следует, что Предприниматель обращался в установленном порядке с заявлением в органы ГИБДД о прекращении регистрации спорных транспортных средств; Предприниматель таких доказательств суду не представил, факт регистрации за ним спорных транспортных средств документально не опроверг.

Инспекция же в обоснование заявленного ко взысканию транспортного налога, как по праву, так и по размеру, представила в материалы дела сведения РЭО ГИБДД ОМВД по Валдайскому району Новгородской области, согласно которым за Предпринимателем в 2016-2017 годах зарегистрированы транспортные средства, перечисленные выше.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (пункт 3 статьи 362 НК РФ).

Размер исчисленного Инспекцией транспортного налога в общей сумме 74 040 руб. проверен судом, соответствует порядку его исчисления, определенному главой 28 НК РФ.

Несостоятельны утверждения Предпринимателя, что Валдайским районным судом Новгородской области уже производилось взыскание спорного налога.

При проверке указанного довода арбитражным судом была запрошена соответствующая информация от Валдайского районного суда Новгородской области, последний письмом от 07.08.2020 № 5398 сообщил арбитражному суду, что Валдайским районным судом Новгородской области было рассмотрено два административных иска Инспекции к ФИО1: 23.07.2018 вынесено решение об отказе в удовлетворении иска по взысканию транспортного налога за 2013 год; 21.06.2016 вынесено определение о прекращении производства по административному делу о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2014 год ввиду подведомственности спора арбитражному суду. К письму от 07.08.2020 № 5398 Валдайский районный суд Новгородской области, приложил соответствующие судебные акты, которые приобщены к настоящему делу.

Материалами дела подтверждается наличие недоимки по транспортному налогу за 2017 год; факт неуплаты транспортного налога в сумме 74 040 руб. за 2017 год Предпринимателем не опровергнут, Предприниматель не представил суду доказательств исполнения обязанностей плательщика транспортного налога за указанный период.

Соответственно, требования Инспекции о взыскании с Предпринимателя транспортного налога в сумме 74 040 руб. за 2017 год правомерны и подлежат удовлетворению судом.

Согласно статье 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени, уплачиваемых помимо причитающихся к уплате сумм налога и сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 75 НК РФ Инспекция начислила Предпринимателю за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 пени в сумме 1 043,96 руб. (расчет пеней, л.д. 10).

Расчет пеней, начисленных на недоимку за 2017 год, произведенный заявителем, проверен судом и признан обоснованным по праву и по размеру.

Доказательств уплаты взыскиваемых пеней ответчиком не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

С учетом изложенного, требование Инспекции о взыскании пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 год, также правомерно.

При этом не исключают данные выводы суда доводы Предпринимателя о наличии у него финансовых трудностей, поскольку указанное обстоятельство не исключает для плательщика налога обязанность по уплате налога, установленную соответствующими нормами НК РФ.

Срок и порядок обращения в суд за взысканием обязательных платежей, установленный статьей 46 НК РФ, Инспекцией соблюден.

Исходя из изложенного требования Инспекции обоснованы, законны и подлежат полному удовлетворению.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в Арбитражном суде Новгородской области имеется дело № А44-2914/2020, предметом спора по которому выступает взыскание Инспекцией с Предпринимателя пеней по транспортному налогу за 2015-2019 годы – 59 491,65 руб., в настоящее время рассмотрение дела № 2914/2020 судом не окончено, при этом в настоящем деле Инспекция настаивала, что в сумму взыскиваемых по делу № А44-2914/2020 пеней не включены пени 1 043,96 руб., начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год по настоящему делу, выставленную Предпринимателю отдельным требованием № 649 на 28.01.2019 (л.д. 7). Предприниматель указанные доводы и расчеты Инспекции не опроверг. Таким образом, наличие судебного дела № А44-2914/2020 не исключает разрешение настоящего дела.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. Поскольку Инспекция нормами НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по настоящему заявлению, государственная пошлина в сумме 3 003 руб., необходимая к уплате, исходя из суммы требований, подлежит взысканию с Предпринимателя в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2001 Администрацией Валдайского района, адрес: 175419, <...>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, находящейся по адресу: 174403, <...>, с зачислением в доход соответствующих бюджетов задолженности в общей сумме 75 083,96 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2017 год - в сумме 74 040 руб., пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019- в сумме 1 043,96 руб.

2.Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2001 Администрацией Валдайского района, адрес: 175419, <...>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 003,0 руб.

3.Исполнительный лист по пункту 1 решения выдать по вступлении решения в законную силу по письменному заявлению взыскателя, по пункту 2 – по истечении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

4.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова