ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-3264/2021 от 10.03.2022 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-3264/2021

17 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено марта 2022 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Ю.В. Ильюшиной,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи М.А. Мещеряковой,

рассмотрев  в  судебном заседании дело по заявлению

муниципального автономного учреждения "Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании представления недействительным,

третье лицо: комитеткультуры, спорта и архивного дела администрации Крестецкого муниципального района

при участии:

от заявителя:  представителя  ФИО1 по доверенности от 04.08.2021 № 86;

от заинтересованного лица:  не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

муниципальное автономное учреждение "Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новгородской области (далее - УФК по Новгородской области) о признании недействительным представления Управления от 19.05.2021 № 50-22-07/14пс.

           Определением от 05.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  комитеткультуры, спорта и архивного дела администрации Крестецкого муниципального района (далее – Комитет).

 В судебном заседании представитель Учреждения заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в  заявлении.  

            УФК по Новгородской области своих представителей в судебное заседание  не направило, о месте и времени рассмотрения заявления надлежащим образом извещено в порядке статьи 123 АПК РФ. Ранее в ходе рассмотрения дела представители УФК по Новгородской области  заявленные требования оспорили по мотивам, приведенным в отзыве от 15.07.2021 № 50-18-04/4200 (том 1 листы 70-80), настаивая на законности и обоснованности обжалуемого  представления от 19.05.2021 № 50-22-07/14пс, утверждая, что  представление  не нарушает права и законные интересы заявителя. 

            Комитет, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителя Учреждения, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа УФК по Новгородской области от 16.03.2021 № 104 «О назначении плановой выездной проверки Муниципального автономного учреждения «Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс», в соответствии с пунктом 19 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 30.03.2021 по 02.04.2021 проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 (том 1 листы 91-95); предметомвыездной проверки являлась: проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.053.1019-5000.014).

  В ходе проведения проверки на объекте спортивной инфраструктуры Учреждения должностными лицами УФК по Новгородской области совместно с представителями Учреждения произведен осмотр спортивно-технологического оборудования, приобретённого Учреждением в рамках реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в Крестецком муниципальном районе на 2020 - 2024 годы", утвержденной постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 05.03.2020 № 25; государственной программе Новгородской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на территории Новгородской области на 2019 - 2024 годы", утверждённой постановлением Правительства Новгородской области от 26.12.2018 № 616 в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни», о чем составлен акт от 01.04.2021 (том 2  лист 27).

           По результатам проверки УФК по Новгородской области выявило нарушение Учреждением пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 4.3.3. соглашения от 31.07.2020 №20-2020-09153 (далее - Муниципальное соглашение) в виде использования средств субсидии на иные цели (общестроительные, электромонтажные работы) не в соответствии с целями, установленными пунктом 1.1.1. Муниципального соглашения (поставка, монтаж оборудования) на общую сумму 10 388 150,27 рублей, которое отразило в пункте 1.8 акта  проверки  от 02.04.2021 (том 2 листы 1-25).

           Не согласившись с указанными в пункте 1.8 акта проверки от 02.04.2021 нарушениями Учреждением в адрес  УФК по Новгородской области были направлены письменные возражения от 27.04.2021 (том 2 лист 114).

В адрес Учреждения в лице его руководителя в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 №1095 УФК по Новгородской области направлено представление от 19.05.2021 № 50-22-07/14пс (том 2 листы 122-123), в  котором контролирующий орган потребовал от Учреждения устранить выявленное нарушение путем возврата средств субсидии, использованных не по целевому назначению, в доход соответствующего бюджета в сумме 10 388 150,27 рублей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в срок не позднее 60 дней с даты получения представления; а также  принять меры по устранению причин и условий допущенного нарушения (том 2 лист 122-123).

Учреждение, считая  представление от 19.05.2021 № 50-22-07/14пснедействительным, в порядке главы 24 АПК РФ оспорило его в арбитражном суде, настаивая, что средства выделенной субсидии использованы исключительно на цели определенные Муниципальным соглашением, в связи с чем, действия заявителя соответствуют требованиям действующего законодательства. 

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

        Обязанность доказывания законности оспариваемого решения, оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие

оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

        Согласно части 2 статьи 270.2Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265  БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

  На основании статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.

          Согласно пункту 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации

внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в

соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми

актами Правительства Российской Федерации. Порядок проведения проверок, ревизий, обследований и оформление их результатов утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" (далее - Федеральный стандарт №1235)

Реализация результатов проведения проверок регулируется федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт № 1095).

            В соответствии с положением об УФК по Новгородской области, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2014 № 316, УФК по Новгородской области является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Новгородской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Подпункт 8.5(1) Положения устанавливает в качестве основной задачи деятельности УФК по Новгородской области контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Согласно подпункту 9.22(1) Положения УФК по Новгородской области в установленной сфере деятельности в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством РФ.

        Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям Федерального стандарта № 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.

Таким образом, оспариваемое представление вынесено УФК по Новгородской области в пределах его полномочий.

 Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

   Оспариваемое представление принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения и содержит обязательное для исполнения Учреждением требование о рассмотрении указанной в нем информации о выявленных нарушениях и о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, а также об информировании в установленный в нем срок территориально управления о результатах исполнения представления; неисполнение которого влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 КоАП РФ.

   Следовательно, это представление может быть оспорено в арбитражном суде.

   Из анализа содержания документов следует, что требования Федеральных стандартов к процедуре проведения проверки (наличие оснований для проведения проверки, приказ о проведении проверки, сроки проведения проверки) УФК по Новгородской области соблюдены, нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено.

   При проверке оспариваемого представления на предмет соответствия требованиям законодательства в  финансово-бюджетной сфере  суд пришел к следующим выводам.

Статьей 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

       Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

        Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

   Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической

культуры и спорта» (далее – Государственная программа).

 В рамках данной Программы реализуются мероприятия федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография». Приложение № 3 Государственной программы содержит перечень основных мероприятий в составе подпрограмм, к которым относится мероприятие 1.3 "Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом" подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта".

В рамках реализации указанного мероприятия Государственной программы в2013-2024   годах   предусмотрено,   втом   числе   оснащение   физкультурно­-оздоровительных объектов в Российской Федерации спортивно-технологическим оборудованием для занятий физической культурой и спортом.

Вопросы физической культуры и спорта относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, при этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ участвует в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта.

Участие субъектов РФ в Государственной программе осуществляется в пределах их полномочий за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств субсидии, выделяемой в установленном порядке на эти цели из федерального бюджета.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием приведены в приложении № 32 Государственной программы (далее - Федеральные правила).

На основании статьи 132 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), в соответствии с дополнительным соглашением № 3 от 08.04.2020 к Соглашению № 777-08-2019-110 от 08.02.2019 (далее - Федеральное соглашение) из федерального бюджета (Министерство спорта РФ) бюджету Новгородской области (Правительство Новгородской области) предоставлены дополнительные средства субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках Государственной программы в размере 25 000 000 рублей.

С учетом целей, задач, конечных целевых показателей Государственной программы субъекты РФ разрабатывают свои региональные государственные программы в части развития физической культуры и спорта.

С целью реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни» постановлением Правительства Новгородской области от 26.12.2018 № 616 утверждена государственная программа Новгородской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на территории Новгородской области на 2019-2024 годы» (далее - Региональная программа).

В разделе V Региональной программы приведен перечень мероприятий в составе подпрограмм, к которым отнесено мероприятие 1.2.1.5 «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов Новгородской области на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта на территории Новгородской области".

Порядок предоставления в 2020 году субсидии бюджетам муниципальных районов Новгородской области на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок предоставления субсидий) определен в приложении N 7 к Региональной программе. 

Согласно пункту 14 Порядка предоставления субсидий средства субсидии предоставляются на поставкуи монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительного комплекса для центра развития внешкольного спорта.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы, связанные с обеспечением условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры и спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

На основании статьи 139 БК РФ, в соответствии с Соглашением № 49614000-1-2019-010 от 15.05.2020 (далее - Региональное соглашение) в 2020 году из бюджета Новгородской области (Министерство спорта и молодежной политики Новгородской области) бюджету Крестецкого муниципального района (Администрация Крестецкого муниципального района) предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках Региональной программы на сумму 25 773 177,27 рублей, из которых 25 000 000 рублей средства федерального бюджета. (том 3 листы 5-12).

Согласно пункту 3.3.3 Регионального соглашения перечисление субсидии  осуществляется на покупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительного комплекса для центра развития внешкольного спорта, что соответствует пункту 14 Порядка предоставления субсидий.

Кроме этого, Региональным соглашением определено, что показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия является создание ФОК открытого типа. (п.6.1.3).

В свою очередь на муниципальном уровне постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 05.03.2020 № 253 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Крестецком муниципальном районе на 2020-2024 годы» (далее - Муниципальная программа).

В разделе 5 Муниципальной программы приведен перечень мероприятий в составе задач, к которым отнесено мероприятие 2.1 «Реализация мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» в рамках задачи "Развитие инфраструктуры отрасли физической культуры и спорта" исполнителем которой и является Учреждение.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ предоставление предусмотренных пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, в соответствии с соглашением от 31.07.2020 №20-2020-09153 (далее - Муниципальное соглашение) в редакции дополнительного соглашения от 03.08.2020 № 20-2020-09153/1 с учетом конкретизиции предмета Муниципального соглашения, из бюджета Крестецкого муниципального района (Комитет культуры, спорта и архивного дела Администрации Крестецкого муниципального района) Учреждению предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (пункт 1.1.1) в рамках Муниципальной программы на сумму 25 798 976,27 рублей, из которых 25 000 000 рублей средства федерального бюджета, 773 177,27 рублей регионального бюджета, 25 799 рублей муниципального бюджета.(том 3 листы 20-29)

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных актов, Учреждению предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием посредством его покупки и монтажа для создания ФОК открытого типа, что не оспаривается сторонами. 

В соответствии с пунктом 4.3.3. Муниципального соглашения Учреждение обязуется использовать субсидию для достижения целей указанных в пункте 1.1.1 Муниципального соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

           В связи с чем, государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных

бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от

5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный

закон № 44-ФЗ).

Учреждением в целях исполнения Муниципального соглашения закупка осуществлена в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По итогам закупки Учреждением с ООО «ПрофиСтрой» заключен договор от 03.07.2020 № 32009223247 (далее – Договор № 32009223247), предметом  которого являлось выполнение ООО «ПрофиСтрой» работ по поставке оборудования и устройству физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа для центра развития внешкольного спорта по адресу: Новгородская область, р.п. Крестцы общей стоимостью 25 798 976,27 руб. (том 3 листы 30-37).

          Согласно пункту 2.2 договора № 32009223247 цена договора включает все расходы  на выполнение комплекса работ по устройству физкультурно-оздоровительного комплекса в соответствии с технически заданием, со сметной документацией, а также расходы на материалы, на использование оборудования, машин и механизмов, зарплату производственного персонала и прочие расходы, все налоги, сборы, таможенные пошлины и иные платежи, которые могут возникнуть при исполнении Договора.

          Дополнительным соглашением от 14.10.2020 к договору  № 32009223247 в связи с необходимостью изменений объемов и видов работ были внесены изменения в сметную документацию, а именно сметная документация была дополнена локальной сметой 3 1 доп. «Дополнительная на общестроительные работы», локальной сметой № 2 доп. «Дополнительная на электромонтажные работы», локальной сметой № 3 доп. «Дополнительная на монтаж оборудования», «Сводным сметным расчетом стоимости строительства №2.

В соответствии с пунктом 4.3 Договора №32009223247 сдача-приёмка работ по договору осуществляется на основании актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).

         В ходе проверки  и при изучении исполнительной документации УФК по Новгородской области установлено, что все работы по Договору №32009223247   подрядчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ от 30.11.2020, актом об исполнении сторонами обязательств от 30.11.2020 г., актом о передаче имущества от 30.11.2020, а также актами о приемке выполненных работ (КС-2) № 1, справкой о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) № 1 от 25.09.2020 в сумме 4 235 193 руб.; актами о приемке выполненных работ (КС-2) № 2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) № 2 от 16.10.2020 в сумме 6 447 596,68 руб.; актами о приемке выполненных работ (КС-2) № 3, справкой о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) № 3 от 30.10.2020 в сумме 1 190 076,0руб.; актами о приемке выполненных работ (КС-2) № 4, справкой о стоимостивыполненных работ и затрат (КС-3) от 13.11.2020 № 4 в сумме 7 360 759 руб.; актами о приемке выполненных работ (КС-2) № 5, справкой о стоимостивыполненных работ и затрат (КС-3) от 13.11.2020 № 5 от ЗОЛ 1.2020 в сумме 6 565 351,59 рублей, на общую сумму 25 798 976,27 руб. и оплачены Учреждением (том 2 листы 30-101).

 Также в ходе проверки  УФК по Новгородской области 01.04.2020 проведен осмотр спортивно-технологического оборудования, приобретенного и смонтированного в рамках Договора  №32009223247. Комиссией УФК по Новгородской области с участием представителей заявителя осмотрены объекты по 23 (двадцати трем) наименованиям, в количестве 46 (сорока шести) единиц и сделан вывод, что все осмотренные объекты в наличии, в исправном состоянии, используются по целевому назначению. При этом, спортивно-технологическое оборудование в рамках исполнения Договора №32009223247 поставлено в соответствии с перечнем, утвержденным пунктом 3 Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 № 1134   "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием" в рамках Федеральной, Региональной и Муниципальной программ. (акт осмотра, том 2  лист 27).

 Вместе с тем, по результатам контрольного мероприятия должностными лицами УФК по Новгородской области пришли к выводу об использовании Учреждением средств субсидии в сумме 10 388 150,27 руб.на оплату части общестроительных и электромонтажных работ (подготовка площадки, сооружение основания (фундамента), электрификация, благоустройство территории) не связанных непосредственно с оснащением спортивного объекта спортивного-технологическим оборудованием, что является нецелевым использованием денежных средств субсидии и нарушением пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 4.3.3.  Муниципального соглашения. Данные обстоятельства и явились основанием для выдачи Учреждению оспариваемого представления.

УФК по Новгородской области не оспаривало факт возможной необходимости производства общестроительных и электромонтажных работ для создания ФОКОТа, при этом полагало, что средства субсидии предоставлялись Учреждению на оснащение объекта спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, а не на создание самой спортивной инфраструктуры, которую в последствие необходимо оснастить.

Учреждение же настаивало на необоснованности выводов УФК по Новгородской области и отсутствием нецелевого использования средств выделенной субсидии, утверждая, что монтаж и установка спортивно-технологического оборудования - это комплекс работ, который включает:

-подготовку площадки, включая инженерную подготовку территории: вертикальная планировка, перемещение земляных масс, отвод ливневых стоков, организацию дренажной системы, организацию доступа, заезда на площадку для установки оборудования, организацию парковок, подачу электричества на площадку и др.):

-сооружение основания (фундамента), необходимого для установки оборудования, отвечающего всем требованиями прочности, надежности и безопасности оборудования;

-установку, закрепление и выверку на фундаменте, смежного с ним оборудования:

-пуск, регулирование и наладку на заданный режим эксплуатации.

Таким образом, подготовка основания (фундамента) является одним из этапов комплекса работ по монтажу и установке оборудования, так как требует специальных расчетов несущей способности конкретных устанавливаемых конструкций, которые имеют свою специфику в отношении прочности, устойчивости и безопасности.  

В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении

дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

          Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний, определением суда 15.10.2021 в порядке статьи 82 АПК РФ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза по определению вида необходимых работ и их стоимости для монтажа указанного выше спортивно-технологического оборудования, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «АДВУС-НЕВА»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО2.

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

1.Являются ли все выполненные общестроительные и электромонтажные работы, указанные в строительной документации, работами по монтажу спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках договора № 32009223247 от 03.07.2020, заключенного между муниципальным автономным учреждением «Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» и обществом с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой»?  Если нет, то, в каком количественном и стоимостном объеме вышеуказанные работы относятся к монтажу спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках договора № 32009223247 от 03.07.2020? 

2. Какова общая стоимость монтажных работ спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках договора № 32009223247 от 03.07.2020, заключенного между муниципальным автономным учреждением «Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» и обществом с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой»?

 Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 26.11.2021 № 1410/21-ЭК (далее - Заключение экспертизы) проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела, все выполненные общестроительные и электромонтажные работы, указанные в строительной документации, являются работами по монтажу спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках договора № 32009223247 от 03.07.2020, заключенного между муниципальным автономным учреждением «Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» и обществом с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» и неразрывно связаны друг с другом технологическим процессом и функциональным назначением. Стоимость монтажных работ спортивно-технологического оборудования, поставленного в рамках договора № 32009223247 от 03.07.2020, заключенного между муниципальным автономным учреждением «Крестецкий физкультурно-оздоровительный комплекс» и обществом с ограниченной ответственностью «ПрофиСтрой» составляет 25 798 976,27 руб. (том 7 листы 91-148)

В судебном заседании 18.01.2022 был опрошен эксперт ООО «АДВУС-НЕВА»  ФИО2, который представил письменные ответы на вопросы, поставленные УФК по Новгородской области (том 8 листы 7-10). При этом, ответы эксперта понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного исследования, подтверждены фактическими данными. 

 Из положений части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ следует, что заключение экспертизы является одним из видов доказательств и подлежит оценке судом в совокупности с иными представленными в дело доказательствами.

          При этом суд исходит из следующего.

         Согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде может быть лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела  вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом.

         Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», проверка

достоверности заключения эксперта слагается из нескольких аспектов: компетентен ли  эксперт в решении вопросов, поставленных перед экспертным исследованием, не  подлежит ли эксперт отводу по основаниям, указанным в АПК РФ, соблюдена ли  процедура назначения и проведения экспертизы, соответствует ли заключение эксперта требованиям, предъявляемым законом. При выборе кандидатуры эксперта суд исходил из документального подтверждения наличия у эксперта необходимых специальных познаний и уровня квалификации, стажа работы. 

         Отводов кандидатуре эксперта при назначении экспертизы не заявлено.

         Таким образом, судебная экспертиза проведена надлежащим лицом, обладающим специальными познаниями в области исследования строительных объектов, их отдельных

фрагментов с целью установления  вида необходимых работ и их стоимости для монтажа указанного выше спортивно-технологического оборудования.

          Экспертное заключение от 26.11.2021 N 1410/21-ЭК  содержит сведения, предусмотренные статьей 86 АПК РФ, экспертом дана подписка об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно положениям статьи 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия неясностей, противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов, по тем же вопросам может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Стороны не заявили обоснованных возражений по выводам, изложенным в экспертном заключении, не представили какие-либо доказательства, подтверждающие неполноту или противоречивость заключения, ходатайство о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы не заявили.

         С учетом этого, у суда отсутствуют безусловные основания для вывода о том, что данное экспертное заключение является необоснованным, немотивированным, составлено ненадлежащим образом с нарушением требований процессуального законодательства, содержит недостоверные сведения.

Оценив представленное в материалы дела, по результатам проведенной судебной экспертизы заключение, суд установил, что судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, а также Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

 Представленное экспертом  заключение принято судом в качестве одного из доказательств по делу, поскольку изложенные в нем выводы подтверждаются и иными материалами дела, в том числе  сметной документацией договором, актами выполненных работ справками о стоимости выполненных работ, фотографиями и иными документами

 Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, доказательств наличия в заключение противоречивых или неясных выводов из материалов дела не усматривается, вследствие чего указанное экспертное заключение признано судом   допустимым и достоверным доказательством по настоящему спору.

            При этом, УФК по Новгородской области не представлено доказательств, что   покупка и монтаж спорного спортивно-технологического оборудования  для создания ФОК открытого типа могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств. 

           Кроме того, Учреждением в доказательство предварительно проведенных работ благоустройства земельного участка, подготовки его для монтажа спорного спортивно –технологического оборудования, в материалы дела представлен договор безвозмездного выполнения работ от 30.04.2020 №1, заключенный между Учреждением и ООО «Водоканал», в соответствии с которым  ООО «Водоканал» принял на себя обязательства на безвозмездной и добровольной основе  произвести работы по переносу сетей водоснабжения за границы земельного участка, на котором и располагается спорное спортивно-технологическое оборудование, демонтаж хоккейной коробки и фундамента трибуны, частичное восстановление профиля земельного участка с добавлением грунта, восстановление профиля и углубление пропускных канав. Акт сдачи-приемки работ подписан 01.06.2020. Доказательств обратному УФК по Новгородской области не представлено.

           В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

  На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение эксперта от 26.11.2021 N 1410/21-ЭК, установив, что выделенные бюджетные денежные средства в виде субсидии были потрачены Учреждением на цели, предусмотренные на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием посредством его покупки и монтажа для создания ФОК открытого типа, что не противоречит пункту 4.3.3. Муниципального соглашения.

Таким образом, суд пришел к выводу о недоказанности УФК по Новгородской области нецелевого использования Учреждением денежных средств выделенной субсидии, в связи с чем, у УФК по Новгородской области отсутствовали основания для вынесения оспариваемого представления.    

           При таком положении суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого представления действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов Учреждения.

           В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или

иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в

сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

          В этой связи суд находит заявление Учреждения подлежащим удовлетворению.

     В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

   Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

         При таких обстоятельствах с УФК по Новгородской области в пользу Учреждения в возмещение судебных издержек, связанных с оплатой судебной экспертизы                         (150 000,0 руб.) и судебных расходов на оплату государственной пошлины при подаче заявления (3 000,0 руб.), подлежит взысканию  153 000,0 руб. 

  Кроме того, суд полагает необходимым указать, что в соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ обеспечительные меры в виде приостановления действия представления  от 19.05.2021 № 50-22-07/14пс, принятые определением Арбитражного суда Новгородской области от 08.07.2021 по делу № А44-3264/2021, сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       Р Е Ш И Л :

   Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления настоящего решения в законную силу по заявлению взыскателя.

           4.Решение может быть обжаловано в  Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение месяца со дня его принятия; в Арбитражный суд Северо-Западного округа решение может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Ю.В. Ильюшина