ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-4678/2023 от 20.11.2023 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород

Дело № А44-4678/2023

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2023 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Л.А. Максимовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Соколовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее - УМВД) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по протоколу об административном правонарушении от 29.06.2023 № 069827-2601.

Представители сторон в судебное заседание по рассмотрению заявления по существу не явились; стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ); Предприниматель дополнительно к почтовому отправлению был извещен посредством телефонной связи (телефонограмма от 17.10.2023), вместе тем отзыв не представил, требования УМВД не оспорил (в силу статьи 9 АПК РФ несет риск своего процессуального бездействия).

Суд рассмотрел дело в порядке статьи 205 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 20.11.2019, преимущественно осуществляет предпринимательскую деятельность по торговле продуктами.

Сотрудниками ОП № 1 по г. Великий Новгород УМВД в рамках материала проверки (зарегистрированного КУСП № 8083 от 16.05.2023, л.д. 10) проведены мероприятия по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции в магазине Предпринимателя «Рыба сыр» по адресу: <...>, в результате которых установлено, что Предприниматель в указанном магазине16.05.2023 в 15 часов 00 минут хранил и реализовывал без лицензии на право продажи алкогольной продукции алкогольную продукцию различных наименований (осуществлена проверочная закупка 1 бутылки водки «Хортица Black» 0,5 литра по цене 459 руб. (акт проверочной закупки от 16.05.2023, л.д. 11); по протоколу осмотра места происшествия от 16.05.2023 произведено изъятие алкогольной продукции в количестве 62 бутылок (л.д. 12).

Указанное обстоятельство послужило основанием для выводов о совершении Предпринимателем административного правонарушения по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в связи с чем, ОП № 1 по г. Великий Новгород УМВД составил протокол об административном правонарушении от 29.06.2023 № 069827-2601 (л.д. 9).

В соответствии с нормами статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.17.1 КоАП РФ, совершенном юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судом, в связи с чем, УМВД обратилось в арбитражный суд для вынесения решения о привлечении Предпринимателя к ответственности за незаконную торговлю алкогольной продукцией.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Оценив в указанном порядке доводы сторон в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд полагает, что заявление УМВД о привлечении Предпринимателя к административной ответственности обоснованно и подлежит удовлетворению.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закон № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 12 пункта 13 статьи 16 указанного Закона № 171-ФЗ определено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена. Следовательно, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что в силу положений Закона, в том числе, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) индивидуальными предпринимателями, которым в силу норм действующего законодательства не может быть выдана соответствующая лицензия, является незаконной.

Согласно части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектом данного правонарушения являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в нарушение вышеприведенных положений законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции Предприниматель 16.05.2023 в 15 часов 00 минут в своем магазине «Рыба сыр» по адресу: <...>, в отсутствие лицензии на право продажи алкогольной продукции хранил и реализовывал алкогольную продукцию различных наименований (акт проверочной закупки от 16.05.2023 (л.д. 11); протокол осмотра места происшествия от 16.05.2023 с изъятием алкогольной продукции в количестве 62 бутылок (л.д. 12); протокол об административном правонарушении от 29.06.2023 (л.д. 9), объяснения Предпринимателя от 29.06.2023 (л.д. 16), иные материалы административного дела). Данное не оспорено и не опровергнуто Предпринимателем.

При таких обстоятельствах правомерны доводы УМВД, что в действиях Предпринимателя имеется событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц, так как в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных пунктом 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Сведения, содержащиеся в протоколе осмотра, протоколе об административном правонарушении и в других представленных в материалы дела доказательствах обстоятельств правонарушения, объективно свидетельствуют о наличии вины Предпринимателя в его совершении, которая выразилась в нарушении им требований законодательства в области торговли алкогольной продукцией.

Неустранимые сомнения в виновности Предпринимателя отсутствуют.

Оценив совокупность доказательств по делу, суд полагает имеющимся в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, за совершение которого ответственность предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Судом не установлено нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении заявителем производства по делу об административном правонарушении в отношении Предпринимателя, протокол составлен должностным лицом в пределах предусмотренных законом полномочий в присутствии Предпринимателя.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Соответственно, на момент рассмотрения материалов административного дела в отношении Предпринимателя срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ не истек.

При рассмотрении материалов по административному правонарушению, совершенному Предпринимателем, суд не установил обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав выявленное УМВД правонарушение малозначительным, поскольку совершенное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, тем более, что лицензирование оборота алкогольной продукции, наряду с иным, преследует своей целью обеспечение здоровья и жизни людей.

В настоящем случае суд отмечает пренебрежительное отношение Предпринимателя к требованиям законодательства в области торговли алкогольной продукцией; иное Предпринимателем не доказано.

При назначении наказания суд учитывает следующее.

Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По положениям части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей, при этом по положениям части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, требования не оспорил, пояснений по факту выявленного нарушения суд не дал, о раскаянии не заявил.

При этом материалы дела не содержат доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением Предпринимателя, которые могли бы позволить суду при назначении наказания применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив минимальный размер санкции, который подлежит применению в данной ситуации.

Более того, из материалов дела следует, что при осмотре помещения магазина у Предпринимателя была изъята алкогольная продукция в значительном количестве (62 бутылки) широкого ассортимента (более 40 наименований), и это при том, что в силу Федерального закона № 171-ФЗ индивидуальным предпринимателям в принципе не может быть выдана соответствующая лицензия на торговлю алкогольной продукцией.

Примечательно также, что при таких положениях Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», запрещающего предпринимателям осуществлять торговлю алкогольной продукцией (с учетом незначительных исключений, приведенных выше), содержащего положения о запрете выдачи предпринимателям соответствующих лицензий, Предприниматель в своих объяснениях от 29.06.2023 (л.д. 16) дает УМВД лживые пояснения, что у него ранее имелась «лицензия на продажу алкоголя, которая закончилась 6 месяцев назад» (л.д. 16).

Указанное свидетельствует не только о том, что Предпринимателем допущено умышленное нарушение требований действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции, но и о том, что Предприниматель не имеет раскаяния, стремится избежать наказания любым путем, в том числе, путем доведения до УМВД информации, не отвечающей действительности.

Учитывая изложенное выше, расценивая приведенные обстоятельства, как отягощающие вину Предпринимателя, несмотря на то, что возможно учесть в качестве смягчающего ответственность обстоятельства совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), суд не усматривает оснований для снижения размера наказания Предпринимателю ниже низшего размера санкции применяемой нормы КоАП РФ, считает возможным назначить Предпринимателю наказание в виде штрафа 100 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Соответственно, требования УМВД по настоящему делу подлежат удовлетворению судом, Предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в виде штрафа в 100 000 руб. (сто тысяч руб.).

Как отмечено судом выше, по протоколу осмотра места происшествия от 16.05.2023 алкогольная продукция, находящаяся в торговой точке Предпринимателя была изъята сотрудниками УМВД (л.д. 12).

В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

На основании статьи 25 Закона 171-ФЗ и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ находящаяся на хранении у Предпринимателя в отсутствие лицензии алкогольная продукция находится в незаконном обороте и подлежит изъятию и уничтожению.

Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).

В соответствии с правовыми позициями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, указанные в пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат не конфискации, а подлежат изъятию и уничтожению.

Соответственно, изъятая по протоколу осмотра места происшествия от 16.05.2023 алкогольная продукция подлежит уничтожению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) удовлетворить.

1.Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Азербайджанская ССР, зарегистрированного Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области 26.08.2021 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП <***>, место регистрации и жительства: <...>, к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа на сумму 100 000 руб.

2.Индивидуальному предпринимателю ФИО1 уплатить сумму штрафа в течение шестидесяти дней с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель: УФК по Новгородской области (УМВД России по Новгородской области) (ОП № 1 по г. Великий Новгород); КПП 532101001, ИНН <***>, ОП № 1 по г. Великий Новгород, ОКТМО 49701000, номер счета получателя платежа 03100643000000015000 в Сбербанк России Отделение Новгород / УФК по Новгородской области г. Великий Новгород, БИК 014959900, кор/сч 40102810145370000042, КБК 18811601331010000140, УИН 18880453230000698275.

Платежный документ направить в Арбитражный суд Новгородской области.

3.В случае отсутствия документа, подтверждающего уплату штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления решения в законную силу, принудительное взыскание осуществляется на основании настоящего решения, которое направить в службу судебных приставов-исполнителей по месту жительства ФИО1.

4.Уничтожить товар (алкогольную продукцию), изъятый по протоколу осмотра места происшествия от 16.05.2023 и находящейся на хранении в комнате для хранения вещественных доказательств в здании УМВД России по г. Великий Новгород по адресу: <...>.

5.Решение для исполнения в части уничтожения товара по вступлении решения в законную силу направить в службу судебных приставов-исполнителей по месту нахождения товара.

6.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Л.А. Максимова