АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Великий Новгород | Дело № А44-5334/2021 |
Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Автоконсул»
(ИНН 1138930 , ОГРН 5321001345 )
о взыскании 4 000 руб.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области (межрайонное) (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Автоконсул» (далее-Общество) о взыскании финансовой санкции в общем размере 4 000 руб.
Определением суда от 15.09.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ); определением от 29.10.2021 суду перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку суд установил, что определение суда от 15.09.2021 ответчиком не получено, возвратилось суду как отправителю с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 51).
Определением от 05.10.2021 суд по ходатайству заявителя произвел замену заявителя по делу № А44-5334/2021 - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) на его процессуального правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее-Отделение).
В судебное заседание 15.12.2021 представители сторон не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (пять отправлений суда, направленных по адресу регистрации Общества как юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, возвратились с отметкой отделения почтовой связи «истек срок хранения заказной корреспонденции»; в силу статьи 9 АПК РФ Общество несет риск последствий своего бездействия по получению заказной корреспонденции, поскольку в силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ Общество считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела). От Отделения поступило письменное ходатайство от 01.12.2021 о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд рассмотрел дело в порядке статьи 215 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Общество как лицо, производящее выплаты физическим лицам, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.
1.Общество представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная», СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год в установленные законом сроки.
При сверке персонифицированных сведений о застрахованных лицах Управление установило несоответствие сведений по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год сведениям СЗВ-М «исходная», в которой были отражены сведения о застрахованном лице ФИО1 за январь-март 2018 года, о застрахованном лице ФИО2 за февраль 2018 года отсутствующие в сведениях СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год.
Управление составило акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.04.2019 № 063S18190002827.
Управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.06.2019 № 063S19190003226.
Размер финансовой санкции за недостоверность представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год составил 1000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица х 1 год).
Для добровольной уплаты финансовой санкции Обществу направлено требование от 25.06.2019 № 063S01190005626. До настоящего времени финансовая санкция не уплачена.
2.Кроме того, Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за декабрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица 19.04.2019, за февраль 2018 года – 28.05.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
По данным фактам Управлением составлены акты от 26.04.2019 № 063S18190002864, от 07.08.2019 № 063S18190003800, направленные в адрес Общества.
По фактам правонарушения Управлением приняты решения от 05.06.2019 № 063S019190003287, от 11.09.2019 № 063S19190004235 о применении к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в общем размере 1 000,0 руб. (1 годх500,0х2). Решение в установленный срок ответчиком не оспорено.
Требования Управления от 01.07.2019 № 063S01190005672, от 01.10.2019 № 063S01190006758 Общество в добровольном порядке не исполнило.
3. Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2020 года 22.05.2020 с нарушением установленного срока.
Управление составило акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.09.2020 № 063S18200003205.
Управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.10.2020 № 063S19200003440.
Размер финансовой санкции за недостоверность представленных сведений по форме «дополняющая» за апрель 2020 года составил 1000 руб. (500 руб. х 2 застрахованное лицо х 1 месяц).
Для добровольной уплаты финансовой санкции Обществу направлено требование от 09.11.2020 № 063S01200003724.
4. При проведении сверки сведений о застрахованных лицах Управлением выявлено, что Общество в установленный законом срок не представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год на 2 застрахованных лиц, по которым представлялись сведения СЗВ-М «исходная» за январь-июль 2020 года.
Управление составило акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.04.2021 № 063S18210002870.
Управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.06.2021 № 063S19210003625.
Размер финансовой санкции за недостоверность представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год составил 1000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица х 1 год).
Для добровольной уплаты финансовой санкции Обществу направлено требование от 26.06.2021 № 063S01210003933.
В связи с тем, что указанные в требованиях суммы финансовых санкций Обществом не уплачены в добровольном порядке, Отделение обратилось в арбитражный суд за взысканием общей суммы финансовых санкций в общей сумме 4000 руб.
Оценив доводы заявления в совокупности и взаимной связи с имеющимися в деле доказательствами, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Согласно частям 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее-Закон № 27-ФЗ).
В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Пенсионный фонд сведений.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (СЗВ-СТАЖ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (СЗВ-М) (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗпредусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 № 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Приложением № 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением № 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ, взыскание штрафа производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция №766н), утратившей силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 22.04.2020 №211н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пунктам 37, 39 ранее действующей Инструкции №766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Аналогичные положения в части направления в адрес страхователя уведомления об устранении выявленных расхождений закреплены в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция № 211н), действующей с 27.07.2020.
В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции № 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в Управление СЗВ-М «исходная», СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год в установленные законом сроки, при этом Управление установило несоответствие сведений по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год сведениям СЗВ-М «исходная», в которой были отражены сведения о застрахованном лице ФИО1 за январь-март 2018 года, о застрахованном лице ФИО2 за февраль 2018 года отсутствующие в сведениях СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год. Кроме того, Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за апрель 2020 года 22.05.2020 с нарушением установленного срока. Также Управлением выявлено, что Общество в установленный законом срок не представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год на 2 застрахованных лиц, по которым представлялись сведения СЗВ-М «исходная» за январь-июль 2020 года.
Указанное подтверждается актами об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.04.2019 № 063S18190002827, от 09.09.2020 № 063S18200003205, от 27.04.2021 № 063S18210002870.
Таким образом, ввиду непредставления в установленный срок достоверных сведений СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2018 год, СЗВ-М «исходная» за апрель 2020 года, СЗВ-СТАЖ за 2020 год суд полагает, что в данных случаях имеется состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, и отсутствуют основания для освобождения Общества от привлечения к ответственности, соответственно, суд полагает правомерным вынесение Управлением решений о применении в отношении Общества финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.06.2019 № 063S19190003226, от 14.10.2020 № 063S19200003440, от 09.06.2021 № 063S19210003625 на общую сумму финансовых санкций 3 000 руб.
Поскольку Общество доказательств уплаты указанных санкций в общей сумме 3 000 руб. суду не представило, суд полагает требования Отделения в части взыскания с Общества финансовых санкций в общей сумме 3 000 руб. обоснованными и законными, подлежащими удовлетворению судом.
При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения остальной части требований Отделения.
Судом установлено, что Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «дополняющая» за декабрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица 19.04.2019, за февраль 2018 года – 28.05.2019, то есть с нарушением установленного законом срока для предоставления исходных сведений.
По данным фактам Управлением составлены акты от 26.04.2019 № 063S18190002864, от 07.08.2019 № 063S18190003800, приняты решения от 05.06.2019 № 063S019190003287, от 11.09.2019 № 063S19190004235 о применении к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в общем размере 1 000,0 руб.
Однако, положениями статей 15,17 Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 211н, действующей с 27.07.2020, закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, и направлять страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок.
Как следует из материалов дела, в представленных Обществом сведениях по форме СЗВ-М «дополняющая» за февраль, декабрь 2018 года указано застрахованное лицо, которое не было указано в сведениях «исходных» форм за названный период.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что уведомления об устранении нарушений ввиду неполноты «исходных» сведений в адрес ответчика по указанному периоду не направлялось, поскольку нарушение Управлением не было выявлено, Общество устранило его самостоятельно. Сведения о дополнительных застрахованных лицах представлены Обществом в Управление с кодом «доп» до того момента, когда Управлением был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, Общество самостоятельно устранило нарушение до выявления его Управлением и воспользовалось правом на представление сведений с кодом «доп», которое предоставляют страхователю положения статьи 15 Закона № 27-ФЗ, определяющие возможность представления дополнительных сведений и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Согласно пункту 40 Инструкции № 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция № 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции № 211н).
Однако, при оценке приведенных положений Инструкции № 211н необходимо учитывать следующее.
Статьей 19 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.2.82. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Министерство самостоятельно принимает инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, в том числе порядок и сроки приема и учета Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесения указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Как указано в пункте 1 Инструкции, последняя определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе:
а) порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
б) порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности;
в) порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
г) порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, Инструкция, разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Законом № 27-ФЗ, не вправе определять обстоятельства, при которых наступает ответственность, установленная законом.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, однако, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона № 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятие новой Инструкции № 211н не может устанавливать и не устанавливает новые основания для привлечения к ответственности, соответственно, ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Таким образом, суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона № 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
В целом по смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки.
Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае представление корректирующих сведений по «дополняющей» форме не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ, тем более, что исходный отчет за названный период принят Управлением без замечаний (недостоверность, неполнота сведений не установлена), соответственно, суд приходит к выводу, что у Управления отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за представление сведений по форме СЗВ-М «дополняющая» на сумму финансовой санкции 1 000 руб.
Сам факт того, что законодателем разработана «дополняющая» форма отчетности, свидетельствует о допустимости дополнения страхователем ранее принятых Управлением сведений о застрахованных лицах за отчетный период.
Данный правоприменительный подход определен Верховным Судом Российской Федерации в определениях № 303-КГ18-99 от 02.07.2018, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769.
Иные доводы Управления об обратном, изложенные в заявлении, отклоняются судом, как основанные на ошибочном толковании вышеуказанных норм права.
Поскольку Общество самостоятельно устранило ошибки при представлении исходных сведений индивидуального персонифицированного учета путем представления в Управление дополнительных сведений за соответствующий период до ее обнаружения Управлением, то имеется возможность не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, материалами дела, представленными суду, не подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности по решениям Управления от 05.06.2019 № 063S019190003287, от 11.09.2019 № 063S19190004235 на сумму финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в 1 000 руб., которая не может быть взыскана судом по заявлению Отделения.
Исходя из изложенного выше, заявленные Отделением ПФ требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Общества финансовой санкции в общей сумме 3 000,0 руб., в остальной части требования подлежат отклонению судом.
В соответствии со статьей 168 АПК РФ при вынесении решения суд распределяет судебные расходы.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, ввиду частичного удовлетворения требований Отделения взысканию с Общества в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 1500 руб.
РЕШИЛ:
1.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автоконсул» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 173016, <...>) в пользу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (ОГРН <***>) за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» и СЗВ-СТАЖ «исходная» по решениям от 04.06.2019 № 063S19190005626, от 14.10.2020 № 063S19200003440, от 09.06.2021 № 063S19210003625 финансовую санкцию в общей сумме 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
2.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Автоконсул» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 173016, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
3.Исполнительный лист по пункту 1 решения выдать по письменному заявлению взыскателя по вступлении настоящего решения в законную силу, по пункту 2 решения – по истечении 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
4.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Максимова